FXWizard
Гуру форума
27 уроков из истории развития налоговых систем
Тезис о том, что великие империи погубили себя налогами, находит все больше подтверждений. Налоги часто были запалом, с которого начинались большие социальные взрывы. По мнению одно ученого, цивилизация Майя закончилась, когда ее граждане начали убегать от налогов в джунгли. Давайте посмотрим, какие уроки нам дает многовековая история налогообложения.
Сильное повышение правительством налоговой нагрузки может привести к четырем ситуациям, три из которых – плохие: 1) бунт, 2) уклонение от уплаты налогов и 3) переход в другую налоговую юрисдикцию. В стране высоких налогов также часты инфляция, низкая производительность труда, замедление темпов экономического роста и расширение полномочий бюрократии. Все это приводит к эрозии индивидуальных свобод. Налогоплательщики, как правило, не осознают, насколько велико налоговое бремя. Они не знают, каким оно было 20 – 30 лет назад, поэтому к налоговым бунтам доходит редко: правительство повышает налоги не одним большим рывком, а мелкими «шажками». Наряду с войнами и загрязнением окружающей среды, налоги можно назвать одним из самых больших бедствий XX века.
Налоги являются точным барометром социального порядка. Много можно сказать об обществе на основании того, какие налоги установлены в стране, кто их платит, кто оценивает налоговую базу, кто собирает налоги и как они расходуются. История цивилизаций показывает, что чиновники и политики при власти платят меньше налогов, чем простые смертные.
С точки зрения этики налоговая система должна быть основана на двух положениях: Во-первых, долгом каждого правительства является разработка справедливой и эффективной налоговой системы. «Справедливой» с точки зрения оценки и сбора налогов. «Эффективной» с точки зрения того, как управляются и тратятся государственные деньги.
Вот основные уроки из истории развития налоговых систем и цивилизаций:
1) многие великие страны погубили себя налогами и наоборот: многие государства стали великими и богатыми, потому что создали эффективную налоговую систему, которая стимулировала экономический рост и развитие бизнеса.
2) Какие бы налоги вы не устанавливали, за ними должен быть контроль, чтобы не пострадал свобода.
3) Всеохватывающая налоговая система предполагает наличие большой власти в руках чиновников. Со временем она трансформируется в огромную – не только над налогоплательщиками, но и над остальными органами власти. Даже короли и императоры вынуждены были капитулировать перед налоговыми органами.
4) Древние греки построили первую цивилизацию без деспотизма. Они открыли путь к прогрессивному обществу, поняв, что тирания является продуктом плохой налоговой системы, особенно прямых налогов.
5) Во время войны или чрезвычайной ситуации, которые требуют больших расходов, надо, чтобы все граждане облагались налогами в соответствие с их располагаемыми активами, а не по произвольным принципам, устанавливаемым сборщиками налогов.
6) Природа не распределяет богатство равномерно. Все мы знаем, что люди — разные по своим способностям и талантам. Некоторые граждане будут гораздо богаче других. Они предоставляют обществу много услуг, в том числе рабочие места, новые технологии. Они платят больше налогов и занимаются благотворительностью. Чтобы богатые граждане делились с обществом, надо использовать силу убеждения и общественного мнения, а не законодательного принуждения.
7) Все граждане, начиная от призывников, заканчивая лидерами, должны служить государству бескорыстно и, если возможно, без оплаты. Их должна мотивировать любовь к стране и долг служения ей. Их главной наградой должна быть общественная похвала и одобрение соотечественников за хорошо сделанную работу.
8) Недовольство налогоплательщиков ставит под угрозу благополучие и социальный порядок в большей степени, чем неправильно ведущие себя налогоплательщики. Поэтому закон должен быть направлен против рвения налоговиков, а не против злых налогоплательщиков.
9) Чтобы налоги воспринимались, как законные, необходимо общественное согласие. Если государство устанавливает налоги без согласия граждан, тогда гражданское неповиновение и бунт оправданы.
10) Налоговые исключения по своей природе несправедливы, если только они не применяются ко всем. Если конституционный принцип равенства перед законом применить по отношению к налогам, то все граждане и компании должны платить одинаковые налоги.
11) Свобода защищается от доминации государства путем сохранения права на невмешательство в личную жизнь. Банковская тайна является одним из краеугольных камней свободы. Она уходит корнями в раннее английское право «Мой дом – моя крепость». Имеется в виду активы.
12) Налоги гораздо чаще были причинами революций, чем другие причины. Люди редко бунтуют и восстают против власти, если уплачиваемые ими налоги разумны.
13) Мудрый правитель не меняет эффективную налоговую систему. Разрушайте социальный порядок, если вам это остро необходимо (как Кортес в Мексике), но никогда не разрушайте эффективно работающую налоговую систему.
14) Войны являются причинами роста налогов и налоговых ставок. После окончания войны правительства стараются сохранить увеличившееся налоговое бремя.
15) Увеличение налогового бремени ведет к интенсификации процесса ухода от налогов.
16). Если уход от налогов стал общественной нормой, его очень трудно искоренить.
17) Уход от налогов не всегда является злом. Такое действие часто было своеобразным клапаном, предохранителем от насилия и бунта.
18) Большое богатство исчезает, как только правительство начинает действовать по принципу «обдерем до нитки богатых». У богатых всегда есть способы избежать уплаты налогов.
19) Подоходный налог – это испорченный, гнилой способ обложения налогами богатства, потому что чем богаче человек, тем легче ему избежать уплаты налогов. Объем капитала человека и его способность платить не обязательно напрямую коррелируют с его налогооблагаемой базой для налога на прибыль.
20) Люди склоны сопротивляться налогам следующими способами: 1) законный уход от налогов при помощи существующих бухгалтерских и законодательных практик, 2) если такая форма поведения невозможна, значит, используется незаконный уход от уплаты налогов или переезд в другую налоговую юрисдикцию; 3) бунт, 4) наконец, если нет другой альтернативы, люди становятся крепостными, если крепостничество является единственно возможной формой избавления от чрезвычайно высокого налогообложения.
21) Прогрессивные ставки налогов не основаны ни на каких принципах или стандартах. Они быстро трансформируются в жесткий инструмент давления на небольшую группу богатых, которые не могут обеспечить себе широкой электоральной поддержки.
22) Патриотизм подрывается высокими налогами. Высокие ставки налогов, способ оценки налоговой базы и их сбора подрывают позитивный общественный эффект патриотизма.
23) Исторически создание десижн-мейкеров по налогам часто было похоже на швейцарский сыр. Налоговые системы изобиловали дырками, т. е. легальными возможностями ухода от налогов. Наличие многочисленных льгот в налоговом законодательстве превращает сознание налогоплательщиков в швейцарский сыр.
24) Налоги, которые не распределены среди налогоплательщиков справедливо и беспристрастно, теряют всякую силу моральных обязательств.
25) «Налоги – это плата за цивилизованное общество». При этом механизмы и содержание системы налогообложения, способ расходования средств налогоплательщиков определяют, является ли наше общество добродетельным или порочным.
26) Свобода склона сеять семена собственного разрушения: свободные люди склонны предоставлять большие налоговые полномочия правительству. Они не осознают, что злоупотребление этими полномочиями разрушает свободу, защиту и сохранение которой власти декларируют.
27) Война неизбежно влечет за собой большие расходы. Большие расходы – это высокие налоги. Высокие налоги душат торговлю и являются причиной экономической стагнации и упадка.
К сожалению, большинство стран Запада игнорирует данные уроки. Небольшие налоговые послабления 1980-х сменились ростом налоговой нагрузки в 1990-х. Страны Европы ведут себя, как некогда граждане имперской Испании. Они на протяжении 400 лет хотели уменьшить налоги, но не могли поменять правительство.
Многие налоговые реформы концентрируют свое внимание только на ставках тех или иных налогов. Это весьма поверхностный подход. Необходимо учитывать и издержки сбора налогов, то влияние, которое оказывает налоговая шпиономания. Не столько налоговые ставки сами по себе, а именно механизмы оценки налоговой базы, сбора налогов составляли предмет борьбы между государством и гражданами на протяжении многих цивилизаций.
Чарльз Адамс выражает сильную тревогу относительно динамики налоговых систем Запада и США в частности. Государство через систему кредитных карточек и номера карт социального страхования может знать о гражданине все. Мы придем в своем развитии к той стадии, когда граждане превратятся в крепостных налогоплательщиков, как в позднем Риме? Сегодняшнее развитие правовой и налоговой системы, наличие разного рода приборов для слежки не исключают такую вероятность. Мы можем оказаться в кандалах неокрепостного права, заправлять которым будет сборщик налогов. Если это произойдет, тогда борьба между демократиями и диктатурами вступит в новую фазу. Выбор будет не между свободой и рабством, а скорее между разными формами бюрократического рабства.
Чтобы этот пессимистический сценарий не оправдался, нам надо вернуться к философии эпохи просвещения, к идеям малого, ответственного государства. Именно они обеспечили процветание всех известных миру цивилизаций: от древнего Египта до современной американской системы.
P.S. На рисунке вверху — картина Маринуса ван Роймерсвеле «Сборщик налогов», 1542 год.
Источник: Налоговещание
Тезис о том, что великие империи погубили себя налогами, находит все больше подтверждений. Налоги часто были запалом, с которого начинались большие социальные взрывы. По мнению одно ученого, цивилизация Майя закончилась, когда ее граждане начали убегать от налогов в джунгли. Давайте посмотрим, какие уроки нам дает многовековая история налогообложения.
Сильное повышение правительством налоговой нагрузки может привести к четырем ситуациям, три из которых – плохие: 1) бунт, 2) уклонение от уплаты налогов и 3) переход в другую налоговую юрисдикцию. В стране высоких налогов также часты инфляция, низкая производительность труда, замедление темпов экономического роста и расширение полномочий бюрократии. Все это приводит к эрозии индивидуальных свобод. Налогоплательщики, как правило, не осознают, насколько велико налоговое бремя. Они не знают, каким оно было 20 – 30 лет назад, поэтому к налоговым бунтам доходит редко: правительство повышает налоги не одним большим рывком, а мелкими «шажками». Наряду с войнами и загрязнением окружающей среды, налоги можно назвать одним из самых больших бедствий XX века.
Налоги являются точным барометром социального порядка. Много можно сказать об обществе на основании того, какие налоги установлены в стране, кто их платит, кто оценивает налоговую базу, кто собирает налоги и как они расходуются. История цивилизаций показывает, что чиновники и политики при власти платят меньше налогов, чем простые смертные.
С точки зрения этики налоговая система должна быть основана на двух положениях: Во-первых, долгом каждого правительства является разработка справедливой и эффективной налоговой системы. «Справедливой» с точки зрения оценки и сбора налогов. «Эффективной» с точки зрения того, как управляются и тратятся государственные деньги.
Вот основные уроки из истории развития налоговых систем и цивилизаций:
1) многие великие страны погубили себя налогами и наоборот: многие государства стали великими и богатыми, потому что создали эффективную налоговую систему, которая стимулировала экономический рост и развитие бизнеса.
2) Какие бы налоги вы не устанавливали, за ними должен быть контроль, чтобы не пострадал свобода.
3) Всеохватывающая налоговая система предполагает наличие большой власти в руках чиновников. Со временем она трансформируется в огромную – не только над налогоплательщиками, но и над остальными органами власти. Даже короли и императоры вынуждены были капитулировать перед налоговыми органами.
4) Древние греки построили первую цивилизацию без деспотизма. Они открыли путь к прогрессивному обществу, поняв, что тирания является продуктом плохой налоговой системы, особенно прямых налогов.
5) Во время войны или чрезвычайной ситуации, которые требуют больших расходов, надо, чтобы все граждане облагались налогами в соответствие с их располагаемыми активами, а не по произвольным принципам, устанавливаемым сборщиками налогов.
6) Природа не распределяет богатство равномерно. Все мы знаем, что люди — разные по своим способностям и талантам. Некоторые граждане будут гораздо богаче других. Они предоставляют обществу много услуг, в том числе рабочие места, новые технологии. Они платят больше налогов и занимаются благотворительностью. Чтобы богатые граждане делились с обществом, надо использовать силу убеждения и общественного мнения, а не законодательного принуждения.
7) Все граждане, начиная от призывников, заканчивая лидерами, должны служить государству бескорыстно и, если возможно, без оплаты. Их должна мотивировать любовь к стране и долг служения ей. Их главной наградой должна быть общественная похвала и одобрение соотечественников за хорошо сделанную работу.
8) Недовольство налогоплательщиков ставит под угрозу благополучие и социальный порядок в большей степени, чем неправильно ведущие себя налогоплательщики. Поэтому закон должен быть направлен против рвения налоговиков, а не против злых налогоплательщиков.
9) Чтобы налоги воспринимались, как законные, необходимо общественное согласие. Если государство устанавливает налоги без согласия граждан, тогда гражданское неповиновение и бунт оправданы.
10) Налоговые исключения по своей природе несправедливы, если только они не применяются ко всем. Если конституционный принцип равенства перед законом применить по отношению к налогам, то все граждане и компании должны платить одинаковые налоги.
11) Свобода защищается от доминации государства путем сохранения права на невмешательство в личную жизнь. Банковская тайна является одним из краеугольных камней свободы. Она уходит корнями в раннее английское право «Мой дом – моя крепость». Имеется в виду активы.
12) Налоги гораздо чаще были причинами революций, чем другие причины. Люди редко бунтуют и восстают против власти, если уплачиваемые ими налоги разумны.
13) Мудрый правитель не меняет эффективную налоговую систему. Разрушайте социальный порядок, если вам это остро необходимо (как Кортес в Мексике), но никогда не разрушайте эффективно работающую налоговую систему.
14) Войны являются причинами роста налогов и налоговых ставок. После окончания войны правительства стараются сохранить увеличившееся налоговое бремя.
15) Увеличение налогового бремени ведет к интенсификации процесса ухода от налогов.
16). Если уход от налогов стал общественной нормой, его очень трудно искоренить.
17) Уход от налогов не всегда является злом. Такое действие часто было своеобразным клапаном, предохранителем от насилия и бунта.
18) Большое богатство исчезает, как только правительство начинает действовать по принципу «обдерем до нитки богатых». У богатых всегда есть способы избежать уплаты налогов.
19) Подоходный налог – это испорченный, гнилой способ обложения налогами богатства, потому что чем богаче человек, тем легче ему избежать уплаты налогов. Объем капитала человека и его способность платить не обязательно напрямую коррелируют с его налогооблагаемой базой для налога на прибыль.
20) Люди склоны сопротивляться налогам следующими способами: 1) законный уход от налогов при помощи существующих бухгалтерских и законодательных практик, 2) если такая форма поведения невозможна, значит, используется незаконный уход от уплаты налогов или переезд в другую налоговую юрисдикцию; 3) бунт, 4) наконец, если нет другой альтернативы, люди становятся крепостными, если крепостничество является единственно возможной формой избавления от чрезвычайно высокого налогообложения.
21) Прогрессивные ставки налогов не основаны ни на каких принципах или стандартах. Они быстро трансформируются в жесткий инструмент давления на небольшую группу богатых, которые не могут обеспечить себе широкой электоральной поддержки.
22) Патриотизм подрывается высокими налогами. Высокие ставки налогов, способ оценки налоговой базы и их сбора подрывают позитивный общественный эффект патриотизма.
23) Исторически создание десижн-мейкеров по налогам часто было похоже на швейцарский сыр. Налоговые системы изобиловали дырками, т. е. легальными возможностями ухода от налогов. Наличие многочисленных льгот в налоговом законодательстве превращает сознание налогоплательщиков в швейцарский сыр.
24) Налоги, которые не распределены среди налогоплательщиков справедливо и беспристрастно, теряют всякую силу моральных обязательств.
25) «Налоги – это плата за цивилизованное общество». При этом механизмы и содержание системы налогообложения, способ расходования средств налогоплательщиков определяют, является ли наше общество добродетельным или порочным.
26) Свобода склона сеять семена собственного разрушения: свободные люди склонны предоставлять большие налоговые полномочия правительству. Они не осознают, что злоупотребление этими полномочиями разрушает свободу, защиту и сохранение которой власти декларируют.
27) Война неизбежно влечет за собой большие расходы. Большие расходы – это высокие налоги. Высокие налоги душат торговлю и являются причиной экономической стагнации и упадка.
К сожалению, большинство стран Запада игнорирует данные уроки. Небольшие налоговые послабления 1980-х сменились ростом налоговой нагрузки в 1990-х. Страны Европы ведут себя, как некогда граждане имперской Испании. Они на протяжении 400 лет хотели уменьшить налоги, но не могли поменять правительство.
Многие налоговые реформы концентрируют свое внимание только на ставках тех или иных налогов. Это весьма поверхностный подход. Необходимо учитывать и издержки сбора налогов, то влияние, которое оказывает налоговая шпиономания. Не столько налоговые ставки сами по себе, а именно механизмы оценки налоговой базы, сбора налогов составляли предмет борьбы между государством и гражданами на протяжении многих цивилизаций.
Чарльз Адамс выражает сильную тревогу относительно динамики налоговых систем Запада и США в частности. Государство через систему кредитных карточек и номера карт социального страхования может знать о гражданине все. Мы придем в своем развитии к той стадии, когда граждане превратятся в крепостных налогоплательщиков, как в позднем Риме? Сегодняшнее развитие правовой и налоговой системы, наличие разного рода приборов для слежки не исключают такую вероятность. Мы можем оказаться в кандалах неокрепостного права, заправлять которым будет сборщик налогов. Если это произойдет, тогда борьба между демократиями и диктатурами вступит в новую фазу. Выбор будет не между свободой и рабством, а скорее между разными формами бюрократического рабства.
Чтобы этот пессимистический сценарий не оправдался, нам надо вернуться к философии эпохи просвещения, к идеям малого, ответственного государства. Именно они обеспечили процветание всех известных миру цивилизаций: от древнего Египта до современной американской системы.
P.S. На рисунке вверху — картина Маринуса ван Роймерсвеле «Сборщик налогов», 1542 год.
Источник: Налоговещание