FXWizard
Гуру форума
Долговой лимит и мировой порядок 21 века
Те, кто еще помнит крах на Уолл-стрит в 1929 году и выход Штатов из Золотого стандарта при Рузвельте - а их остались единицы - наверняка не забыли и витавшие в воздухе предчувствия, что Америка уже достигла своего пика, и ее модель капитализма устарела. Русское торговое агентство Амторг в Нью Йорке объявило набор на 6 тыс. вакансий для квалифицированных электриков, химиков, сантехников, стоматологов и тому подобных специалистов для работы в Советском Союзе, который тогда считался раем для человечества, или "вершиной неугасаемой нравственности", - как выразился Эдмунд Уилсон. Говорят, что пришло 100 тыс. человек. Журналисты и эксперты без конца писали только о ситуации в Соединенных Штатах. Yale Review, Harpers, и Atlantic - все издания публиковали статьи, кричавшие об угрозе неизбежной революции.
Но спустя двенадцать лет экономика США уже отвечали за половину всего мирового объема производства, считались крупнейшей военной силой Запада и, фактически, заправляли делами в Японии и Германии. Те, кто помоложе - вроде меня - и помнят только импичмент президента Ричарда Никсона и то, как последние американские граждане поднялись в воздух на вертолете с крыши американского посольства в Сайгоне в 1975 году, не забыли о звучавших тогда в полный голос предостережениях, что Штаты уже не смогут оправиться от нанесенного им поражения. Кризис доверия Картера, революция в Никарагуа, вторжение Советского Союза в Афганистан, взятие заложников в Иране - эти события следовали одно за другим и, казалось, приближали закат Американской империи.
Но теперь-то мы все знаем, что это был лишь временный спад, который позволил Штатам выйти на новый уровень мирового господства. Но к 1990-м Америке удалось вернуть себе титул бесспорного гегемона во всех областях. В течение следующего десятилетия Бил Клинтон восстановил экономическое благополучие страны - не без помощи Кремниевой долины, разумеется, Европа сильно отстала, а Япония и вовсе выбыла из игры. История Америки в двадцатом веке красноречиво говорит о том, что нынешние стенания о "падении империи", мягко говоря, преувеличены. Неужели Вашингтон действительно считается более не достойным мирового лидерства из-за спора о долговом лимите, или из-за пристрастий "Чайной партии"?
На этот раз считается, что Китай и другие развивающиеся страны - вооруженные валютными резервами на сумму 9 трлн. долларов - поставят Америку на колени, отказав ей в инвестициях, и положив конец "неоправданному преимуществу". Я уже писал на эту тему ранее, в основном, цитируя мнения других. Теперь выскажу свое собственное. Безусловно, сложно не согласиться с тем, что Капитолийский холм слишком потакает своим прихотям, а поляризация избирательных округов по оси налоговой идеологии (с движением за снижение налогового бремени с одной стороны, сторонниками программ социального обеспечения, требующих много денег, с другой стороны) - это новое слово в американской политике и потенциальная угроза республике. Разногласия до добра не доводят. Долговой лимит - это примитивный инструмент, такой же глупый и никчемный, как Фискальный договор в Европе. От него нужно избавиться в срочном порядке.
Также не понимаю, как можно утверждать, что проблема с остановкой работы правительства уже позади, когда нам еще трижды придется пройти через аналогичные ситуации: в январе, в феврале и в марте. Не исключено, что еще четыре месяца перманентного конфликта убьют восстановление и спровоцируют падение темпов экономического роста, что станет серьезным потрясением для дефляционной Европы. Однако скажу пару слов в защиту Конгресса: размер и роль американского правительства - это вопросы политического веса. Эта эпическая битва в Вашингтоне наглядно демонстрирует то, как демократия борется с проблемами, не имеющими простых решений. Партии настроены жестко, потому что такова позиция их избирателей. Америка проходит свои узкие места мирно, или же через конфликт, но все равно проходит. Белый дом совершил большую непростительную ошибку, пригрозив дефолтом, если долговой лимит не будет повышен, и начав спекулировать на угрозе второго Lehman, "или даже хуже", и кричать о катастрофе на каждом углу. Президенты не должны угрожать дефолтом. Однако проблема не в этом.
Долговой лимит грозит нам жестким финансовым шоком, связанным с попыткой скорректировать балансы и избежать дефолта. Может ли ситуация выйти из-под контроля и закончиться селективным дефолтом? Да, возможно, и тогда на рынке CDS начнется настоящее веселье, однако, до настоящего дефолта США по своим обязательствам тут далеко. Конечно, страна с рейтингом ААА не может вести свои дела подобным образом, но, оглядевшись как следует, я не нашел страны мирового значения, которая вела бы свои дела безупречно. (Если кто-то подумал про Германию, напомню, что она далеко не пример для подражания по ряду причин, которые станут очевидными в ближайшие десять лет, когда станет ясно, что она не смогла сформировать адекватную политику в области энергетики, и найти подходящее решение для валютного кризиса в Европе; кроме того, Германия хронически не способна привести в порядок свои внешние счета и сделать что-то с жалкими темпами роста заработной платы).
Китай и другие развивающиеся страны нагнетают обстановку вокруг уровня долга в США, но, по большому счету, это все пустые слова. Эти страны накопили большие валютные резервы, сдерживая рост национальных валют, и, таким образом, оберегая своих экспортеров от конкуренции. А это уже меркантильное злоупотребление в мировой торговой системе, которое ставит открытый американский рынок в невыгодное положение. Всякий раз, когда я вижу хронический структурный профицит текущего счета (если это, конечно не товарная страна типа Норвегии), я сразу подозреваю злой умысел. Они ведут нечестную игру. И, в то же время, роют яму, в которую сами же и попадут.
Да, эти страны могут, при желании продать имеющиеся у них долговые обязательства США. Но в результате их собственные валюты стремительно подорожают - если они не найдут другой ликвидный иностранный актив на замену казначейским облигациям. А выбор совсем невелик. Им грозит дефляционный шок. Значительная доля крупных компаний экспортного сектора пойдут по миру. Начнется банковский кризис. В любом случае, те, кто громче других кричат о размере долга в США, продолжают покупать его в первых рядах. В сентябре Китай купил иностранные облигации на сумму 70 млрд. долларов, при этом данные по движению капитала говорят о том, что большая часть этой суммы была потрачена на долларовые инструменты.
В то же время, эти страны не зря переживают из-за политических событий в США. Когда Федрезерв начнет сокращать стимулы, долларовая ликвидность, хлынувшая в свое время на рынки Азии и Латинской Америки начнет испаряться. По меньшей мере 4 трлн. долларов в иностранных фондах, попавшие на развивающиеся рынки за период с 2009 года, вернутся назад, и, скорее всего, быстрее, чем ушли. Летняя паника по поводу сокращения - это лишь легкая закуска, а не основное блюдо, оно еще впереди.
Доллар будет расти и расти, до тех пор, пока половина всего мира не начнет биться в конвульсиях. Доходность по 10-летним гос. облигациям - всемирно признанная цена денег - тоже будет расти, и мир снова скорчится от боли.
Кроме того, мы скоро поймем, что долговые проблемы Китая тоже предлагают широкое поле для творчества среди пессимистов. Последние данные, опубликованные Международным валютным фондом, говорят о том, что совокупный дефицит бюджета в Китае составляет 9.3% (без учета продажи земли) - это один из худших показателей в мире. Объемы кредитования в Китае выросли на 75% от ВВП за последние пять лет до 200% - это самые быстрые темпы за всю историю мировой экономики после Второй мировой войны. Китай использует фискальные и кредитные стимулы, но экономика все равно слабеет. Пекин может, при необходимости, еще много раз снизить требования к резервам, поэтому игра еще не окончена. Но вот тут-то и есть чем поживиться журналистам и обозревателям.
Мои читатели знают, что я отношу себя к осторожным быкам по Китаю (придерживаясь при этом однозначно медвежьего прогноза по России и чуть менее пессимистичного взгляда на Бразилию). Премьер Ли Кецян первоклассный мандарин. Он знает, что нужно сделать, чтобы вырвать Китай из ловушки среднего класса, куда ее непременно загонят нынешние политики. Возможно, ему даже удастся приручить огромную бюрократическую машину и усмирить сторонников Мао. Допустим, что ему удастся достичь хотя бы части намеченных целей. Но за последний год рабочая сила Китая сократилась на три миллиона, и процесс продолжается. Резервная армия дешевой рабочей силы достигла максимума на уровне 150 млн. человек в 2010 году. Согласно прогнозам, этого хватит до 2020 года в лучшем случае. В полугодовом отчете МВФ "Хроника предсказанного падения: достиг ли Китай разворотной точки Льюиса" говорится о том, что к началу 2030-х годов страна столкнется с дефицитом рабочей силы в размере примерно 140 млн. человек - это самый масштабный коллапс рынка труда.
Не буду вдаваться в демографические подробности, скажу только, что Штаты - единственная крупная экономика с коэффициентом рождаемости и возрастной структурой, необходимыми для поддержания динамичного роста еще два десятка лет, хотя Франция и Великобритания также показывают неплохие результаты и, вероятно, скоро обгонят быстро стареющую Германию. Темпы роста ВВП в Китае и США сближаются быстрее, чем кажется на первый взгляд. Китайской экономике вряд ли удастся обогнать Штаты - не в этом столетии, это точно. Двадцать первый век может оказаться веком Америки, как и предыдущий. Поэтому, если Конгресс не сотворит большую глупость, долговые проблемы 2013 года, скорее всего, развеются как дым, и мы скоро забудем, из-за чего было столько шума.
Амброз Эванс Питчард
Подготовлено по материалам The Telegraph
Те, кто еще помнит крах на Уолл-стрит в 1929 году и выход Штатов из Золотого стандарта при Рузвельте - а их остались единицы - наверняка не забыли и витавшие в воздухе предчувствия, что Америка уже достигла своего пика, и ее модель капитализма устарела. Русское торговое агентство Амторг в Нью Йорке объявило набор на 6 тыс. вакансий для квалифицированных электриков, химиков, сантехников, стоматологов и тому подобных специалистов для работы в Советском Союзе, который тогда считался раем для человечества, или "вершиной неугасаемой нравственности", - как выразился Эдмунд Уилсон. Говорят, что пришло 100 тыс. человек. Журналисты и эксперты без конца писали только о ситуации в Соединенных Штатах. Yale Review, Harpers, и Atlantic - все издания публиковали статьи, кричавшие об угрозе неизбежной революции.
Но спустя двенадцать лет экономика США уже отвечали за половину всего мирового объема производства, считались крупнейшей военной силой Запада и, фактически, заправляли делами в Японии и Германии. Те, кто помоложе - вроде меня - и помнят только импичмент президента Ричарда Никсона и то, как последние американские граждане поднялись в воздух на вертолете с крыши американского посольства в Сайгоне в 1975 году, не забыли о звучавших тогда в полный голос предостережениях, что Штаты уже не смогут оправиться от нанесенного им поражения. Кризис доверия Картера, революция в Никарагуа, вторжение Советского Союза в Афганистан, взятие заложников в Иране - эти события следовали одно за другим и, казалось, приближали закат Американской империи.
Но теперь-то мы все знаем, что это был лишь временный спад, который позволил Штатам выйти на новый уровень мирового господства. Но к 1990-м Америке удалось вернуть себе титул бесспорного гегемона во всех областях. В течение следующего десятилетия Бил Клинтон восстановил экономическое благополучие страны - не без помощи Кремниевой долины, разумеется, Европа сильно отстала, а Япония и вовсе выбыла из игры. История Америки в двадцатом веке красноречиво говорит о том, что нынешние стенания о "падении империи", мягко говоря, преувеличены. Неужели Вашингтон действительно считается более не достойным мирового лидерства из-за спора о долговом лимите, или из-за пристрастий "Чайной партии"?
На этот раз считается, что Китай и другие развивающиеся страны - вооруженные валютными резервами на сумму 9 трлн. долларов - поставят Америку на колени, отказав ей в инвестициях, и положив конец "неоправданному преимуществу". Я уже писал на эту тему ранее, в основном, цитируя мнения других. Теперь выскажу свое собственное. Безусловно, сложно не согласиться с тем, что Капитолийский холм слишком потакает своим прихотям, а поляризация избирательных округов по оси налоговой идеологии (с движением за снижение налогового бремени с одной стороны, сторонниками программ социального обеспечения, требующих много денег, с другой стороны) - это новое слово в американской политике и потенциальная угроза республике. Разногласия до добра не доводят. Долговой лимит - это примитивный инструмент, такой же глупый и никчемный, как Фискальный договор в Европе. От него нужно избавиться в срочном порядке.
Также не понимаю, как можно утверждать, что проблема с остановкой работы правительства уже позади, когда нам еще трижды придется пройти через аналогичные ситуации: в январе, в феврале и в марте. Не исключено, что еще четыре месяца перманентного конфликта убьют восстановление и спровоцируют падение темпов экономического роста, что станет серьезным потрясением для дефляционной Европы. Однако скажу пару слов в защиту Конгресса: размер и роль американского правительства - это вопросы политического веса. Эта эпическая битва в Вашингтоне наглядно демонстрирует то, как демократия борется с проблемами, не имеющими простых решений. Партии настроены жестко, потому что такова позиция их избирателей. Америка проходит свои узкие места мирно, или же через конфликт, но все равно проходит. Белый дом совершил большую непростительную ошибку, пригрозив дефолтом, если долговой лимит не будет повышен, и начав спекулировать на угрозе второго Lehman, "или даже хуже", и кричать о катастрофе на каждом углу. Президенты не должны угрожать дефолтом. Однако проблема не в этом.
Долговой лимит грозит нам жестким финансовым шоком, связанным с попыткой скорректировать балансы и избежать дефолта. Может ли ситуация выйти из-под контроля и закончиться селективным дефолтом? Да, возможно, и тогда на рынке CDS начнется настоящее веселье, однако, до настоящего дефолта США по своим обязательствам тут далеко. Конечно, страна с рейтингом ААА не может вести свои дела подобным образом, но, оглядевшись как следует, я не нашел страны мирового значения, которая вела бы свои дела безупречно. (Если кто-то подумал про Германию, напомню, что она далеко не пример для подражания по ряду причин, которые станут очевидными в ближайшие десять лет, когда станет ясно, что она не смогла сформировать адекватную политику в области энергетики, и найти подходящее решение для валютного кризиса в Европе; кроме того, Германия хронически не способна привести в порядок свои внешние счета и сделать что-то с жалкими темпами роста заработной платы).
Китай и другие развивающиеся страны нагнетают обстановку вокруг уровня долга в США, но, по большому счету, это все пустые слова. Эти страны накопили большие валютные резервы, сдерживая рост национальных валют, и, таким образом, оберегая своих экспортеров от конкуренции. А это уже меркантильное злоупотребление в мировой торговой системе, которое ставит открытый американский рынок в невыгодное положение. Всякий раз, когда я вижу хронический структурный профицит текущего счета (если это, конечно не товарная страна типа Норвегии), я сразу подозреваю злой умысел. Они ведут нечестную игру. И, в то же время, роют яму, в которую сами же и попадут.
Да, эти страны могут, при желании продать имеющиеся у них долговые обязательства США. Но в результате их собственные валюты стремительно подорожают - если они не найдут другой ликвидный иностранный актив на замену казначейским облигациям. А выбор совсем невелик. Им грозит дефляционный шок. Значительная доля крупных компаний экспортного сектора пойдут по миру. Начнется банковский кризис. В любом случае, те, кто громче других кричат о размере долга в США, продолжают покупать его в первых рядах. В сентябре Китай купил иностранные облигации на сумму 70 млрд. долларов, при этом данные по движению капитала говорят о том, что большая часть этой суммы была потрачена на долларовые инструменты.
В то же время, эти страны не зря переживают из-за политических событий в США. Когда Федрезерв начнет сокращать стимулы, долларовая ликвидность, хлынувшая в свое время на рынки Азии и Латинской Америки начнет испаряться. По меньшей мере 4 трлн. долларов в иностранных фондах, попавшие на развивающиеся рынки за период с 2009 года, вернутся назад, и, скорее всего, быстрее, чем ушли. Летняя паника по поводу сокращения - это лишь легкая закуска, а не основное блюдо, оно еще впереди.
Доллар будет расти и расти, до тех пор, пока половина всего мира не начнет биться в конвульсиях. Доходность по 10-летним гос. облигациям - всемирно признанная цена денег - тоже будет расти, и мир снова скорчится от боли.
Кроме того, мы скоро поймем, что долговые проблемы Китая тоже предлагают широкое поле для творчества среди пессимистов. Последние данные, опубликованные Международным валютным фондом, говорят о том, что совокупный дефицит бюджета в Китае составляет 9.3% (без учета продажи земли) - это один из худших показателей в мире. Объемы кредитования в Китае выросли на 75% от ВВП за последние пять лет до 200% - это самые быстрые темпы за всю историю мировой экономики после Второй мировой войны. Китай использует фискальные и кредитные стимулы, но экономика все равно слабеет. Пекин может, при необходимости, еще много раз снизить требования к резервам, поэтому игра еще не окончена. Но вот тут-то и есть чем поживиться журналистам и обозревателям.
Мои читатели знают, что я отношу себя к осторожным быкам по Китаю (придерживаясь при этом однозначно медвежьего прогноза по России и чуть менее пессимистичного взгляда на Бразилию). Премьер Ли Кецян первоклассный мандарин. Он знает, что нужно сделать, чтобы вырвать Китай из ловушки среднего класса, куда ее непременно загонят нынешние политики. Возможно, ему даже удастся приручить огромную бюрократическую машину и усмирить сторонников Мао. Допустим, что ему удастся достичь хотя бы части намеченных целей. Но за последний год рабочая сила Китая сократилась на три миллиона, и процесс продолжается. Резервная армия дешевой рабочей силы достигла максимума на уровне 150 млн. человек в 2010 году. Согласно прогнозам, этого хватит до 2020 года в лучшем случае. В полугодовом отчете МВФ "Хроника предсказанного падения: достиг ли Китай разворотной точки Льюиса" говорится о том, что к началу 2030-х годов страна столкнется с дефицитом рабочей силы в размере примерно 140 млн. человек - это самый масштабный коллапс рынка труда.
Не буду вдаваться в демографические подробности, скажу только, что Штаты - единственная крупная экономика с коэффициентом рождаемости и возрастной структурой, необходимыми для поддержания динамичного роста еще два десятка лет, хотя Франция и Великобритания также показывают неплохие результаты и, вероятно, скоро обгонят быстро стареющую Германию. Темпы роста ВВП в Китае и США сближаются быстрее, чем кажется на первый взгляд. Китайской экономике вряд ли удастся обогнать Штаты - не в этом столетии, это точно. Двадцать первый век может оказаться веком Америки, как и предыдущий. Поэтому, если Конгресс не сотворит большую глупость, долговые проблемы 2013 года, скорее всего, развеются как дым, и мы скоро забудем, из-за чего было столько шума.
Амброз Эванс Питчард
Подготовлено по материалам The Telegraph