FXWizard
Гуру форума
Джон Мэрфи (John Murphy)
Известный аналитик, автор и управляющий капиталом Джон Мерфи (John Murphy) рассказывает о том, что он узнал о техническом подходе к трейдингу за свою более чем 30-летнюю карьеру.
Так уж получилось, что в сознании людей, деятельность которых связана с инвестированием, отдельные имена оказались прочно связаны с определенными направлениями. Если речь заходит о хеджевых фондах, сразу вспоминается имя Джорджа Сороса (George Soros); если начинается разговор о взаимных фондах, то на ум приходит имя Питера Линча (Peter Lynch).
Если же мы произносим «технический анализ», то в голове у нас сразу всплывает одно имя, которое стало почти синонимом концепции графического анализа для целого поколения трейдеров: Джон Мерфи — технический аналитик и автор некоторых из самых популярных книг о техническом анализе.
Мерфи, которому сейчас 58 лет, является президентом двух компаний, которыми он управляет вместе со своим партнером Грегом Моррисом (Greg Morris). Одна из них — MurphyMorris Inc. (www.murphy-morris.com) — сетевой ресурс, посвященный техническому анализу. Вторая — MurphyMorris Money Management Corp., компания, специализирующаяся на управлении капиталом, в работу которой были внедрены многие : тех концепций, которые сам Мерфи пользовал за свою более чем 30-летнюю карьеру.
Кроме книг «Межрыночный технический анализ» (Intermarket Technical Analysis, John Wiley & Sons, 1991) и «Визуальный инвестор» (The Visual Investor, JohnWiley & Sons, 1996), Мерфи является автором книги «Технический анализ финансовых рынков» (Technical Analyis of the Financial Markets, NewYork Institute of Finance/Prentice Hall, 1999), которая была первый раз издана под названием «Технический анализ фьючерсных рынков» (Technical Analysis of the Futures Markets) в 1986 году и может, как и многие другие его книги, по праву считаться «Библией» технического анализа. Ассоциация технических аналитиков рынка (Market Technicians Association, MTA) использует ее как «основной источник при тестировании соискателей на звание Сертифицированного технического аналитика (Chartered Market Technician, CMT)». С момента первой публикации эта книга была переведена на восемь языков.
Многие трейдеры и представители иных связанных с рынком профессий знают Мерфи в лицо: он часто появляется в финансовых новостях CNBC. Мерфи до сих пор выступает там каждую среду примерно в 15:20 восточного стандартного времени и один раз в месяц, в пятницу вечером, его можно уви¬деть в шоу «Торговая неделя» («Market Week»).
Рыночная карьера Мерфи началась в конце 60-х, когда тех¬нический анализ сводился в основном к построению графиков, которое выполнялось посредством вождения карандашом по бумаге. Будучи бакалавром экономики (в начале 70-х он получил степень Master of Business Administration), он сначала хотел стать аналитиком, специализирующимся на фундаментальном анализе акций, у него и в мыслях не было становиться техничесим аналитиком. «Никто меня этому не учил», — будет позже вспоминать Мерфи. Он начал свою карьеру с самого низа, и его первая должность отнюдь не обещала блестящую карьеру.
МВА — «мастер делового администрирования», дипломированный специалист по управлению бизнесом: степень выпускника университета в США; обычно эту степень получают студенты, которые в течение двух лет изучали бизнес, финансы, бухгалтерский учет, менеджмент, маркетинг, недвижимость.
О технических индикаторах: «Если человек не может делать деньги, пользуясь тем, что доступно уже сейчас, изобретение нового индикатора ему не поможет. Есть множество творческих подходов к техническому анализу, которые не требуют разработки новых индикаторов».
«Я никогда не собирался быть чартистом или техническим аналитиком, — говорит Мерфи. — Я хотел стать аналитиком по ценным бумагам на Уолл-стрит, но ситуация на рынке труда была достаточно неблагоприятной, и мне предложили работу в компании CIT Financial Corporation в качестве ассистента их портфельного менеджера. Ему нужен был кто-то, кто помогал бы с графиками».
Сначала Мерфи воспринял это лишь как шанс начать свою карьеру в компании — «Я планировал со временем заняться более серьезными вещами», — но техническая сторона рынка очаровала его.
«Я действительно пристрастился к анализу графиков, — говорит Мерфи. — Мне это ужасно нравилось, я прочел кучу книг и полюбил это занятие. В те дни не было и десятой части того количества литературы, которое доступно сейчас. Основным источником тогда была книга «Технический анализ трендов акций» (Technical Analysis of Stock Trends), авторами которой были Эдварде и Мэджи (Edwards и Magee). Еще была замечательная книга Билла Джайлера (Bill Jiler), но сейчас, кажется, она уже не издается. Я также кое-что читал о «крестиках-ноликах» (point-and-figure), в основном то, что писали Эби Коэн (Abe Cohen) и Александр Вилан (Alexander Wheelan)».
Начало его деятельности на рынке фьючерсов было скорее результатом стечения обстоятельств, а не запланированным шагом — обвал рынка акций оставил многих участников с бумагами на руках, заставив их искать лучшей доли. Но он оказался там в нужный момент.
«Через несколько лет, когда дела на рынке акций пошли совсем плохо (в первой половине 70-х), я переключился на товарные рынки. В начале 70-х я возглавлял Департамент технического анализа фьючерсных рынков компании Merrill Lynch. Я проработал в Merrill в течение большей части 70-х. Большой бум товарных рынков тогда только начинался, так что я оказался в нужном месте в нужное время».
1970-е действительно стали эпохой расцвета рынка фьючерсов и технических аналитиков, которым намного проще было найти сторонников среди участников товарных рынков, нежели фьючерсных. Многие из тех индикаторов, которые в настоящее время являются обычными инструментами анализа, встраиваются в программы и доступны на сайтах, посвященных трейдингу, были разработаны и стали популярными именно в то время. Большую часть своего времени Мерфи посвящал исследованиям и управлению капиталом.
Он покинул Merrill в начале 80-х и сначала был независимым консультантом — писал, обучал и занимался управлением капиталом.
Его труд «Технический анализ фьючерсных рынков» был опубликован в 1986 году и вобрал в себя значительную часть знаний в этой области, которыми Мерфи обладал к этому моменту. Эра персональных компьютеров, которая началась в том десятилетии и продолжилась в следующем, расцвет Интернета, — все это способствовало популяризации технического анализа; Мерфи стал еще более востребованным специалистом.
Через некоторое время Мерфи и сам появился в сети, так как считал Интернет прекрасным средством доставки информации о концепциях технического анализа.
«У меня возникло желание воспользоваться возможностями, предоставляемыми Интернетом, и мы с Грегом Моррисом основали ресурс MurphyMor-ris.com (году в 96-м). Изначально мы хо-тели делать то же самое, чем я занимал-ся на CNBC — объяснять людям кон-цепции технического анализа и обучать их, — говорит он. — Я считал Интернет более совершенным средством передачи информации, чем телевидение».
Хотя сам Мерфи работает в основном на временных интервалах средней дли-ны, он считает, что технический анализ можно использовать на любом временном масштабе. А краткосрочным трейдерам при своей работе всегда следует принимать во внимание то, что происходит на остальном рынке в более гло-бальном плане.
«Краткосрочный трейдинг почти пол-ностью техничен, но даже краткосрочно-му трейдеру следует иметь какое-то представление о состоянии рынка, о том, какие секторы ведут рынок, а какие — отстают от него, в каком направлении развивается тренд на том рынке, который они торгуют. Методы краткосрочной торговли работают только в том случае, если они сонаправлены с более долгосрочным трендом», — говорит Мерфи.
Джон Мерфи рассказал нам о своем подходе к анализу рынка и технических инструментах, которые он считает наиболее полезными.
М.Э.: Вы начали свою деятельность еще до того, как технический анализ стал популярным, по крайней мере, на рынке акций. Каково было состояние его развития в начале вашей карьеры?
Дж. М.: В то время на рынке акций использовались самые простые индикаторы и приемы: индикаторы ширины (breadth indicators), такие как линия повышения-понижения (advance-decline line), достижение ценой новых максимумов и новых минимумов, некоторые другие подобные вещи и основные скользящие средние.
Анализу подвергались в основном отдельные акции, на секторы тогда еще не обращали такого внимания. Парень, с которым я работал вместе, был очень консервативен. Он верил в такие вещи, как «крестики-нолики». В мои функции входило приглядывать за всем рынком и за основными скользящими средними, а также следить за отдельными акциями, с которыми мы работали.
Интересно, но когда я перешел в сектор фьючерсных контрактов, я выяснил, что там работают намного более творческие люди. По фьючерсам проводилось огромное количество новых для того времени технических исследований. Когда же я снова вернулся к акциям в 80-х, я был сильно удивлен: там ничего не изменилось, в том смысле, что аналитики пользовались все теми же индикаторами, что и раньше. Прогресс полностью отсутствовал. Для сравнения, на фьючерсах новый индикатор появлялся примерно каждые шесть недель.
Возможно наилучшее использование технического анализа — поиск «правильных секторов и «правильных отраслевых групп – тех, которые сильнее всего остального рынка.
М.Э.: Вы считаете, что появление нового индикатора каждые шесть недель действительно необходимо? Не приводит ли это к избыточности и размыванию устоявшихся подходов технического анализа?.
Дж..М.: Я это привел просто для примера. В технической литературе, которая доступна сейчас, можно встретить как новые индикаторы, так и видоизмененные старые. Лично я считаю это напрасной тратой времени. Если человек не может делать деньги, пользуясь тем, что доступно уже сейчас, изобретение нового индикатора ему не поможет. Есть множество творческих подходов к техническому анализу, которые не требуют разработки новых индикаторов — например, межрыночный анализ и анализ секторов.
М.Э.: Как вы объясните разницу между инвесторами, работающими на акциях и на фьючерсах?
Дж.М.: Природа фьючерсных рынков требует более сложного подхода, возможно, потому, что выбор времени совершения операций на рынке фьючерсов, на котором работают под большие рычаги, более критичен. На рынке акций большинство людей — фундаментальные аналитики, но для работы на рынке акций может быть вполне достаточно и фундаментального анализа, так как вы можете купить что-нибудь и потом держать хоть 20 лет.
По некоторым оценкам, 80 % трейдеров, работаюш;их на фьючepсах, используют графики потому, что их трейдинг очень краткосрочен, как дей-трейдинг при работе с акциями. Время — решающий фактор. Всего пять минут могут определить, окажется ли сделка прибыльной или убыточной, здесь нельзя купить и держать. Вот почему значительная часть технических исследований проводилась именно в этой сфере. Большая часть инструментов, используемых для выбора момента совершения сделки, многие из которых в настоящее время используются и на рынке акций, были разработаны именно в секторе фьючерсов. В моей первой книге рассказывалось о многих индикаторах, которые были разработаны для торговли на рынке фьючерсов — RSI, стохастики, MACD. Сейчас эти индикаторы общеизвестны, а тогда о них на рынке акций никто не знал.
М.Э.: Правда ли, что технический анализ в то время находился в положении «падчерицы» по отношению к традиционному, фундаментальному анализу, даже на рынке фьючерсов?
Дж.М.: Что касается рынка фьючерсов, то у меня не сложилось такого впечатления. В то время торговля шла в основном материальными товарами,и анализ носил технический характер. Например, работая в Merrill Lynch, я столкнулся с очень емкими глобальными товарными рынками, поведение которых было весьма технично. Тем не менее у нас работало от 40 до 50 фундаментальных аналитиков, а техническим анализом занимались всего двое-трое парней, что может быть симптоматично. Но несмотря на то, что в технический анализ никогда не вкладывалось много ресурсов, я всегда чувствовал уважение к нему.
М.Э.: Какие технические индикаторы вы считаете наиболее полезными? Может быть, за всю вашу карьеру вы нашли признаки, по которым можно отличить те из них, которые «работают»?
Дж.М.; Я развивался. Я начал с использования множества традиционных техник анализа графиков; следующим шагом стал межрыночный анализ, основой которого являются зависимости между различными рынками и который я все еще в значительной мере использую. Но могу сказать, что за последние четыре-пять лет центром моей деятельности стал секторный анализ.
Этот вид технического анализа очень важен. От участников рынка акций в течение последних нескольких лет можно услышать вопрос: «Следует ли мне вообще быть в бумагах? Следует ли мне покупать?» Я не могу ответить на него, рынок акций — слишком сложная вещь. По итогам каждого квартала, каждого торгового дня некоторые группы бумаг растут в цене, а некоторые — падают.
Я трачу огромное количество времени для того, чтобы найти «правильные» секторы и «правильные» отраслевые группы — те, которые сильнее остального рынка; это помогает мне в выборе отдельных акций. Возможно, это наилучшее использование технического анализа.
Знаете, дебаты вокруг вопроса о том, действительно ли важен выбор момента совершения сделки при работе на рынке акций, не утихают. ( Речь идет о так называемой концепции «случайного блуждания цен». В соответствии с ней, движения цен в принципе носят случайный характер, поэтому момент открытия позиций не важен — важно правильно их закрывать. ) Этот вопрос, наверное, является спорным по отношению к рынку в целом, но не в том случае, когда речь идет о секторном анализе. Большая часть индексов секторов, таких как индекс компаний-производителей полупроводников или индекс биотехнологических компаний, активно торгуются на различных биржах и очень хорошо анализируются с помощью графических методов — поймать развороты достаточно легко. Думаю, это может быть лучшим способом использования тех¬нического анализа.
Кроме этого, я уделяю много внима¬ния анализу относительной силы. Например, можно взять отношения индексов каждого сектора и S&P 500. Нас интересуют только те индексы или отраслевые объединения, которые сильнее остального рынка. В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся в прошлом году, когда все деньги шли в акции высокотехнологичных компаний вплоть до начала 2000 года. Многие думают, что пик рынка акций весной 2000 года совпал с пиком Nasdaq, но на самом деле существовали целые секторы, которые начали расти именно в это время, например акции коммунальных компаний, фирм, зани¬мающихся недвижимостью, производителей товаров первой необходимости. Все эти бумаги устояли, а некоторые из них выросли на 30-50 %. На рынке акций все время что-нибудь да растет. Наша цель — быть именно в этих бумагах.
М.Э.: Применим ли подобный секторный анализ для выявления бумаг, которые будут расти быстрее рынка в краткосрочном плане?
Дж.М.: Я думаю, что даже дей-трейдеру в какой-то степени необходим макроэко¬номический анализ. Он должен знать, куда направлен тренд его рынка, в противном случае его краткосрочные методы не будут работать. Например, Nasdaq, сделав максимум в течение первой половины 2000 года, падал затем почти год. Многие дей-трейдеры жаловались на то, что их инструменты краткосрочного анализа перестали работать. На самом деле индикаторы работали нормально, просто эти трейдеры не учли, что акции высокотехнологичных компаний вышли из бычьего тренда и попали в медвежий. Они все еще покупали минимумы, когда надо было продавать попытки роста.
Известный аналитик, автор и управляющий капиталом Джон Мерфи (John Murphy) рассказывает о том, что он узнал о техническом подходе к трейдингу за свою более чем 30-летнюю карьеру.
Так уж получилось, что в сознании людей, деятельность которых связана с инвестированием, отдельные имена оказались прочно связаны с определенными направлениями. Если речь заходит о хеджевых фондах, сразу вспоминается имя Джорджа Сороса (George Soros); если начинается разговор о взаимных фондах, то на ум приходит имя Питера Линча (Peter Lynch).
Если же мы произносим «технический анализ», то в голове у нас сразу всплывает одно имя, которое стало почти синонимом концепции графического анализа для целого поколения трейдеров: Джон Мерфи — технический аналитик и автор некоторых из самых популярных книг о техническом анализе.
Мерфи, которому сейчас 58 лет, является президентом двух компаний, которыми он управляет вместе со своим партнером Грегом Моррисом (Greg Morris). Одна из них — MurphyMorris Inc. (www.murphy-morris.com) — сетевой ресурс, посвященный техническому анализу. Вторая — MurphyMorris Money Management Corp., компания, специализирующаяся на управлении капиталом, в работу которой были внедрены многие : тех концепций, которые сам Мерфи пользовал за свою более чем 30-летнюю карьеру.
Кроме книг «Межрыночный технический анализ» (Intermarket Technical Analysis, John Wiley & Sons, 1991) и «Визуальный инвестор» (The Visual Investor, JohnWiley & Sons, 1996), Мерфи является автором книги «Технический анализ финансовых рынков» (Technical Analyis of the Financial Markets, NewYork Institute of Finance/Prentice Hall, 1999), которая была первый раз издана под названием «Технический анализ фьючерсных рынков» (Technical Analysis of the Futures Markets) в 1986 году и может, как и многие другие его книги, по праву считаться «Библией» технического анализа. Ассоциация технических аналитиков рынка (Market Technicians Association, MTA) использует ее как «основной источник при тестировании соискателей на звание Сертифицированного технического аналитика (Chartered Market Technician, CMT)». С момента первой публикации эта книга была переведена на восемь языков.
Многие трейдеры и представители иных связанных с рынком профессий знают Мерфи в лицо: он часто появляется в финансовых новостях CNBC. Мерфи до сих пор выступает там каждую среду примерно в 15:20 восточного стандартного времени и один раз в месяц, в пятницу вечером, его можно уви¬деть в шоу «Торговая неделя» («Market Week»).
Рыночная карьера Мерфи началась в конце 60-х, когда тех¬нический анализ сводился в основном к построению графиков, которое выполнялось посредством вождения карандашом по бумаге. Будучи бакалавром экономики (в начале 70-х он получил степень Master of Business Administration), он сначала хотел стать аналитиком, специализирующимся на фундаментальном анализе акций, у него и в мыслях не было становиться техничесим аналитиком. «Никто меня этому не учил», — будет позже вспоминать Мерфи. Он начал свою карьеру с самого низа, и его первая должность отнюдь не обещала блестящую карьеру.
МВА — «мастер делового администрирования», дипломированный специалист по управлению бизнесом: степень выпускника университета в США; обычно эту степень получают студенты, которые в течение двух лет изучали бизнес, финансы, бухгалтерский учет, менеджмент, маркетинг, недвижимость.
О технических индикаторах: «Если человек не может делать деньги, пользуясь тем, что доступно уже сейчас, изобретение нового индикатора ему не поможет. Есть множество творческих подходов к техническому анализу, которые не требуют разработки новых индикаторов».
«Я никогда не собирался быть чартистом или техническим аналитиком, — говорит Мерфи. — Я хотел стать аналитиком по ценным бумагам на Уолл-стрит, но ситуация на рынке труда была достаточно неблагоприятной, и мне предложили работу в компании CIT Financial Corporation в качестве ассистента их портфельного менеджера. Ему нужен был кто-то, кто помогал бы с графиками».
Сначала Мерфи воспринял это лишь как шанс начать свою карьеру в компании — «Я планировал со временем заняться более серьезными вещами», — но техническая сторона рынка очаровала его.
«Я действительно пристрастился к анализу графиков, — говорит Мерфи. — Мне это ужасно нравилось, я прочел кучу книг и полюбил это занятие. В те дни не было и десятой части того количества литературы, которое доступно сейчас. Основным источником тогда была книга «Технический анализ трендов акций» (Technical Analysis of Stock Trends), авторами которой были Эдварде и Мэджи (Edwards и Magee). Еще была замечательная книга Билла Джайлера (Bill Jiler), но сейчас, кажется, она уже не издается. Я также кое-что читал о «крестиках-ноликах» (point-and-figure), в основном то, что писали Эби Коэн (Abe Cohen) и Александр Вилан (Alexander Wheelan)».
Начало его деятельности на рынке фьючерсов было скорее результатом стечения обстоятельств, а не запланированным шагом — обвал рынка акций оставил многих участников с бумагами на руках, заставив их искать лучшей доли. Но он оказался там в нужный момент.
«Через несколько лет, когда дела на рынке акций пошли совсем плохо (в первой половине 70-х), я переключился на товарные рынки. В начале 70-х я возглавлял Департамент технического анализа фьючерсных рынков компании Merrill Lynch. Я проработал в Merrill в течение большей части 70-х. Большой бум товарных рынков тогда только начинался, так что я оказался в нужном месте в нужное время».
1970-е действительно стали эпохой расцвета рынка фьючерсов и технических аналитиков, которым намного проще было найти сторонников среди участников товарных рынков, нежели фьючерсных. Многие из тех индикаторов, которые в настоящее время являются обычными инструментами анализа, встраиваются в программы и доступны на сайтах, посвященных трейдингу, были разработаны и стали популярными именно в то время. Большую часть своего времени Мерфи посвящал исследованиям и управлению капиталом.
Он покинул Merrill в начале 80-х и сначала был независимым консультантом — писал, обучал и занимался управлением капиталом.
Его труд «Технический анализ фьючерсных рынков» был опубликован в 1986 году и вобрал в себя значительную часть знаний в этой области, которыми Мерфи обладал к этому моменту. Эра персональных компьютеров, которая началась в том десятилетии и продолжилась в следующем, расцвет Интернета, — все это способствовало популяризации технического анализа; Мерфи стал еще более востребованным специалистом.
Через некоторое время Мерфи и сам появился в сети, так как считал Интернет прекрасным средством доставки информации о концепциях технического анализа.
«У меня возникло желание воспользоваться возможностями, предоставляемыми Интернетом, и мы с Грегом Моррисом основали ресурс MurphyMor-ris.com (году в 96-м). Изначально мы хо-тели делать то же самое, чем я занимал-ся на CNBC — объяснять людям кон-цепции технического анализа и обучать их, — говорит он. — Я считал Интернет более совершенным средством передачи информации, чем телевидение».
Хотя сам Мерфи работает в основном на временных интервалах средней дли-ны, он считает, что технический анализ можно использовать на любом временном масштабе. А краткосрочным трейдерам при своей работе всегда следует принимать во внимание то, что происходит на остальном рынке в более гло-бальном плане.
«Краткосрочный трейдинг почти пол-ностью техничен, но даже краткосрочно-му трейдеру следует иметь какое-то представление о состоянии рынка, о том, какие секторы ведут рынок, а какие — отстают от него, в каком направлении развивается тренд на том рынке, который они торгуют. Методы краткосрочной торговли работают только в том случае, если они сонаправлены с более долгосрочным трендом», — говорит Мерфи.
Джон Мерфи рассказал нам о своем подходе к анализу рынка и технических инструментах, которые он считает наиболее полезными.
М.Э.: Вы начали свою деятельность еще до того, как технический анализ стал популярным, по крайней мере, на рынке акций. Каково было состояние его развития в начале вашей карьеры?
Дж. М.: В то время на рынке акций использовались самые простые индикаторы и приемы: индикаторы ширины (breadth indicators), такие как линия повышения-понижения (advance-decline line), достижение ценой новых максимумов и новых минимумов, некоторые другие подобные вещи и основные скользящие средние.
Анализу подвергались в основном отдельные акции, на секторы тогда еще не обращали такого внимания. Парень, с которым я работал вместе, был очень консервативен. Он верил в такие вещи, как «крестики-нолики». В мои функции входило приглядывать за всем рынком и за основными скользящими средними, а также следить за отдельными акциями, с которыми мы работали.
Интересно, но когда я перешел в сектор фьючерсных контрактов, я выяснил, что там работают намного более творческие люди. По фьючерсам проводилось огромное количество новых для того времени технических исследований. Когда же я снова вернулся к акциям в 80-х, я был сильно удивлен: там ничего не изменилось, в том смысле, что аналитики пользовались все теми же индикаторами, что и раньше. Прогресс полностью отсутствовал. Для сравнения, на фьючерсах новый индикатор появлялся примерно каждые шесть недель.
Возможно наилучшее использование технического анализа — поиск «правильных секторов и «правильных отраслевых групп – тех, которые сильнее всего остального рынка.
М.Э.: Вы считаете, что появление нового индикатора каждые шесть недель действительно необходимо? Не приводит ли это к избыточности и размыванию устоявшихся подходов технического анализа?.
Дж..М.: Я это привел просто для примера. В технической литературе, которая доступна сейчас, можно встретить как новые индикаторы, так и видоизмененные старые. Лично я считаю это напрасной тратой времени. Если человек не может делать деньги, пользуясь тем, что доступно уже сейчас, изобретение нового индикатора ему не поможет. Есть множество творческих подходов к техническому анализу, которые не требуют разработки новых индикаторов — например, межрыночный анализ и анализ секторов.
М.Э.: Как вы объясните разницу между инвесторами, работающими на акциях и на фьючерсах?
Дж.М.: Природа фьючерсных рынков требует более сложного подхода, возможно, потому, что выбор времени совершения операций на рынке фьючерсов, на котором работают под большие рычаги, более критичен. На рынке акций большинство людей — фундаментальные аналитики, но для работы на рынке акций может быть вполне достаточно и фундаментального анализа, так как вы можете купить что-нибудь и потом держать хоть 20 лет.
По некоторым оценкам, 80 % трейдеров, работаюш;их на фьючepсах, используют графики потому, что их трейдинг очень краткосрочен, как дей-трейдинг при работе с акциями. Время — решающий фактор. Всего пять минут могут определить, окажется ли сделка прибыльной или убыточной, здесь нельзя купить и держать. Вот почему значительная часть технических исследований проводилась именно в этой сфере. Большая часть инструментов, используемых для выбора момента совершения сделки, многие из которых в настоящее время используются и на рынке акций, были разработаны именно в секторе фьючерсов. В моей первой книге рассказывалось о многих индикаторах, которые были разработаны для торговли на рынке фьючерсов — RSI, стохастики, MACD. Сейчас эти индикаторы общеизвестны, а тогда о них на рынке акций никто не знал.
М.Э.: Правда ли, что технический анализ в то время находился в положении «падчерицы» по отношению к традиционному, фундаментальному анализу, даже на рынке фьючерсов?
Дж.М.: Что касается рынка фьючерсов, то у меня не сложилось такого впечатления. В то время торговля шла в основном материальными товарами,и анализ носил технический характер. Например, работая в Merrill Lynch, я столкнулся с очень емкими глобальными товарными рынками, поведение которых было весьма технично. Тем не менее у нас работало от 40 до 50 фундаментальных аналитиков, а техническим анализом занимались всего двое-трое парней, что может быть симптоматично. Но несмотря на то, что в технический анализ никогда не вкладывалось много ресурсов, я всегда чувствовал уважение к нему.
М.Э.: Какие технические индикаторы вы считаете наиболее полезными? Может быть, за всю вашу карьеру вы нашли признаки, по которым можно отличить те из них, которые «работают»?
Дж.М.; Я развивался. Я начал с использования множества традиционных техник анализа графиков; следующим шагом стал межрыночный анализ, основой которого являются зависимости между различными рынками и который я все еще в значительной мере использую. Но могу сказать, что за последние четыре-пять лет центром моей деятельности стал секторный анализ.
Этот вид технического анализа очень важен. От участников рынка акций в течение последних нескольких лет можно услышать вопрос: «Следует ли мне вообще быть в бумагах? Следует ли мне покупать?» Я не могу ответить на него, рынок акций — слишком сложная вещь. По итогам каждого квартала, каждого торгового дня некоторые группы бумаг растут в цене, а некоторые — падают.
Я трачу огромное количество времени для того, чтобы найти «правильные» секторы и «правильные» отраслевые группы — те, которые сильнее остального рынка; это помогает мне в выборе отдельных акций. Возможно, это наилучшее использование технического анализа.
Знаете, дебаты вокруг вопроса о том, действительно ли важен выбор момента совершения сделки при работе на рынке акций, не утихают. ( Речь идет о так называемой концепции «случайного блуждания цен». В соответствии с ней, движения цен в принципе носят случайный характер, поэтому момент открытия позиций не важен — важно правильно их закрывать. ) Этот вопрос, наверное, является спорным по отношению к рынку в целом, но не в том случае, когда речь идет о секторном анализе. Большая часть индексов секторов, таких как индекс компаний-производителей полупроводников или индекс биотехнологических компаний, активно торгуются на различных биржах и очень хорошо анализируются с помощью графических методов — поймать развороты достаточно легко. Думаю, это может быть лучшим способом использования тех¬нического анализа.
Кроме этого, я уделяю много внима¬ния анализу относительной силы. Например, можно взять отношения индексов каждого сектора и S&P 500. Нас интересуют только те индексы или отраслевые объединения, которые сильнее остального рынка. В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся в прошлом году, когда все деньги шли в акции высокотехнологичных компаний вплоть до начала 2000 года. Многие думают, что пик рынка акций весной 2000 года совпал с пиком Nasdaq, но на самом деле существовали целые секторы, которые начали расти именно в это время, например акции коммунальных компаний, фирм, зани¬мающихся недвижимостью, производителей товаров первой необходимости. Все эти бумаги устояли, а некоторые из них выросли на 30-50 %. На рынке акций все время что-нибудь да растет. Наша цель — быть именно в этих бумагах.
М.Э.: Применим ли подобный секторный анализ для выявления бумаг, которые будут расти быстрее рынка в краткосрочном плане?
Дж.М.: Я думаю, что даже дей-трейдеру в какой-то степени необходим макроэко¬номический анализ. Он должен знать, куда направлен тренд его рынка, в противном случае его краткосрочные методы не будут работать. Например, Nasdaq, сделав максимум в течение первой половины 2000 года, падал затем почти год. Многие дей-трейдеры жаловались на то, что их инструменты краткосрочного анализа перестали работать. На самом деле индикаторы работали нормально, просто эти трейдеры не учли, что акции высокотехнологичных компаний вышли из бычьего тренда и попали в медвежий. Они все еще покупали минимумы, когда надо было продавать попытки роста.