Economist: Великая Стабилизация

Алексей

Активный участник
Рецессия была менее пагубной, чем ожидалось. Последствия будут более опасными, чем многие предполагали
В год, когда мировая экономика пережила самый глубокий спад со времен Второй Мировой Войны, эти события получили название “Великая Рецессия”. Противоположность же можно назвать “Великая Стабилизация”. 2009 год уникален не только из-за экстраординарного падения производства, но и тем, что удалось избежать катастрофы.

Двенадцать месяцев назад паника из-за банкротства Lehman Brothers подтолкнула рынки к коллапсу. Глобальная экономическая активность, начиная с промышленного производства и заканчивая внешней торговлей, падала даже быстрее, чем в начале 1930-х годов. Тем не менее, в этот раз, снижение было остановлено в течение нескольких месяцев, а развивающиеся экономики прошли этот процесс быстрее. Выпуск продукции в Китае, который прекращал рост, но никогда не падал, показал общегодовой рост почти на 17% во втором квартале. К середине года крупнейшие экономики мира (за исключением Великобритании и Испании) снова стали расти. Лишь несколько отстающих стран, таких как Латвия и Ирландия, все еще находятся в рецессии.
Было нанесен существенный побочный ущерб. Средний уровень безработицы по данным OECD составил 9%. В США, где рецессия началась гораздо раньше, уровень безработицы удвоился до 10%. В некоторых странах годы прогрессивной работы по сокращению бедности были потрачены зря, так как слабая экономика и высокие цены на продовольствие вдвойне бьют по беднейшим слоям населения. Однако, благодаря стойкости больших и густонаселенных стран как Китай, Индия и Индонезия, развивающийся мир пережил не намного более серьезную рецессию, чем в 1991 году. Для многих людей в мире эта рецессия была не настолько уж и “Великой”.
Такой исход не был неизбежен, он стал результатом большого, быстрого и объемного ответа государств на проблему. Неустойчивым банкам была оказана мульти-триллионно-долларовая поддержка в виде средств налогоплательщиков и других гарантий. Центральные банки снизили процентные ставки; крупные банки резко расширили свои балансы. Правительства по всему миру разработали и внедрили финансовые стимулы. Эта чрезвычайная активность помогла остановить панику, поддержать финансовую систему и бороться с падением спроса в частном секторе. Несмотря на заявления об обратном, Великая Рецессия могла бы стать Депрессией без этих мер.
Стабильная, но хрупкаяТак обстоит дело с хорошими новостями. Плохая новость заключается в том, что стабильность сегодня, хоть и очень приветствуемая - тревожно хрупка, как из-за того, что глобальный спрос все еще зависит от государственной поддержки, так и потому, что общественность умалчивает о решении старых проблем, создавая при этом новые источники нестабильности. Цены на недвижимость в большинстве стран скорее падают, чем растут, а национализация Астралийской Hypo Group доказывает, что банковское давление все еще продолжается. Видимые признаки успеха, например, досрочное возращение американскими банками государственных капиталов, заставляет легко забыть про то, что восстановление все еще зависит от государственной поддержки. Уберите временные эффекты пополнения запасов, и окажется, что большая часть глобального всплекса спроса зависит от государственной казны: от официальных индуцированных инвестиционных всплексов в Китае, до обеспеченных стимулами расходов в США. То есть, именно в больших развивающихся странах восстановление набирает обороты, в то время, как в развитых странах правительства пытаются не допустить рецедивов.
Это расхождение будет сохраняться. Спрос в развитых странах будет оставаться низким, особенно там, где существует более высокая задолженность домохозяйств и сильнее повреждена банковская система. Несмотря на все разговоры о сокращении кредитного плеча, задолженность американских семей по сравнению с их доходами лишь немного ниже своего пика, и примерно на 30% выше уровня десятилетней давности. Британские и Испанские домохозяйства скорректировались еще меньше, поэтому вероятность длительной слабости в частных расходах намного выше. Учитывая то, что государственное договое бремя возрастает, правительствам развитых стран будет все труднее занимать еще больше, чтобы компенсировать это. Контраст с более грамотным управлением в развивающихся странах будет расти. Инвесторы уже обеспокоены Греческим дефолтом, но и остальные члены зоны евро также рискуют. Даже Великобритания и США могут столкнуться с повышением стоимости заимствования.

Крупные развивающиеся экономики сталкиваются с противоположной проблемой: призрак пузырей активов и других искажений, производимых правительством, вынуждает их сохранять финансовые условия слишком свободными и слишком долгий срок. Китай обеспокоен масштабом и составом своих стимулов. Существует тревожно-избыточное количество ликвидности и поэтому правительство не дает юаню быть оцененным в той степени, чтобы развернуть экономику в сторону потребления. Свободная монетарная политика в развитых странах затрудняет сжатие экономик в развивающихся странах, даже если им это необходимо, так как из-за этого они будут впитывать даже больше спекулятивного иностранного капитала.
Тонкая граньПереходит ли плавно мировая экономика от Великой Стабилизации к устойчивому восстановлению зависит от того, насколько с такими проблемами справляются. Некоторые средства очевидны. Более сильный юань вызовет перебалансировку экономики Китая, уменьшая давление на другие развивающиеся рынки. Вероятные планы относительно среднесрочных бюджетных сокращений могут вызвать риск роста долгосрочных процентных ставок в обеспеченных странах. Но есть и реальные компромиссы. Ужесточение финансовой политики может убить восстановление в богатых странах, а монетарная позиция, которая играет роль для внутренней экономики США, добавится к проблемам, с которыми сталкивается развивающийся мир.
Вот почему политики сталкиваются с такими техническими сложностями в том, чтобы разработать стратегии выхода правильно. Хуже того, они должны сделать это на фоне сгущающихся над ними туч. Как показывают налоги на банковские бонусы в Великобритании, фискальная политика в развитых странах рискует столкнуться с общественной озлобленностью на банкиров и непринятием их спасения. Независимость ФРС в США находится под давлением Конргесса. Политика, ведущая к высокой безработице, подразумевает торговые удары, которые ведут к большим рискам, особенно для Китая.
Сложите все вместе и что получится? Пессимисты ожидают всемозможных потрясений в 2010 году, от кризисов суверенного долга (Греческий дефолт?) до опрометчивого протекционизма (американские тарифы против “несправедливой” стоимости Китайской валюты, скажем). Более вероятно обильное количество меньших проблем от внезапно резкого увеличения процентных доходов по облигациям (Великобритания до выборов), до близоруких налоговых решений (налог на финансовые операции) и до забастовок из-за сокращения зарплат (British Airways – это знамение). Все это мелочи, по сравнению с катаклизмом год назад, но достаточно для того, чтобы сдержать радостный праздник.
The Great Stabilisation, Economist, December 17

Постоянная ссылка на статью

Дальше...
 
Верх