FXWizard
Гуру форума
Финансовый рынок Китая
После смерти Мао Цзэ-Дуна в 1976 году и прихода к власти в стране руководства во главе с Дэн Сяо-Пином в конце 1978 года Китай вступил на путь глубоких преобразований в экономической области, которые в первую очередь затронули сельское хозяйство, а затем промышленность. Их результатом стало радикальное изменение структуры экономики страны и её положения в мире. Среднегодовые темпы роста ВВП за прошедший период составили 9,5%, что вывело страну на второе место в мире по величине ВВП, рассчитанного на основе паритета покупательной способности (примерно 7 трлн. долл. в 2007 году). Китай занимает третье место в мире после США и Германии по внешнеторговому обороту.
В частном секторе создается около 70% ВВП. 25 китайских компаний входят в список 500 крупнейших по капитализации компаний, составляемый газетой The Financial Times (2008 год). В десятке ведущих 2-е и 6-е места занимали PetroChina и Промышленноторговый банк Китая (ICBC), причем последний оказался самым дорогим банком в мире.
Одновременно с реформами в сельском хозяйстве и промышленности в Китае в 1980-е годы происходили изменения в финансовой системе, кстати, весьма похожие на те, что имели место в СССР во второй половине 1980-х годов. При этом, однако, по сравнению с другими отраслями, финансовая оказалась в меньшей степени открыта для конкуренции, в ней намного большую роль, чем в других отраслях, играло (и играет до сих пор) государство.
Определенным толчком к проведению реформ стало вступление страны в ВТО в 2001 году, одним из условий которого являлась отмена к концу 2006 года всех ограничений на допуск иностранных банков в Китай. Очередной этап реформ, который происходит с середины нынешнего десятилетия, также проводится с китайской спецификой, отличной от реформ финансово-банковского сектора в восточно-европейских странах или в странах СНГ в прошлом десятилетии.
Развитие банковской системы Китая в 1980-е годы
В 1980-е годы в Китае была создана двухуровневая банковская система. В 1979 году из единственного банка страны – Народного банка Китая – были выделены 3 специализированных (Сельскохозяйственный банк Китая (СХБК), Банк Китая (БК), Строительный банк Китая (СБК)). Банк Китая (Bank of China) был уполномочен осуществлять валютные операции. Остальные два занимались обслуживанием соответственно сельского хозяйства и строительства. В 1984 году возник четвертый специализированный банк – Промышленно-торговый банк Китая (ПТБК). Таким образом, Народный банк Китая стал настоящим центральным банком (хотя кое-какие операции по кредитованию предприятий он еще выполнял).
Большая четверка продолжала заниматься кредитованием государственных предприятий и национальных проектов на основе прямых директив. При этом сам НБК не был независимым учреждением. Он являлся министерством, подчиненным Госсовету КНР, и его решения принимались только с ведома Госсовета.
Реформы банковского сектора 1990-х годов включали отмену кредитных планов, снижение государственного вмешательства в распределение кредитных ресурсов, частичное дерегулирование процесса допуска в отрасль (создания новых банков), частичное дерегулирование процентных ставок и постепенное ужесточение требований отчетности и норм пруденциального надзора.
В 1995 году были приняты Закон о центральном банке и Закон о коммерческих банках. В частности, Закон о ЦБ запрещал последнему предоставлять прямые кредиты центральному и провинциальным правительствам. Принятие этих законов по сути завершило процесс превращения Народного банка Китая в настоящий центральный банк и ознаменовало полный переход к двухуровневой банковской системе.
Остававшиеся у Центрального банка функции по кредитованию предприятий были переданы Промышленно-торговому банку. Для выполнения целевых заданий правительства были созданы три специализированных государственных банка (банки развития). Банки развития по замыслу должны были взять на себя проекты, которые ранее финансировались Большой четверкой. В прошлом органы власти на местах активно вмешивались в процесс выдачи ссуд, заставляя государственные банки выдавать кредиты убыточным государственным предприятиям. Этому способствовало и то обстоятельство, что местные администрации обладали правом участвовать (вместе с центральным аппаратом банка) в назначении руководителей региональных отделений банков. Реформа конца 1990-х годов отлучила их от этой процедуры, в результате чего возможности воздействия на банки у них снизились.
В 1990-е годы в стране стали быстро возникать новые банки. В первой половине 1990-х созданы Китайский торговый банк (The China Merchant Bank), Хуаксиа банк (Huaхia Bank), Банк Сияющий (Everbright Bank). В 1995 году был создан первый национальный частный банк, Миншенг банк (Minsheng Bank). Из других банков можно назвать Банк развития Гуандонга (Guangdong Development Bank), Банк развития Шанхая (Shanghai Development Bank), Банк развития Шэньчжэня (Shenzhen Development Bank), Промышленный банк Фуцзяня (Fujian Industrial Bank), Жилищносберегательный банк Янтаи (Yantai Housing Saving Bank), Жилищно-сберегательный банк Бенгбу (Bengbu Housing Saving Bank). В создании этих банков заметную роль играли провинциальные органы власти, что было связано, в частности, с тем, что после того как государственные коммерческие банки стали более независимы в своей деятельности, возникли проблемы в финансировании проектов местного значения.
В конце 1980-х годов банки получили право устанавливать процентные ставки по кредитам в определенных границах по отношению к центральной ставке (установленной НБК). Процентные ставки по депозитам при этом оставались жестко фиксированными. С октября 2004 года верхняя граница по кредитам была упразднена, осталась лишь нижняя. Ставка по депозитам «отвязана» от официальной.
Структура современной кредитно-финансовой системы Китая
На протяжении последних 25 лет Китай демонстрировал феноменальные темпы роста финансовой глубины экономики. Отношение агрегата М2 к ВВП увеличилось с 24% в 1978 году до 151% в 2007 году. В 1990 году отношение М2 к ВВП в Китае и России было примерно на одном уровне в 70%, но к 1995 году в России оно уменьшилось до 21%, в то время как в Китае выросло до 103%. В 2007 году в России оно составило 32%.
Подобный уровень финансовой глубины ставит Китай в ряд стран с самой развитой финансовой системой. Столь высокий показатель связан с рядом факторов. Это очень высокая норма сбережений (до 50% ВВП); жесткое валютное законодательство и в целом система регулирования, которая затрудняла уход накоплений за рубеж или появление накоплений в наличной иностранной валюте (как в России); надежность банковской системы в глазах населения и доверие к ней (а она, подчеркнем, практически полностью была государственной); относительно умеренные темпы инфляции (в среднем за 1980-е – первую половину 1990-х не более 10% в год; всплеск в 17% имел место в 1995 году, но в 1998 и 1999 годах наблюдалась дефляция); относительная ограниченность финансовых продуктов (выбор населения невелик: либо банковские депозиты, либо акции).
Последнее обстоятельство способствовало приходу китайского населения на фондовый рынок. Депозиты населения составляют примерно половину денежной массы. Доля внутреннего кредита (кредиты банков предприятиям и населению) в ВВП достигло 178% в 2003 году (138% в 2007 году), что почти в два раза превышало показатель для США.
Большая часть финансовых активов Китая сосредоточена в банковской системе. Банковский кредит остается основным источником (80%) финансирования китайских предприятий. Рынок корпоративных облигаций (нефинансовых компаний) практически отсутствует. Стоимость находящихся в обращении небанковских корпоративных облигаций – менее 1% ВВП. Выпуск акций как средство привлечения капитала предприятиями вплоть до 2006 года не играл сколько-нибудь заметной роли.
Доминирующее положение в банковском секторе занимают 5 государственных банков. Еще в конце 1990-х их доля в активах достигала 60-70%. К 2007 году она снизилась, но тем не менее превышает половину всех активов кредитных институтов. Пятерка крупнейших это:
Количество городских коммерческих банков выросло за 2003-2007 годы с 80 до 124, городских и сельских кооперативов, наоборот, сократилось в несколько раз.
Иностранные банки представлены 440 учреждениями (включая отделения, количество удвоилось за 2003-2007 годы), из которых 29 – головные компании. В конце 2006 года, согласно условиям вхождения в ВТО, Китай полностью открыл доступ иностранных банков на свой рынок и их доля возросла до 2,4%.
Таким образом, особенностью банковской системы Китая является полное доминирование государственных банков (или банков с государственным капиталом). Доля частных банков в активах не превышает нескольких процентов. Проводимая в последние годы политика по изменению структуры собственности (см. ниже) в ближайшее время не приведет к радикальным изменениям в её структуре.
До 1995 года в основе кредитной политики банков лежали национальные приоритеты, определяемые государственными органами. Соответственно, кредиты выдавались не на коммерческой основе, без оценки рыночной эффективности. Да и сами коммерческие банки в условиях кредитной экспансии первой половины 1990-х годов, да и позже, нередко не уделяли должного внимания оценке заемщика. Эта политика привела к накоплению плохих долгов в размере 4 трлн. юаней в конце прошлого десятилетия (примерно 480 млрд. долл., или около половины ВВП 1999 года). По некоторым оценкам, доля плохих кредитов в общем кредитном портфеле китайских банков достигала 50%! в 1998 году. Пожалуй, ничего подобного не было ни в одной крупной стране мира за послевоенный период. Доля плохих кредитов в ВВП Японии и Кореи в конце 1990-х годов составляла 25-30%. Причем практически все плохие кредиты были связаны с неплатежами государственных предприятий. Доступ частных предприятий к банковским кредитам был очень ограничен. Так, в конце 1999 года частные предприятия получали лишь 0,62% всех банковских кредитов и менее 0,5% кредитов государственных банков. И это при том, что в 1998 году частные предприятия давали 35% промышленной продукции.
Правительство разработало программу оздоровления банковской системы. В 1998 году оно выпустило специальные казначейские облигации на сумму 270 млрд. юаней (тогда примерно 33 млрд. долл.), средства от которых пошли на рекапитализацию государственных банков.
В октябре 1998 года правительство КНР приняло решение о создании специальной государственной управляющей компании, которая взяла бы себе плохие долги СБК. В апреле 1999 года такая компания (под названием Cinda) начала работу. В дальнейшем аналогичные компании были созданы и для трех остальных основных банков. На баланс этих компаний по номинальной стоимости были переданы плохие кредиты, предоставленные до 1996 года в рамках политики развития (т. е. предоставленные по указанию властей). Прочие плохие кредиты, обусловленные собственными просчетами банков, сюда не передавались.
В среднем управляющим компаниям удается вернуть 20% номинальной стоимости плохих кредитов, что, естественно, требовало прямой государственной поддержки. Но, как видно, данная нагрузка для китайского бюджета оказалась посильной. В отличие от Японии, где помощь национальным банкам (в том числе) привела к обострению проблемы государственного долга (156% ВВП в 2004 году), Китаю удалось сохранить здоровые государственные финансы. Кроме того, сами коммерческие банки использовали собственные резервы и капитал для того, чтобы списать плохие кредиты.
Помимо очевидного прогресса в деле снижения доли плохих кредитов, в текущем десятилетии значительно улучшилось качество кредитов. Доля плохих кредитов, предоставленных коммерческими банками после 2000 года, составляет 2%, в то время как в 1990-е годы у некоторых банков она достигала 60% (а в целом, повторим, – примерно 50%). Программа реструктуризации дала плоды, и к 2007 году доля плохих кредитов в общем кредитном портфеле крупнейших банков была снижена до 8%. В целом к настоящему времени банковская система Китая значительно улучшила все показатели по достаточности капитала, качеству кредитов и пр.
После смерти Мао Цзэ-Дуна в 1976 году и прихода к власти в стране руководства во главе с Дэн Сяо-Пином в конце 1978 года Китай вступил на путь глубоких преобразований в экономической области, которые в первую очередь затронули сельское хозяйство, а затем промышленность. Их результатом стало радикальное изменение структуры экономики страны и её положения в мире. Среднегодовые темпы роста ВВП за прошедший период составили 9,5%, что вывело страну на второе место в мире по величине ВВП, рассчитанного на основе паритета покупательной способности (примерно 7 трлн. долл. в 2007 году). Китай занимает третье место в мире после США и Германии по внешнеторговому обороту.
В частном секторе создается около 70% ВВП. 25 китайских компаний входят в список 500 крупнейших по капитализации компаний, составляемый газетой The Financial Times (2008 год). В десятке ведущих 2-е и 6-е места занимали PetroChina и Промышленноторговый банк Китая (ICBC), причем последний оказался самым дорогим банком в мире.
Одновременно с реформами в сельском хозяйстве и промышленности в Китае в 1980-е годы происходили изменения в финансовой системе, кстати, весьма похожие на те, что имели место в СССР во второй половине 1980-х годов. При этом, однако, по сравнению с другими отраслями, финансовая оказалась в меньшей степени открыта для конкуренции, в ней намного большую роль, чем в других отраслях, играло (и играет до сих пор) государство.
Определенным толчком к проведению реформ стало вступление страны в ВТО в 2001 году, одним из условий которого являлась отмена к концу 2006 года всех ограничений на допуск иностранных банков в Китай. Очередной этап реформ, который происходит с середины нынешнего десятилетия, также проводится с китайской спецификой, отличной от реформ финансово-банковского сектора в восточно-европейских странах или в странах СНГ в прошлом десятилетии.
Развитие банковской системы Китая в 1980-е годы
В 1980-е годы в Китае была создана двухуровневая банковская система. В 1979 году из единственного банка страны – Народного банка Китая – были выделены 3 специализированных (Сельскохозяйственный банк Китая (СХБК), Банк Китая (БК), Строительный банк Китая (СБК)). Банк Китая (Bank of China) был уполномочен осуществлять валютные операции. Остальные два занимались обслуживанием соответственно сельского хозяйства и строительства. В 1984 году возник четвертый специализированный банк – Промышленно-торговый банк Китая (ПТБК). Таким образом, Народный банк Китая стал настоящим центральным банком (хотя кое-какие операции по кредитованию предприятий он еще выполнял).
Большая четверка продолжала заниматься кредитованием государственных предприятий и национальных проектов на основе прямых директив. При этом сам НБК не был независимым учреждением. Он являлся министерством, подчиненным Госсовету КНР, и его решения принимались только с ведома Госсовета.
Реформы банковского сектора 1990-х годов включали отмену кредитных планов, снижение государственного вмешательства в распределение кредитных ресурсов, частичное дерегулирование процесса допуска в отрасль (создания новых банков), частичное дерегулирование процентных ставок и постепенное ужесточение требований отчетности и норм пруденциального надзора.
В 1995 году были приняты Закон о центральном банке и Закон о коммерческих банках. В частности, Закон о ЦБ запрещал последнему предоставлять прямые кредиты центральному и провинциальным правительствам. Принятие этих законов по сути завершило процесс превращения Народного банка Китая в настоящий центральный банк и ознаменовало полный переход к двухуровневой банковской системе.
Остававшиеся у Центрального банка функции по кредитованию предприятий были переданы Промышленно-торговому банку. Для выполнения целевых заданий правительства были созданы три специализированных государственных банка (банки развития). Банки развития по замыслу должны были взять на себя проекты, которые ранее финансировались Большой четверкой. В прошлом органы власти на местах активно вмешивались в процесс выдачи ссуд, заставляя государственные банки выдавать кредиты убыточным государственным предприятиям. Этому способствовало и то обстоятельство, что местные администрации обладали правом участвовать (вместе с центральным аппаратом банка) в назначении руководителей региональных отделений банков. Реформа конца 1990-х годов отлучила их от этой процедуры, в результате чего возможности воздействия на банки у них снизились.
В 1990-е годы в стране стали быстро возникать новые банки. В первой половине 1990-х созданы Китайский торговый банк (The China Merchant Bank), Хуаксиа банк (Huaхia Bank), Банк Сияющий (Everbright Bank). В 1995 году был создан первый национальный частный банк, Миншенг банк (Minsheng Bank). Из других банков можно назвать Банк развития Гуандонга (Guangdong Development Bank), Банк развития Шанхая (Shanghai Development Bank), Банк развития Шэньчжэня (Shenzhen Development Bank), Промышленный банк Фуцзяня (Fujian Industrial Bank), Жилищносберегательный банк Янтаи (Yantai Housing Saving Bank), Жилищно-сберегательный банк Бенгбу (Bengbu Housing Saving Bank). В создании этих банков заметную роль играли провинциальные органы власти, что было связано, в частности, с тем, что после того как государственные коммерческие банки стали более независимы в своей деятельности, возникли проблемы в финансировании проектов местного значения.
В конце 1980-х годов банки получили право устанавливать процентные ставки по кредитам в определенных границах по отношению к центральной ставке (установленной НБК). Процентные ставки по депозитам при этом оставались жестко фиксированными. С октября 2004 года верхняя граница по кредитам была упразднена, осталась лишь нижняя. Ставка по депозитам «отвязана» от официальной.
Структура современной кредитно-финансовой системы Китая
На протяжении последних 25 лет Китай демонстрировал феноменальные темпы роста финансовой глубины экономики. Отношение агрегата М2 к ВВП увеличилось с 24% в 1978 году до 151% в 2007 году. В 1990 году отношение М2 к ВВП в Китае и России было примерно на одном уровне в 70%, но к 1995 году в России оно уменьшилось до 21%, в то время как в Китае выросло до 103%. В 2007 году в России оно составило 32%.
Подобный уровень финансовой глубины ставит Китай в ряд стран с самой развитой финансовой системой. Столь высокий показатель связан с рядом факторов. Это очень высокая норма сбережений (до 50% ВВП); жесткое валютное законодательство и в целом система регулирования, которая затрудняла уход накоплений за рубеж или появление накоплений в наличной иностранной валюте (как в России); надежность банковской системы в глазах населения и доверие к ней (а она, подчеркнем, практически полностью была государственной); относительно умеренные темпы инфляции (в среднем за 1980-е – первую половину 1990-х не более 10% в год; всплеск в 17% имел место в 1995 году, но в 1998 и 1999 годах наблюдалась дефляция); относительная ограниченность финансовых продуктов (выбор населения невелик: либо банковские депозиты, либо акции).
Последнее обстоятельство способствовало приходу китайского населения на фондовый рынок. Депозиты населения составляют примерно половину денежной массы. Доля внутреннего кредита (кредиты банков предприятиям и населению) в ВВП достигло 178% в 2003 году (138% в 2007 году), что почти в два раза превышало показатель для США.
Большая часть финансовых активов Китая сосредоточена в банковской системе. Банковский кредит остается основным источником (80%) финансирования китайских предприятий. Рынок корпоративных облигаций (нефинансовых компаний) практически отсутствует. Стоимость находящихся в обращении небанковских корпоративных облигаций – менее 1% ВВП. Выпуск акций как средство привлечения капитала предприятиями вплоть до 2006 года не играл сколько-нибудь заметной роли.
Доминирующее положение в банковском секторе занимают 5 государственных банков. Еще в конце 1990-х их доля в активах достигала 60-70%. К 2007 году она снизилась, но тем не менее превышает половину всех активов кредитных институтов. Пятерка крупнейших это:
- Промышленно-торговый банк Китая (ICBC) – крупнейший банк страны, первоначально отвечал за кредитование промышленности.
- Банк Китая (BOC) – второй крупнейший и наиболее прибыльный банк (традиционно он отвечал за валютные операции и финансирование внешней торговли). Имеет широкую сеть зарубежных филиалов и дочерних компаний.
- Строительный банк Китая (СCB), традиционно основная сфера деятельности – кредитование строительства инфраструктурных объектов.
- Сельскохозяйственный банк Китая (ABC), как следует из названия, занимался в первую очередь кредитованием сельского хозяйства и развития аграрного сектора. Четвертое место по размерам, наиболее слабый из пятерки крупнейших.
- Банк связи (BOCOM), основанный в 1985 году, вошел в группу государственных банков в 2007 году, ранее относился к категории акционерных коммерческих банков.
Количество городских коммерческих банков выросло за 2003-2007 годы с 80 до 124, городских и сельских кооперативов, наоборот, сократилось в несколько раз.
Иностранные банки представлены 440 учреждениями (включая отделения, количество удвоилось за 2003-2007 годы), из которых 29 – головные компании. В конце 2006 года, согласно условиям вхождения в ВТО, Китай полностью открыл доступ иностранных банков на свой рынок и их доля возросла до 2,4%.
Таким образом, особенностью банковской системы Китая является полное доминирование государственных банков (или банков с государственным капиталом). Доля частных банков в активах не превышает нескольких процентов. Проводимая в последние годы политика по изменению структуры собственности (см. ниже) в ближайшее время не приведет к радикальным изменениям в её структуре.
До 1995 года в основе кредитной политики банков лежали национальные приоритеты, определяемые государственными органами. Соответственно, кредиты выдавались не на коммерческой основе, без оценки рыночной эффективности. Да и сами коммерческие банки в условиях кредитной экспансии первой половины 1990-х годов, да и позже, нередко не уделяли должного внимания оценке заемщика. Эта политика привела к накоплению плохих долгов в размере 4 трлн. юаней в конце прошлого десятилетия (примерно 480 млрд. долл., или около половины ВВП 1999 года). По некоторым оценкам, доля плохих кредитов в общем кредитном портфеле китайских банков достигала 50%! в 1998 году. Пожалуй, ничего подобного не было ни в одной крупной стране мира за послевоенный период. Доля плохих кредитов в ВВП Японии и Кореи в конце 1990-х годов составляла 25-30%. Причем практически все плохие кредиты были связаны с неплатежами государственных предприятий. Доступ частных предприятий к банковским кредитам был очень ограничен. Так, в конце 1999 года частные предприятия получали лишь 0,62% всех банковских кредитов и менее 0,5% кредитов государственных банков. И это при том, что в 1998 году частные предприятия давали 35% промышленной продукции.
Правительство разработало программу оздоровления банковской системы. В 1998 году оно выпустило специальные казначейские облигации на сумму 270 млрд. юаней (тогда примерно 33 млрд. долл.), средства от которых пошли на рекапитализацию государственных банков.
В октябре 1998 года правительство КНР приняло решение о создании специальной государственной управляющей компании, которая взяла бы себе плохие долги СБК. В апреле 1999 года такая компания (под названием Cinda) начала работу. В дальнейшем аналогичные компании были созданы и для трех остальных основных банков. На баланс этих компаний по номинальной стоимости были переданы плохие кредиты, предоставленные до 1996 года в рамках политики развития (т. е. предоставленные по указанию властей). Прочие плохие кредиты, обусловленные собственными просчетами банков, сюда не передавались.
В среднем управляющим компаниям удается вернуть 20% номинальной стоимости плохих кредитов, что, естественно, требовало прямой государственной поддержки. Но, как видно, данная нагрузка для китайского бюджета оказалась посильной. В отличие от Японии, где помощь национальным банкам (в том числе) привела к обострению проблемы государственного долга (156% ВВП в 2004 году), Китаю удалось сохранить здоровые государственные финансы. Кроме того, сами коммерческие банки использовали собственные резервы и капитал для того, чтобы списать плохие кредиты.
Помимо очевидного прогресса в деле снижения доли плохих кредитов, в текущем десятилетии значительно улучшилось качество кредитов. Доля плохих кредитов, предоставленных коммерческими банками после 2000 года, составляет 2%, в то время как в 1990-е годы у некоторых банков она достигала 60% (а в целом, повторим, – примерно 50%). Программа реструктуризации дала плоды, и к 2007 году доля плохих кредитов в общем кредитном портфеле крупнейших банков была снижена до 8%. В целом к настоящему времени банковская система Китая значительно улучшила все показатели по достаточности капитала, качеству кредитов и пр.