ЕВРО ГОТОВИТСЯ К ПОХОДУ НА СЕВЕР
ЕВРО ГОТОВИТСЯ К ПОХОДУ НА СЕВЕР
Ни для кого не секрет, что в настоящее время в мировой экономической системе имеется достаточно большой объем свободных денежных средств: политика количественного смягчения, проводимая ЦБ еврозоны, Китая, Великобритании, Японии и других государств, не всегда достигает своих целей, но ликвидность банковской системы увеличивает однозначно.
При этом возникает закономерный вопрос: куда эти деньги вложить? Акции становятся наиболее интересными в период экономического роста; инструменты товарного рынка снизили свою привлекательность в связи с замедлением экономики Китая, Индии и ряда других стран; размещение средств на счетах центральных банков дает крайне низкую доходность. Остается долговой рынок, перелив капитала на котором напрямую влияет на динамику валютных курсов.
Грубо говоря, на изменение котировок валют оказывают влияние три группы факторов, каждая из которых имеет свой порядок. На первом уровне находится склонность инвесторов к риску. Если просыпается аппетит к нему, то начинают расти курсы валют тех стран, центробанки которых устанавливают более высокие процентные ставки. Если аппетит угасает, объектом пристального внимания становятся американский доллар или иена.
Второй уровень — это политика регуляторов, направленная на стимулирование экономического роста. Слухи о запуске нового этапа количественного смягчения заставляют рынок обращаться к рисковым инструментам, а как только подобные слухи улетучиваются, инвесторы ищут «тихие гавани».
Третий уровень — это фундаментальные факторы, способные предсказать действия центральных банков. Они готовят почву для применения тех или иных мер: ухудшение состояния рынка труда в США воспринимается как повод для QE3, а рост доходности испанских облигаций приводит к разговорам о LTRO3. Таким образом, в конечном итоге все сводится к риску и выбору инструментов для инвестиций.
В этом плане динамика курса основной валютной пары на международном валютном рынке вполне объясняется изменением доходности французских облигаций.
Начавшееся с середины января текущего года снижение доходности свидетельствовало о повышении аппетита к риску, что находило свое отражение в росте курса EUR/USD. При этом все февральские и мартовские коррекции полностью соответствовали динамике французского долгового рынка, а последующее увеличение процентных ставок по облигациям привело к развитию нисходящего тренда в основной валютной паре.
Почему именно французский долговой рынок настолько четко отражает динамику евро/доллара? Франция — вторая по величине экономика Европы, и, если спрос на немецкие облигации связан с бегством от риска, то французские обладают более высокими процентными ставками и достаточно высоким уровнем надежности. В целом рост аппетита к риску неплохо отражали и бонды периферийных стран Европы, но с точки зрения долгосрочного прогнозирования котировок валютных курсов гораздо интереснее выглядит дифференциал доходности американских и немецких облигаций.
Действительно, в условиях экономической рецессии особой популярностью пользуются бонды наиболее устойчиво развивающихся стран. И если 1-й квартал текущего года прошел под знаком превосходства немецких долговых ценных бумаг, то с начала апреля казначейские облигации США выглядят более предпочтительно. Более высокий спрос на них приводит к сокращению дифференциала доходности и провоцирует повышение котировок американской валюты, в которой они номинированы.
Если сделать поправку на динамику французских облигаций, то можно спрогнозировать дальнейшее движение основной валютной пары. Сомнительно, чтобы в текущих условиях она выросла выше $1,34-1,35 за евро. Хорошие фундаментальные данные, касающиеся экономики США, ограничивают вероятность проведения QE3, а потребности в LTRO3 ЕЦБ, похоже, не испытает. Некоторую коррекцию могут вызвать стимулирующие мероприятия, проводимые центральными банками Японии и Китая, но их эффект скорее всего будет кратковременным.
Для участников рынка FORTS оптимальной долгосрочной стратегией по фьючерсам на валютную пару EUR/USD может стать продажа на росте. Целью нисходящего движения по-прежнему видится уровень 1,27.