FXWizard
Гуру форума
Как работает нефтяной рынок
Как продают нефть?
Сырая нефть - самое продаваемое сырье в мире. Крупнейшие биржи, на которых заключаются контракты на поставку нефти, - Лондонская, Нью-Йоркская и Сингапурская. Однако контрактами на поставку нефтепродуктов торгуют по всему миру.
Добываемая в мире нефть далеко не однородна по качеству и, следовательно, по цене. Цены зависят от плотности и различных парафиновых добавок, примешанных в нефть. Стандартом для цен служит нефть сорта "брент", аналогичная по составу той, которая добывается в Северном море, и контракты на поставку которой заключаются на Лондонской сырьевой бирже. Именно цену на этот сорт чаще всего указывают СМИ.
Чаще всего эта цена - стоимость контракта на поставку нефти "брент" в следующем месяце. При заключении такого контракта - фьючерса - покупатель обязуется заплатить и принять поставляемый товар, а продавец - поставить его в заранее указанное место.
Фьючерсные контракты заключаются на соответствующих биржах и оплачиваются ежедневно, исходя из текущей цены на рынке. Минимальный объем контракта - тысяча баррелей.
Где что сколько стоит?
При том, что сорт "брент" - своего рода "нулевая отметка" для всего рынка (особенно в Европе), в мире существуют и другие ориентиры для определения состояния нефтяного рынка.
Для рынка "спот", то есть контрактов на немедленную поставку, особенно в Азии, используется нефть из Дубаи. Именно исходя из этого сорта нефти и определяется стоимость контрактов на поставку других сортов.
Немалую путаницу создает американский "стандарт" - западно-техасская легкая нефть, иногда, вслед за английским названием, именуемая "сладкой". Термины "сладкая" и "легкая" не имеют никакого отношения к вкусовым качествам или трудности добычи - таким образом подчеркивается, что содержание серных примесей в ней не превышает 0,5% веса.
Такая нефть в силу своих качеств стоит дороже и "брента", и российской "юралз".
Еще большую путаницу вносит то, что нефтяной картель ОПЕК имеет свой стандарт - так называемую "корзину", в которую, пропорционально объемам добычи, входят семь сортов нефти, из которых шесть добываются странами картеля, а седьмой - Мексикой. Именно этой "корзиной" ОПЕК и меряет рынок, устанавливая ценовые коридоры или делая заявления о цене нефти.
Так что, когда называется цена нефти, важно понимать, какой нефти и на какой бирже. Иначе путаницы не миновать.
Дорога ли нефть?
Цена за баррель в 60-70 долларов кажется непомерно высокой. И действительно, в абсолютных цифрах это в два раза выше, чем в 2001 году. Однако в относительных числах, то есть с учетом инфляции, нефть стоит сегодня гораздо дешевле, чем в 1970-х или в начале 1980-х годов.
С августа 1973 года по январь 1974 года цены на нефть выросли на 8,5 доллара, что означало рост цен на 274% за полгода.
Основных причин роста несколько, хотя мнения по поводу того, какая из них - определяющая, расходятся.
Почему так дорого?
Прирост спроса на нефть находится на самом высоком уровне за минувшие четверть века. Растет он в США, питаясь бурным экономическим подъемом после стагнации начала XXI века.
Прирост спроса на нефть в Китае растет на 20% в год. Контракты заключаются в предположении, что экономика КНР будет продолжать расти.
Увеличение объемов мировой торговли также приводит к росту спроса на горючее.
Со стороны предложения больших изменений не произошло - новых коммерчески выгодных месторождений пока нет. При том, что объемы добычи растут быстрее объемов потребления, ситуация существенно не меняется.
Страны ОПЕК добывают нефть на пределе своих возможностей. То же относится и к России. Однако увеличение поставок нефти этими странами не выправляет ситуацию, так как они поставляют на рынок нефть среднего или низкого качества, а рынок нуждается в "легкой" нефти, чтобы удовлетворить растущий спрос на качественный бензин.
Западные страны просят ОПЕК добывать больше, но картель говорит, что корень проблемы не в недостатке нефти на рынке, а в недостатке перерабатывающих мощностей.
Кого винить в высоких ценах?
Прирост мощностей переработки отстает в разы от прироста добычи и спроса. НПЗ, пытаясь удовлетворить спрос на высококачественный бензин и авиационное топливо, конкурируют друг с другом за поставки высококачественной нефти, чем поднимают на нее цены.
Если бы перерабатывающих мощностей было больше, то многие компании могли бы позволить себе покупать менее качественную нефть, чем несколько охладили бы весь рынок.
Кроме того, рынок нервничает, опасаясь перебоев поставок, вызванных политическими неурядицами и природным катаклизмами.
Ирак никак не может выйти на запланированные объемы добычи. Забастовки в Нигерии или в Венесуэле, не говоря уже о разрушительных ураганах, немедленно взвинчивают цены, которые потом никак не хотят опускаться.
Ряд аналитиков называет все это спекуляциями, указывая, что за минувшие годы на рынок нефти пришли играющие на повышение инвестиционные банки и фонды, для которых нефть - товар, подобный облигациям или акциям.
Кому плохо от дорогой нефти?
От высоких цен на нефть страдает, в первую очередь, потребитель.
Водители в Европе это ощущают не так остро, как в США или России, потому что доля налогов в цене бензина в Старом Свете гораздо выше.
Даже те, у кого нет машины, это чувствуют - в цене любого товара на полке магазина заложена цена его перевозки, а значит - и нефти.
Пассажиры авиалиний почувствовали дискомфорт уже в 2004 году, когда многие компании ввели специальную "топливную" доплату к авиабилетам.
Что такое "голландская болезнь"?
Высокие цены на нефть требуют от финансовых властей государств чрезвычайного профессионализма и осторожности.
В странах, импортирующих нефть, рост цен на нее ведет к перекосу торгового баланса, что в свою очередь может выразиться в снижении курса национальной валюты и росте инфляции.
В странах, нефть экспортирующих, например, в России, это может вылиться в чрезмерный приток иностранной валюты.
Это, в свою очередь, становится причиной укрепления национальной валюты, что бьет по местным компаниям, и ведет к тому, что все инвестиции идут лишь в нефтяную отрасль (так называемая, "голландская болезнь").
В крайних случаях приток в экономику "дурных" денег ведет к росту коррупции и к неспособности сопротивляться соблазнам различных дорогостоящих политических авантюр.
Как продают нефть?
Сырая нефть - самое продаваемое сырье в мире. Крупнейшие биржи, на которых заключаются контракты на поставку нефти, - Лондонская, Нью-Йоркская и Сингапурская. Однако контрактами на поставку нефтепродуктов торгуют по всему миру.
Добываемая в мире нефть далеко не однородна по качеству и, следовательно, по цене. Цены зависят от плотности и различных парафиновых добавок, примешанных в нефть. Стандартом для цен служит нефть сорта "брент", аналогичная по составу той, которая добывается в Северном море, и контракты на поставку которой заключаются на Лондонской сырьевой бирже. Именно цену на этот сорт чаще всего указывают СМИ.
Чаще всего эта цена - стоимость контракта на поставку нефти "брент" в следующем месяце. При заключении такого контракта - фьючерса - покупатель обязуется заплатить и принять поставляемый товар, а продавец - поставить его в заранее указанное место.
Фьючерсные контракты заключаются на соответствующих биржах и оплачиваются ежедневно, исходя из текущей цены на рынке. Минимальный объем контракта - тысяча баррелей.
Где что сколько стоит?
При том, что сорт "брент" - своего рода "нулевая отметка" для всего рынка (особенно в Европе), в мире существуют и другие ориентиры для определения состояния нефтяного рынка.
Для рынка "спот", то есть контрактов на немедленную поставку, особенно в Азии, используется нефть из Дубаи. Именно исходя из этого сорта нефти и определяется стоимость контрактов на поставку других сортов.
Немалую путаницу создает американский "стандарт" - западно-техасская легкая нефть, иногда, вслед за английским названием, именуемая "сладкой". Термины "сладкая" и "легкая" не имеют никакого отношения к вкусовым качествам или трудности добычи - таким образом подчеркивается, что содержание серных примесей в ней не превышает 0,5% веса.
Такая нефть в силу своих качеств стоит дороже и "брента", и российской "юралз".
Еще большую путаницу вносит то, что нефтяной картель ОПЕК имеет свой стандарт - так называемую "корзину", в которую, пропорционально объемам добычи, входят семь сортов нефти, из которых шесть добываются странами картеля, а седьмой - Мексикой. Именно этой "корзиной" ОПЕК и меряет рынок, устанавливая ценовые коридоры или делая заявления о цене нефти.
Так что, когда называется цена нефти, важно понимать, какой нефти и на какой бирже. Иначе путаницы не миновать.
Дорога ли нефть?
Цена за баррель в 60-70 долларов кажется непомерно высокой. И действительно, в абсолютных цифрах это в два раза выше, чем в 2001 году. Однако в относительных числах, то есть с учетом инфляции, нефть стоит сегодня гораздо дешевле, чем в 1970-х или в начале 1980-х годов.
С августа 1973 года по январь 1974 года цены на нефть выросли на 8,5 доллара, что означало рост цен на 274% за полгода.
Основных причин роста несколько, хотя мнения по поводу того, какая из них - определяющая, расходятся.
Почему так дорого?
Прирост спроса на нефть находится на самом высоком уровне за минувшие четверть века. Растет он в США, питаясь бурным экономическим подъемом после стагнации начала XXI века.
Прирост спроса на нефть в Китае растет на 20% в год. Контракты заключаются в предположении, что экономика КНР будет продолжать расти.
Увеличение объемов мировой торговли также приводит к росту спроса на горючее.
Со стороны предложения больших изменений не произошло - новых коммерчески выгодных месторождений пока нет. При том, что объемы добычи растут быстрее объемов потребления, ситуация существенно не меняется.
Страны ОПЕК добывают нефть на пределе своих возможностей. То же относится и к России. Однако увеличение поставок нефти этими странами не выправляет ситуацию, так как они поставляют на рынок нефть среднего или низкого качества, а рынок нуждается в "легкой" нефти, чтобы удовлетворить растущий спрос на качественный бензин.
Западные страны просят ОПЕК добывать больше, но картель говорит, что корень проблемы не в недостатке нефти на рынке, а в недостатке перерабатывающих мощностей.
Кого винить в высоких ценах?
Прирост мощностей переработки отстает в разы от прироста добычи и спроса. НПЗ, пытаясь удовлетворить спрос на высококачественный бензин и авиационное топливо, конкурируют друг с другом за поставки высококачественной нефти, чем поднимают на нее цены.
Если бы перерабатывающих мощностей было больше, то многие компании могли бы позволить себе покупать менее качественную нефть, чем несколько охладили бы весь рынок.
Кроме того, рынок нервничает, опасаясь перебоев поставок, вызванных политическими неурядицами и природным катаклизмами.
Ирак никак не может выйти на запланированные объемы добычи. Забастовки в Нигерии или в Венесуэле, не говоря уже о разрушительных ураганах, немедленно взвинчивают цены, которые потом никак не хотят опускаться.
Ряд аналитиков называет все это спекуляциями, указывая, что за минувшие годы на рынок нефти пришли играющие на повышение инвестиционные банки и фонды, для которых нефть - товар, подобный облигациям или акциям.
Кому плохо от дорогой нефти?
От высоких цен на нефть страдает, в первую очередь, потребитель.
Водители в Европе это ощущают не так остро, как в США или России, потому что доля налогов в цене бензина в Старом Свете гораздо выше.
Даже те, у кого нет машины, это чувствуют - в цене любого товара на полке магазина заложена цена его перевозки, а значит - и нефти.
Пассажиры авиалиний почувствовали дискомфорт уже в 2004 году, когда многие компании ввели специальную "топливную" доплату к авиабилетам.
Что такое "голландская болезнь"?
Высокие цены на нефть требуют от финансовых властей государств чрезвычайного профессионализма и осторожности.
В странах, импортирующих нефть, рост цен на нее ведет к перекосу торгового баланса, что в свою очередь может выразиться в снижении курса национальной валюты и росте инфляции.
В странах, нефть экспортирующих, например, в России, это может вылиться в чрезмерный приток иностранной валюты.
Это, в свою очередь, становится причиной укрепления национальной валюты, что бьет по местным компаниям, и ведет к тому, что все инвестиции идут лишь в нефтяную отрасль (так называемая, "голландская болезнь").
В крайних случаях приток в экономику "дурных" денег ведет к росту коррупции и к неспособности сопротивляться соблазнам различных дорогостоящих политических авантюр.