Далее для упрощения и понимания, нужно рассмотреть граничные варианты формы ценового ряда. Для графика цены возможны два противоположных варианта развития событий — линейный бесконечный тренд и синусоида. Было бы удобно, если бы график был в форме синусоиды, все бы знали когда покупать и продавать актив. Так же было бы удобно, если бы график был линейно восходящий, тогда очевидно, что продавать не нужно, нужно постоянно покупать, и останешься в прибыли. Но такие формы графика невозможны по причине того, что на максимумах не будет покупателей, а на минимумах не будет продавцов. На рисунке 1, показан гипотетический пример ситуации, когда график цен синусоидальный, и пример стакана цен для него.
Как видно на рисунке 4, если график цен будет синусоидальный, то при приближении к минимуму в стакане цен не будет желающих продать актив, ведь всем известно, что ниже цена уже не пойдет, но все будут хотеть купить такой актив при приближении к минимуму. Покупатели по рынку будут, но так как желающих продавать актив не будет, то сделки совершаться не будут, и цена не сможет двигаться по такой траектории. Начнется поиск равновесной цены, при которой и у покупателей будет желание покупать, и у продавцов желание продавать.
Аналогичная ситуация возникнет и для случая, если график цены будет линейно восходящим. Так как все знают, что цена на актив все время растет, то никто его не будет продавать, а если актив никто не продает, то и купить никто не сможет, а значит такой график цен тоже невозможен. Из этого следует, что для того, чтобы существовал график цен, покупатели должны покупать, а продавцы продавать. То есть кто-то всегда должен ошибаться с определением своей выгоды. Но так как каждый участник стремится максимизировать свою выгоду и по своей воле ошибаться не хочет, то график должен иметь максимально не очевидную форму, он должен быть сложнее синусоиды и сложнее линейно восходящего.
График цен на эффективном рынке должен занимать максимально промежуточное положение между линейным и синусоидальным. Должен иметь структуру достаточно сложную, при которой выгода будет максимально не очевидна как покупателям, так и продавцам. Синусоидальный график и линейный характеризуются низкой энтропией. Для того, чтобы совершались сделки, энтропия должна быть больше. Чем больше участников на рынке и чем они "умнее", тем сильнее график цены будет стремиться к состоянию максимальной энтропии.
Если брать энтропию Шеннона, то она принимает максимальное значение на равномерном распределении. У нас процесс не равномерный, а больше похож на нормальный. Но нормальное распределение можно получить из равномерного и наоборот, тем более мы используем блоки с фиксированным размером шага. Другими словами, максимальной энтропией обладает процесс, у которого нет никаких закономерностей, вероятность смены направления каждого следующего движения равна 50%. Но наш анализ показывает, что у рыночного графика вероятность смены направления отлична от 50%, значит имеется память и энтропия не максимальна.
Важно, что рынок будет стремиться к максимальной энтропии, но достигнет этого состояния только тогда, когда станет бесконечное число участников (очень высокая ликвидность) или они будут бесконечно "умны". Под термином "умный" я понимаю способность выявлять сложные закономерности. Чем более сложные и не очевидные закономерности способен выявить участник, тем он "умнее". Бесконечно "умный" участник способен выявлять и эксплуатировать абсолютно все закономерности. Условие (или бесконечно много участников, или они бесконечно умны) стоит потому, что бесконечное число участников будут обладать бесконечной вычислительной способностью, даже будучи не очень "умными" смогут выявить все закономерности методом перебора.
Данная гипотеза объясняет, почему графики цен на финансовые инструменты становятся сложнее. Если в начале 20-го века можно было получить прибыль, торгуя от среднего, то с развитием алготрейдинга участники становятся "умнее", закономерности становятся сложнее, энтропия растет, на рынке становится сложнее зарабатывать. Что значит: участники становятся "умнее"? У них растет вычислительная мощность, скорость принятия решений, способность быстрее и точнее определять свою выгоду и способность находить все более сложные закономерности, пусть даже методом перебора.