FXWizard
Гуру форума
О том, как Штаты превратились в банкира для всего мира
В 1960-х и международная монетарная система и американская фискальная политика взяли курс на изменение. Система, разработанная на конференции ООН по вопросам денежного обращения и финансов, прошедшей в Бреттон Вудсе, Нью-Гемпшир, в июле 1944 года, привязала валютные курсы к доллару, поддерживаемому золотом. Годами она успешно функционировала. Но это не могло длиться вечно. К 1960 году иностранные долларовые вклады превысили американские резервы золота. Страна превратилась в подобие Центробанка 19 века, который выпустил векселей больше чем его запас золотых монет в хранилище. В тот год президентских выборов и вице-президент Ричард Никсон, и сенатор Джон Кеннеди постарались подчеркнуть значение сохранения золотых резервов, которые считались основным элементом национальной мощи. Как позднее сказал президент Кеннеди: «У Британии есть ядерное оружие, но фунт слаб, и все ею помыкают. Почему все так милы с Испанией? Не из-за ядерного оружия, а из-за всех этих прекрасных золотых запасов».
Утечка золота, в ходе которой иностранные Центробанки отдавали доллары за золото, оказала давление на фискальную политику. Существовали опасения, что крупные дефициты бюджета могли увеличить совокупный спрос, повысив импорт и отток долларов, что, в свою очередь, вызвало бы еще больший отток золота. Но президенты должны сохранять равновесие между приоритетами, и Кеннеди не был исключением. Золотые резервы были важны, то Холодная война оказалась важнее. Он выбрал увеличение военных расходов.
Дефицитные расходы
В число приоритетных вопросов входил устойчивый экономический рост, и администрация Кеннеди первой в полной мере использовала инструмент дефицитных расходов для управления экономикой. В тридцатых годах прошлого века британский экономист, Джон Мейнард Кейнс, первым обосновал стимулирование медленного роста экономики путем увеличения государственных расходов или сокращения налогов. Любой из этих способов вложил бы людям деньги в руки, увеличил бы спрос и придал импульс экономической активности.
Советники Кеннеди были уверены в том, что кейнесианское управление спросом можно использовать для регулирования экономики с помощью увеличения дефицита в период спадов и его сокращения в течение подъемов. Впервые в американской истории президент утверждал, что дефицит шел на пользу и не должен был использоваться исключительно в случае военной или экономической необходимости.
Преемник Кеннеди, Линдон Бэйнс Джонсон, также понял, что есть вещи намного важнее сбалансированного бюджета: столкнувшись перед выбором между пушками и маслом, он выбрал оба варианта. Джонсон контролировал высокие затраты Америки на ведение войны во Вьетнаме и, в то же время, расширял внутренние социальные программы по борьбе с бедностью.
Но расходы не были единственной причиной утечки золота. Инфляция, которая способствовала оттоку золота, также положительно отразилась на балансе страны. После Второй мировой войны, правительство США оказалось крупнейшим должником и, как и любой должник, выиграло от инфляции. Умеренная, но стойкая инфляция в сочетании с регулированием процентных ставок означала, что реальные (с учетом инфляции) процентные ставки всегда находились на низком уровне и часто оказывались отрицательными.
Поскольку уплата процентов кредиторам не сочеталась с инфляцией, часть долга испарилась. Расходы на вьетнамскую войну обеспечили дефицит бюджета на протяжении большей части конца 1960-х и также способствовали инфляционным давлениям, оба эти фактора сократили интерес иностранных Центробанков к покупке доллара.
Эти банки начали беспокоиться, смогут ли они всегда предоставлять 35 долларов наличными за тройскую унцию золота, что вызвало волну покупок драгоценного металла в марте 1968 года. Переговоры по установке валютных курсов, которая могла бы замедлить отток доллара, ни к чему не привели. США могли бы защитить свои золотые резервы, но только ценой здоровья экономики – ценой, которую политические лидеры не готовы были заплатить.
Переломный момент
В результате США превратились в банкира для всего мира и столкнулись с массовым изъятием. Переломный момент наступил 11 августа 1971 года. Президент Никсон последовал совету министра финансов, Джона Конналли, и закрыл «золотое окно», отказавшись конвертировать доллары в золото и нарушив краеугольный камень Бреттонвудской системы. Объявив о Новой экономической политике, Никсон добавил сокращение налогов, сокращение государственных работников, 90-дневное замораживание зарплат и цен, а также ввел временный 10%-ный налог на импорт. Эра золота, наконец, завершилась.
После закрытия «золотого окна» Никсоном, доллар обесценился против остальных валют, но новые валютные курсы не смогли выдержать очередного набега на доллар в 1973 году. Мир оставил систему фиксированных валютных курсов ради плавающей системы, в которой стоимость валюты регулировалась спросом и предложением, и доллар продолжил падение, вызвав сарказм журнала «Таймс»: «Еще совсем недавно только банановая республика могла девальвировать свою валюту дважды за 14 месяцев».
Но страны по-прежнему нуждались в резервах, чтобы войти на иностранные валютные рынки, и в качестве резервной валюты по-прежнему был доллар. В 1977 году он все еще составлял примерно 80% общего установленного валютного резерва, и отток долларов за границу в официальные резервы увеличился на 91.3 миллиарда долларов в период с 1975 по 1981 год. В 1970-х для США наступили сложные времена, в частности, из-за того, что инфляция выросла, а доллар ослаб.
Однако предсказания о том, что конец Бреттонвудского соглашения приведет к устойчивой высокой инфляции, не подтвердились. Пол Волкер, став главой Фердрезерва в 1979 году, взял курс на ужесточение монетарной политики и, ценой высокой безработицы, смог снизить инфляцию.
Следующее испытание ждало США в 1980-х. Рональд Рейган выиграл президентские выборы в 1980 году, пообещав сокращение налогов, укрепление национальной безопасности и сбалансированность бюджета путем сокращения государственных расходов. Первое, что он сделал – убедил Конгресс провести общее сокращение подоходного налога, чтобы наивысшая ставка 70% упала до 50%. Крупнейшее сокращение налогов в истории совпало с жесткой рецессией в 1981-1982, уменьшив доход государства с 19.6% от ВВП в 1981 до всего 17.3% в 1984 году.
Дефициты Рейгана
В то же время государственные расходы выросли на фоне укрепления оборонного бюджета, что привело к крупнейшему дефициту мирного времени в истории. Эти дефициты в сочетании с растущим дефицитом текущего счета сделали США, как федеральное правительство, так и частный сектор, в большей степени зависимыми от кредитования другими странами. При Бреттонвудской системе это привело бы к серьезным проблемам.
Внешнее кредитование зависело от желания иностранных инвесторов держать доллары (или активы, выраженные в долларах), что требовало бы уверенности в стоимости доллара. Но чем больше долларов накапливали эти инвесторы, тем меньше становилась их вера в то, что США смогут держать «золотой стандарт» у отметки 35 долларов за тройскую унцию, пока вся система не рухнула.
Однако после Бреттонвудской эры, все страны по-прежнему нуждались в резервах иностранной валюты для облегчения международной торговли, и доллар остался в чести. Огромный дефицит бюджета в 1980-х позволил поднять США процентные ставки, что повысило привлекательность доллара среди международных инвесторов. О конвертируемости в золото можно было больше не беспокоиться.
В тот период времени экономисты задавались вопросом: как долго сможет экономика выносить огромные дефициты бюджета и текущего счета. Лейтмотивом Вашингтона стали непрекращающиеся жаркие дискуссии о дефиците. В 1990 и 1993 президенты Джордж Буш и Билл Клинтон протолкнули закон о сокращении расходов и увеличении налогов. В течение десятилетия дефицит бюджета сократился, и Америка завоевала репутацию страны со стабильным ростом и низкой инфляцией, что повысило привлекательность доллара.
Однако новый мир таил в себе серьезные опасности. В 1990-х иностранный капитал ворвался в недавно индустриализованные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, спровоцировав экономический бум, который привел к росту цен на активы и стоимости валют. Дешевые деньги поддержали желание компаний занимать средства и вкладывать их в рискованные проекты.
Азиатский кризис
Международный валютный фонд, продукт Бреттонвудской конференции, выплатил срочные займы нескольким азиатским странам в период кризиса. Деньги были выданы под многочисленные условия, что сделало МВФ глубоко непопулярным в некоторых частях света, укрепив позор, связанный с заимствованием у МВФ, который развивался годами. Развивающиеся страны извлекли урок и больше не хотели оказываться в должниках у МВФ. Попытки положить конец заимствованию иностранного капитала в частном секторе, однако, имели ограниченный успех.
Таким образом, Центробанки по всему миру защищают себя, выстраивая крупные военные бюджеты. Некоторые страны, особенно Китай, собирают доллары, чтобы снизить стоимость собственной валюты. Крупное положительное сальдо торгового баланса Китая с США дает ему избыток долларов, однако если бы торговля велась за юани на открытом рынке, стоимость китайской валюты выросла бы, что усложнило бы экспорт.
Напротив, он инвестирует эти доллары в американские казначейские бумаги и другие активы, выраженные в долларах. В итоге, нестабильность мировой экономики положительным образом отражается на надежных активах, и по-прежнему не существует более надежного актива чем американские казначейские бумаги. Но как долго доллар сможет сохранять превосходство, и что станет с жизнеспособностью американского дефицита бюджета, когда он подойдет к концу?
Подготовлено по материалам агентства Bloomberg
В 1960-х и международная монетарная система и американская фискальная политика взяли курс на изменение. Система, разработанная на конференции ООН по вопросам денежного обращения и финансов, прошедшей в Бреттон Вудсе, Нью-Гемпшир, в июле 1944 года, привязала валютные курсы к доллару, поддерживаемому золотом. Годами она успешно функционировала. Но это не могло длиться вечно. К 1960 году иностранные долларовые вклады превысили американские резервы золота. Страна превратилась в подобие Центробанка 19 века, который выпустил векселей больше чем его запас золотых монет в хранилище. В тот год президентских выборов и вице-президент Ричард Никсон, и сенатор Джон Кеннеди постарались подчеркнуть значение сохранения золотых резервов, которые считались основным элементом национальной мощи. Как позднее сказал президент Кеннеди: «У Британии есть ядерное оружие, но фунт слаб, и все ею помыкают. Почему все так милы с Испанией? Не из-за ядерного оружия, а из-за всех этих прекрасных золотых запасов».
Утечка золота, в ходе которой иностранные Центробанки отдавали доллары за золото, оказала давление на фискальную политику. Существовали опасения, что крупные дефициты бюджета могли увеличить совокупный спрос, повысив импорт и отток долларов, что, в свою очередь, вызвало бы еще больший отток золота. Но президенты должны сохранять равновесие между приоритетами, и Кеннеди не был исключением. Золотые резервы были важны, то Холодная война оказалась важнее. Он выбрал увеличение военных расходов.
Дефицитные расходы
В число приоритетных вопросов входил устойчивый экономический рост, и администрация Кеннеди первой в полной мере использовала инструмент дефицитных расходов для управления экономикой. В тридцатых годах прошлого века британский экономист, Джон Мейнард Кейнс, первым обосновал стимулирование медленного роста экономики путем увеличения государственных расходов или сокращения налогов. Любой из этих способов вложил бы людям деньги в руки, увеличил бы спрос и придал импульс экономической активности.
Советники Кеннеди были уверены в том, что кейнесианское управление спросом можно использовать для регулирования экономики с помощью увеличения дефицита в период спадов и его сокращения в течение подъемов. Впервые в американской истории президент утверждал, что дефицит шел на пользу и не должен был использоваться исключительно в случае военной или экономической необходимости.
Преемник Кеннеди, Линдон Бэйнс Джонсон, также понял, что есть вещи намного важнее сбалансированного бюджета: столкнувшись перед выбором между пушками и маслом, он выбрал оба варианта. Джонсон контролировал высокие затраты Америки на ведение войны во Вьетнаме и, в то же время, расширял внутренние социальные программы по борьбе с бедностью.
Но расходы не были единственной причиной утечки золота. Инфляция, которая способствовала оттоку золота, также положительно отразилась на балансе страны. После Второй мировой войны, правительство США оказалось крупнейшим должником и, как и любой должник, выиграло от инфляции. Умеренная, но стойкая инфляция в сочетании с регулированием процентных ставок означала, что реальные (с учетом инфляции) процентные ставки всегда находились на низком уровне и часто оказывались отрицательными.
Поскольку уплата процентов кредиторам не сочеталась с инфляцией, часть долга испарилась. Расходы на вьетнамскую войну обеспечили дефицит бюджета на протяжении большей части конца 1960-х и также способствовали инфляционным давлениям, оба эти фактора сократили интерес иностранных Центробанков к покупке доллара.
Эти банки начали беспокоиться, смогут ли они всегда предоставлять 35 долларов наличными за тройскую унцию золота, что вызвало волну покупок драгоценного металла в марте 1968 года. Переговоры по установке валютных курсов, которая могла бы замедлить отток доллара, ни к чему не привели. США могли бы защитить свои золотые резервы, но только ценой здоровья экономики – ценой, которую политические лидеры не готовы были заплатить.
Переломный момент
В результате США превратились в банкира для всего мира и столкнулись с массовым изъятием. Переломный момент наступил 11 августа 1971 года. Президент Никсон последовал совету министра финансов, Джона Конналли, и закрыл «золотое окно», отказавшись конвертировать доллары в золото и нарушив краеугольный камень Бреттонвудской системы. Объявив о Новой экономической политике, Никсон добавил сокращение налогов, сокращение государственных работников, 90-дневное замораживание зарплат и цен, а также ввел временный 10%-ный налог на импорт. Эра золота, наконец, завершилась.
После закрытия «золотого окна» Никсоном, доллар обесценился против остальных валют, но новые валютные курсы не смогли выдержать очередного набега на доллар в 1973 году. Мир оставил систему фиксированных валютных курсов ради плавающей системы, в которой стоимость валюты регулировалась спросом и предложением, и доллар продолжил падение, вызвав сарказм журнала «Таймс»: «Еще совсем недавно только банановая республика могла девальвировать свою валюту дважды за 14 месяцев».
Но страны по-прежнему нуждались в резервах, чтобы войти на иностранные валютные рынки, и в качестве резервной валюты по-прежнему был доллар. В 1977 году он все еще составлял примерно 80% общего установленного валютного резерва, и отток долларов за границу в официальные резервы увеличился на 91.3 миллиарда долларов в период с 1975 по 1981 год. В 1970-х для США наступили сложные времена, в частности, из-за того, что инфляция выросла, а доллар ослаб.
Однако предсказания о том, что конец Бреттонвудского соглашения приведет к устойчивой высокой инфляции, не подтвердились. Пол Волкер, став главой Фердрезерва в 1979 году, взял курс на ужесточение монетарной политики и, ценой высокой безработицы, смог снизить инфляцию.
Следующее испытание ждало США в 1980-х. Рональд Рейган выиграл президентские выборы в 1980 году, пообещав сокращение налогов, укрепление национальной безопасности и сбалансированность бюджета путем сокращения государственных расходов. Первое, что он сделал – убедил Конгресс провести общее сокращение подоходного налога, чтобы наивысшая ставка 70% упала до 50%. Крупнейшее сокращение налогов в истории совпало с жесткой рецессией в 1981-1982, уменьшив доход государства с 19.6% от ВВП в 1981 до всего 17.3% в 1984 году.
Дефициты Рейгана
В то же время государственные расходы выросли на фоне укрепления оборонного бюджета, что привело к крупнейшему дефициту мирного времени в истории. Эти дефициты в сочетании с растущим дефицитом текущего счета сделали США, как федеральное правительство, так и частный сектор, в большей степени зависимыми от кредитования другими странами. При Бреттонвудской системе это привело бы к серьезным проблемам.
Внешнее кредитование зависело от желания иностранных инвесторов держать доллары (или активы, выраженные в долларах), что требовало бы уверенности в стоимости доллара. Но чем больше долларов накапливали эти инвесторы, тем меньше становилась их вера в то, что США смогут держать «золотой стандарт» у отметки 35 долларов за тройскую унцию, пока вся система не рухнула.
Однако после Бреттонвудской эры, все страны по-прежнему нуждались в резервах иностранной валюты для облегчения международной торговли, и доллар остался в чести. Огромный дефицит бюджета в 1980-х позволил поднять США процентные ставки, что повысило привлекательность доллара среди международных инвесторов. О конвертируемости в золото можно было больше не беспокоиться.
В тот период времени экономисты задавались вопросом: как долго сможет экономика выносить огромные дефициты бюджета и текущего счета. Лейтмотивом Вашингтона стали непрекращающиеся жаркие дискуссии о дефиците. В 1990 и 1993 президенты Джордж Буш и Билл Клинтон протолкнули закон о сокращении расходов и увеличении налогов. В течение десятилетия дефицит бюджета сократился, и Америка завоевала репутацию страны со стабильным ростом и низкой инфляцией, что повысило привлекательность доллара.
Однако новый мир таил в себе серьезные опасности. В 1990-х иностранный капитал ворвался в недавно индустриализованные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, спровоцировав экономический бум, который привел к росту цен на активы и стоимости валют. Дешевые деньги поддержали желание компаний занимать средства и вкладывать их в рискованные проекты.
Азиатский кризис
Международный валютный фонд, продукт Бреттонвудской конференции, выплатил срочные займы нескольким азиатским странам в период кризиса. Деньги были выданы под многочисленные условия, что сделало МВФ глубоко непопулярным в некоторых частях света, укрепив позор, связанный с заимствованием у МВФ, который развивался годами. Развивающиеся страны извлекли урок и больше не хотели оказываться в должниках у МВФ. Попытки положить конец заимствованию иностранного капитала в частном секторе, однако, имели ограниченный успех.
Таким образом, Центробанки по всему миру защищают себя, выстраивая крупные военные бюджеты. Некоторые страны, особенно Китай, собирают доллары, чтобы снизить стоимость собственной валюты. Крупное положительное сальдо торгового баланса Китая с США дает ему избыток долларов, однако если бы торговля велась за юани на открытом рынке, стоимость китайской валюты выросла бы, что усложнило бы экспорт.
Напротив, он инвестирует эти доллары в американские казначейские бумаги и другие активы, выраженные в долларах. В итоге, нестабильность мировой экономики положительным образом отражается на надежных активах, и по-прежнему не существует более надежного актива чем американские казначейские бумаги. Но как долго доллар сможет сохранять превосходство, и что станет с жизнеспособностью американского дефицита бюджета, когда он подойдет к концу?
Подготовлено по материалам агентства Bloomberg