Почти серьезный опыт применения дзэнских практик к биржевой торговле.

  • Автор темы Автор темы FXWizard
  • Дата начала Дата начала

FXWizard

Гуру форума
ТРЕЙДИНГ и ПУСТОТА

“ … Такая смерть есть Путь Самурая . Если каждое утро и каждый вечер
ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так , словно твое тело
уже умерло , ты станешь подлинным самураем . Тогда вся твоя жизнь
будет безупречной , и ты преуспеешь на своем поприще . “​


Почти серьезный опыт применения дзэнских практик к биржевой торговле.

" Страх и жадность правят Wall Street ." Эта биржевая аксиома известна всем участникам фондового рынка, от самых мелких инвесторов до управляющих многомиллионными портфелями . Однако практика показывает , что только единицы способны совладать со своими эмоциями в моменты сильных движений рынка . Ежедневно на финансовых рынках воспроизводится ситуация , когда игроки не могут применить свои знания и опыт просто в силу того , что их эмоциональное состояние препятствует реализации казалось бы уже созревшего правильного решения . Результатом , как правило , становятся финансовые потери .

Представим себе ситуацию , когда рядовой игрок - плечевик , многократно обжегшись на частых переменах позиций , наконец , волею случая , попадает в сильный тренд . Зачарованным взглядом спекулянт смотрит в монитор и видит , как буквально на глазах удваивается - утраивается - учетверяется его счет . Позиция постоянно наращивается , акции покупаются уже с " пятым плечом " , и в конце каждой биржевой сессии игрок подсчитывает свое виртуальное богатство . И вот уже раздвигаются стены бутовской двушки , и перед воспаленным воображением мелкого клерка встает сюжет известного рекламного ролика . Наш герой звонит по мобильному телефону своему ненавистному начальнику и объявляет о своем увольнении в связи с отъездом ... нет , не на Тибет , а в Montreux . В следующем своем видении спекулянт предстает в образе умиротворенного швейцарского пенсионера , сидящего на набережной Женевского озера рядом с бронзовой скульптурой Фредди Меркьюри .

А тем временем в таинственных рыночных механизмах происходят некие незаметные подвижки, и счет почему-то перестает расти. Далее происходит обвал , счет тает на глазах , но игрок отказывается внять голосу своего разума и прикрыть позицию . " Этого не может быть , котировки вернутся к прежнему уровню . Да вот и сертифицированные аналитики в один голос говорят , что это всего лишь временная коррекция , не более того ." Между тем контуры почти уже было осязаемой швейцарской виллы теряют четкость , альпийский домик сжимается подобно шагреневой коже и , наконец , превращается в до боли знакомую бутовскую квартирку ( одновременно с поступлением margin call от брокера ) . Нет , никогда нашему бедняге не доведется завтракать хрустящим французским круассаном на террасе Montreux Palace по соседству с восьмидесятилетними вдовами-миллионершами . Вместо этого - Гжелка , колбаса и ежевечернее оплакивание проигранных денег . А ведь можно было купить ... ну хотя бы Opel Astra , вовремя зафиксировав часть прибыли !

Другой наш герой, крепкий предприниматель средней руки, под давлением ряда обстоятельств продает свой бизнес и выручает порядка четырехсот тысяч долларов . В поисках новой сферы приложения своих сил и средств бывший бизнесмен получает совет от приятеля , имеющего отношение к фондовой индустрии . " Купи акции ЮКОСа на все . Ведь это акции , которые можно покупать всегда ." Покупка происходит по цене чуть выше четырехсот рублей , и некоторое время акции растут , доставляя радость их обладателю . Но внезапно происходят всем известные события , и акции ЮКОСа начинает свой долгий и мучительный путь вниз . Что же происходит с нашим героем ? Вместо того , чтобы найти в себе силы выйти из бумаги хотя бы по двести рублей и спасти половину своего состояния , деморализованный предприниматель хватается за обнадеживающие заявления высших государственных чиновников как за последнюю соломинку . Иррациональная вера в спасительный счастливый исход подменяет ему жизненный опыт . Просто поразительно , что это происходит с человеком , который в суровые девяностые годы один , без охраны , ездил на стрелки с солнцевскими и хладнокровно отражал разбойные набеги налоговых полицейских и пожарных инспекторов.

Вконец потерявший здравый смысл мужчина так и не принимает болезненное, но необходимое решение и терпит до конца. Финал закономерен и печален . На уровне пятнадцати рублей происходят нервный срыв, окончательная деградация личности , и некоторое время спустя мы видим нашего героя в компании опухших бомжей у ближайшего винного магазина . Опустившийся человек рисует на кирпичной стене график ЮКОСа осколком зеленого бутылочного стекла , нелепо жестикулирует и рассказывает коллегам - пропойцам о несправедливости басманного правосудия .

Но , может быть, подобный " снос крыши " в условиях жестоких биржевых реалий происходит только у наивных любителей? К сожалению, нет. В качестве иллюстрации полистаем ленту Финама ( как зеркало российской фондовой революции ) . Как известно , примерно половину старых ников чата составляют профессионалы . Выберем для большей иллюстративности сакральную для российского фондового рынка дату 5 октября 2004 г. Итак , чем же занимались наши уважаемые профи во время легендарного корнера в Мосэнерго ? Хладнокровно переворачивались из шортов в лонги и затем наоборот? Заходили в бумагу на несколько минут и с профессиональной невозмутимостью фиксировали прибыль? Великодушно радовались за своих фондовых собратьев, которым посчастливилось встретить это октябрьское утро в бумагах? Или просто отстраненно наблюдали за неземной, безупречной красотой графика Мосэнерго с тем, чтобы лет двадцать спустя сказать своим отпрыскам : " Сынок , разве сейчас корнеры ? Вот в наше время были корнеры . Помню , в октябре 2004 года ..."

Нет . В этот выдающийся день тихую латентную ругань , являющуюся естественным фоновым режимом финамовского чата , сменили страсти почти шекспировского накала . Беглый просмотр ленты позволяет сделать вывод , что основными эмоциями были зависть к выигравшим , недобрые высказывания в адрес ФСФР и мифических " манипуляторов " , возгласы о " разрушении рынка " , уверенность в том , что " эти физики все равно всю прибыль отдадут рынку " и другие далеко не самые благородные из человеческих чувств .

Итак , можно бесконечно совершенствоваться в фундаментальном и техническом анализе , изучать волны Эллиотта , создавать совершенные механические торговые системы . Но в решающий момент может оказаться ( и чаще всего оказывается ) , что палец не может нажать на кнопку buy и идеальный момент для входа в рынок упущен просто потому , что на трейдера вдруг нахлынула волна липкого страха и в голове ожили цифры потерь после последней неудачной сделки . Так как же "перестать беспокоиться" и начать успешно торговать ?

В этой связи в качестве полезной аналогии можно привести опыт японских самураев , тративших значительную часть своей жизни на постижение философии дзэн - буддизма и проводивших годы в дзэнских монастырях . При этом основной целью было не религиозное совершенствование , а достижение особого состояния духа , позволявшего впоследствии одерживать победы в поединках .

Обучение в дзэнском монастыре не предполагало чтения классических буддийских сутр . В процессе обучения использовалась техника особого медитативного диалога с наставником - так называемый коан . ( Самый известный дошедший до нашего времени пример коана - высказывание дзэнского наставника Хакуина Экаку "Хлопки одной руки" ).

Согласно философии дзэн , истина буддизма заключена не в сутрах и ритуалах . Истина и освобождение сокрыты в самом человеке , в его внутренних возможностях . Истина дзэн освобождала самурая и давала ему возможность действовать согласно внутренним ощущениям относительно той или иной конкретной ситуации , а не руководствоваться лишь правилами , формализованными предписаниями и традиционной техникой ведения боя .
 

FXWizard

Гуру форума
Закрепощенность , неподвижность - это разрушение и смерть , подвижность же и гибкость - это жизнь . Знаменитый дзэнский монах Такуан называл идеальное для воина состояние " не - сознанием " :

" Не-сознание - то же самое , что и правильное сознание . Не-сознание не застывает и не фиксируется в одном месте... Оно не помещается нигде...Когда не-сознание хорошо развито , сознание не зацикливается ни на одной вещи и не имеет недостатка ни в чем . Оно подобно разливающейся реке и существует в самом себе . Оно возникает в нужный момент и в должное время ( что особенно важно для воина ." 3

Философия дзэн открывала воину путь к сфере инстинктивного действия " без мысли " , которое не зависит от выношенного в сознании способа поведения и намеренного применения той или иной техники .

Целью не-сознания являлось достижение в каждом поступке того самого " ничто " , которое дзэн считает " предельной реальностью " и источником действия : " Если говорить об этом как о боевом искусстве , то не рука , размахивающая мечом , управляет сознанием . Ты убиваешь противника , но рука , держащая меч , остается в полном неведении относительно этого . Ты не проникаешь сознанием в своего противника . ( Противник в данном случае - полностью деперсонализированный , как , быть может , и в любой схватке. ) Противник - это Пустота , Я - тоже Пустота . Рука , которая держит меч , сам меч - все Пустота . " ( цитата из Такуана ) 3

Таким образом , если уподобить биржевого игрока древнему японскому самураю , торговую систему - катане ( самурайскому мечу ) , а под деперсонализированным противником понимать темную рыночную стихию , то выяснится , что перед спекулянтом стоят те же самые цели - высвободить свое сознание , сделать его абсолютно пустым . Все это , конечно не отменяет необходимости самообразования , изучения ФА и ТА и.т.д. ( ведь самураи тоже , помимо духовного совершенствования , занимались физическими упражнениями и оттачивали технику владения мечом ) .

Вот как описывается внутреннее состояние великого воина Миямото Мусаси во время его поединка со знаменитым фехтовальщиком Ганрю ( Сасаки Кодзиро ) : " Жизнь и смерть казались ему лишь пеной . Он чувствовал , как кожа его покрывается пупырышками , но не от холодной воды , а от пробивающей тело дрожи . Разум его поднялся над жизнью и смертью , но тело еще не достигло гармонии с разумом . Когда не только разум , но каждая пора кожи забудет о поединке , внутри его существа не останется ничего , кроме воды и облаков .... Мусаси подпрыгнул и в воздухе поджал ноги . В результате , когда он приземлился на согнутых ногах , его рост сократился с шести футов до четырех или даже менее ...

Меч Ганрю лишь рассек воздух над его головой , задев кончик обвязывающей голову тесемки .
Ганрю подумал , что задел голову противника , и широкая улыбка разлилась по его лицу . Но в следующее мгновение голова его раскололась как тыква под ударом деревянного меча Мусаси ...
Мусаси смотрел на плывущее в небе маленькое облако . Душа его возвращалась в тело , и он вновь обретал способность различать себя и облако , свое тело и вселенную ...
Кодзиро верил в меч силы и искусства . Мусаси же доверял мечу духа . Вот единственное , что их различало ." 3

Приблизительно таким же должно было бы быть состояние идеального биржевого спекулянта , встречающего корнер в Мосэнерго !

К написанному выше читатель вправе отнестись с известной долей юмора и скептицизма ( автор просил бы обратить внимание на вынесенное в заголовок слово " почти " ) . Однако в заключение хотелось бы привести в качестве иллюстрации два примера.

В США функционируют несколько сотен дзэн - центров ( большинство - в крупных городах ) . Ежедневно в них обучаются технике медитации тысячи человек из тех , кого в американском обществе принято называть intellectuals ( в отличие от российского понятия " интеллигенция " , термин intellectuals означает просто принадлежность к определенным профессиональным кругам ) . С высокой степенью вероятности можно предположить , что среди посетителей центров дзэн некий процент составляют трейдеры с Wall Street .

В те времена , когда самый , пожалуй , успешный в истории биржевой спекулянт Джесси Ливермор совершал свои трейды , западный мир еще не захлестнула волна повального увлечения Востоком . Однако эмпирическим путем Ливермор сформулировал свою собственную биржевую философию , некоторым образом перекликающуюся с древними дзэнскими наставлениями ( цитата из его беллетризованной биографии ) : "Я провел на Уолл-стрит много лет, наживал и терял миллионы долларов и хочу здесь сказать, что большие деньги пришли ко мне не потому, что я был таким умным. Все дело было в моей стойкости. Это понятно? Я всегда держался до конца...

Редко встретишь мужчину, который способен понимать ситуацию и при этом быть стойким в своей правоте. Мне это знание далось труднее всего. Но биржевой спекулянт может делать большие деньги только после того, как он это понял...

Причина в том, что человек может видеть все прямо и отчетливо, но вдруг его охватят сомнения или он утратит терпение, когда рынок вдруг остановит движение в вычисленном направлении. Вот почему на Уолл-стрит так много мужчин, которые далеко не принадлежат к дилетантам или даже к третьему классу любителей, но все равно теряют деньги. Это не рынок их обыгрывает. Это они обыгрывают сами себя, потому у них есть мозги, но не хватает стойкости и выдержки. Старый Индюк был чертовски прав. У него было не только мужество иметь свой взгляд на вещи, но и разумное терпение, позволявшее ему сохранять стойкость . " 4

В статье использованы цитаты из следующих произведений :

1. Ямамото Цунетомо "ХАКАГУРЭ : Книга Самурая "
2. " Trading Places " movie Paramount Pictures 1983
3. Уинстон Л. Кинг " Дзэн и путь меча . Опыт постижения психологии самурая "
4. Э . Лефевр " Воспоминания биржевого спекулянта "

Автор alien11
_http://www.finam.ru/analysis/newsitem11F580023A/default.asp
 
Верх