NSerega
Администратор
Многие идеи и концепции блокчейн-проектов повторяются из раза в раз. Порою может сложиться впечатление, что созданная огромными усилиями и с использованием невероятного количества электроэнергии децентрализованная инфраструктура неудобна для использования широкими слоями населения. Не меняя главной сути, криптопроекты пытаются обернуть в новую красивую упаковку старые идеи, которые не получилось продать в прошлые бычьи циклы. Верно ли это утверждение или вопрос, поставленный под другим углом, и обновленные технические возможности все-таки приведут к массовому успеху в этот раз?
NFT — а разве мы уже не пробовали создавать токены?
Популяризация NFT-платформ и их бурный рост сопровождался распространением концепции о возможности обернуть любую идею в форму токена — от цифрового искусства и предмета в игре до прав на владение собственностью в реальном мире. Тем не менее возможность создавать собственные уникальные токены существовала у пользователей довольно продолжительное время.
Уже в 2017 году ряд платформ предлагал пользователям быстрое и недорогое создание собственных токенов. Токен со своей идеей, описанием, возможностью отправки и торговли на встроенном DEX можно было уже пять лет назад создать на платформах Bitshares (BTS), NEM (XEM), Waves (WAVES) и других. Аббревиатура NFT (non fungible token) обозначает, что он невозможен к повторению и копированию, единственный.
Однако, учитывая уникальность транзакции при создании любого токена и возможность ограничить эмиссию в настройках, каждый созданный токен, в какой-то мере, можно считать уникальным и невозможным к копированию. Современные NFT-проекты, в большинстве случаев, по-прежнему хранят изображения и видео при помощи web2-инфраструктуры. Поэтому практически отсутствует разница между современным NFT и созданным в ограниченном экземпляре токеном со ссылкой на картинку в описании.
Определенный прогресс в отображении токенов с 2017 года есть — современные версии браузерных расширений «учатся» отображать NFT сразу из кошелька без необходимости подключения к платформе. Но этот процесс пока далек от совершенства — множество токенов отображаются некорректно (что недопустимо для арт-объектов) либо же не отображаются вовсе.
Характер сделок с NFT также вызывает сомнения в потенциале создания новой экономической парадигмы при помощи данной технологии. Новостные ленты пестрят лишь сообщениями о крупных, но разовых сделках уже раскрученных медиафигур и брендов класса люкс, возможно, просто решивших собрать сливки с модного тренда. О каждодневном обмене собственного NFT-искусства множеством рядовых пользователей речь пока не идет.
Metaverse — новое слово для описания существующих явлений?
Похожее описание уже существующих технологий новым и максимально размытым термином можно усмотреть и в случае с Metaverse. По оценкам множества аналитиков, Metaverse-сегмент ожидает многократный рост уже в ближайшие года. Это не вызывает сомнений, если к Metaverse относить большинство прорывных технологий — от интернета вещей до виртуальной реальности и искусственного интеллекта, как это делается в недавнем исследовании от BSG.
Широко распространенным представлением о метавселенной является взаимодействие пользователей на различных мероприятиях в виртуальной реальности. Однако и это явление не является ноу-хау или достаточно развитым для блокчейн-проектов в сравнении с Web-2-проектами.
Совместное посещение игроками мероприятий в игровой вселенной, к примеру, давно проводится в Fortnite. Некоторые мероприятия в этой игре посещаются одновременно миллионами игроков. В сравнении с этой цифрой выглядит незначительным количество онлайн-пользователей, к примеру, крупнейшей блокчейн-метавселенной Decentraland — не более тысячи. Число пользователей онлайн и другую статистику работы Decentraland можно посмотреть в реальном времени на специальном сервисе.
P2E — пирамиды нового времени?
Волну новой критики, связанную со строением своих экосистем, получили недавно и проекты play-2-earn. Стремительный рост капитализации и энтузиазм вокруг p2e-стартапов в прошлом году сменился активной критикой таких концепций как в блокчейн-периодике, так и в среде популярных медиа.
Бессонница, раздражительность, попадание в долги, игровая зависимость и другие проблемы, вызванные игрой Axie Infinity, ярко описаны в материале Time. Авторы материала идут дальше критики самой игры. Они предлагают пересмотреть все громкие заявления представителей криптосектора о способности блокчейна изменить экономику и жизнь развивающихся стран к лучшему. Но пока, из-за недостатка образовательных инициатив, зачастую удается добиться лишь противоположного эффекта. Материал Time также указывает на свойственную «пирамидам» экономическую модель игры, о которой напрямую заявляли в white paper разработчики — успех проекта зависит от постоянного потока новых пользователей.
Схожая критика актуальна и для других проектов, в том числе move-2-earn-проекта Stepn, заработки в котором возможны только при условии раннего приобретения необходимых NFT-кроссовок, а также росте курса самого токена. Но об этом на данный момент говорить не приходится — токены p2e-проектов потеряли до 90% стоимости от своих пиков осенью прошлого года.
Источник
NFT — а разве мы уже не пробовали создавать токены?
Популяризация NFT-платформ и их бурный рост сопровождался распространением концепции о возможности обернуть любую идею в форму токена — от цифрового искусства и предмета в игре до прав на владение собственностью в реальном мире. Тем не менее возможность создавать собственные уникальные токены существовала у пользователей довольно продолжительное время.
Уже в 2017 году ряд платформ предлагал пользователям быстрое и недорогое создание собственных токенов. Токен со своей идеей, описанием, возможностью отправки и торговли на встроенном DEX можно было уже пять лет назад создать на платформах Bitshares (BTS), NEM (XEM), Waves (WAVES) и других. Аббревиатура NFT (non fungible token) обозначает, что он невозможен к повторению и копированию, единственный.
Однако, учитывая уникальность транзакции при создании любого токена и возможность ограничить эмиссию в настройках, каждый созданный токен, в какой-то мере, можно считать уникальным и невозможным к копированию. Современные NFT-проекты, в большинстве случаев, по-прежнему хранят изображения и видео при помощи web2-инфраструктуры. Поэтому практически отсутствует разница между современным NFT и созданным в ограниченном экземпляре токеном со ссылкой на картинку в описании.
Определенный прогресс в отображении токенов с 2017 года есть — современные версии браузерных расширений «учатся» отображать NFT сразу из кошелька без необходимости подключения к платформе. Но этот процесс пока далек от совершенства — множество токенов отображаются некорректно (что недопустимо для арт-объектов) либо же не отображаются вовсе.
Характер сделок с NFT также вызывает сомнения в потенциале создания новой экономической парадигмы при помощи данной технологии. Новостные ленты пестрят лишь сообщениями о крупных, но разовых сделках уже раскрученных медиафигур и брендов класса люкс, возможно, просто решивших собрать сливки с модного тренда. О каждодневном обмене собственного NFT-искусства множеством рядовых пользователей речь пока не идет.
Metaverse — новое слово для описания существующих явлений?
Похожее описание уже существующих технологий новым и максимально размытым термином можно усмотреть и в случае с Metaverse. По оценкам множества аналитиков, Metaverse-сегмент ожидает многократный рост уже в ближайшие года. Это не вызывает сомнений, если к Metaverse относить большинство прорывных технологий — от интернета вещей до виртуальной реальности и искусственного интеллекта, как это делается в недавнем исследовании от BSG.
Широко распространенным представлением о метавселенной является взаимодействие пользователей на различных мероприятиях в виртуальной реальности. Однако и это явление не является ноу-хау или достаточно развитым для блокчейн-проектов в сравнении с Web-2-проектами.
Совместное посещение игроками мероприятий в игровой вселенной, к примеру, давно проводится в Fortnite. Некоторые мероприятия в этой игре посещаются одновременно миллионами игроков. В сравнении с этой цифрой выглядит незначительным количество онлайн-пользователей, к примеру, крупнейшей блокчейн-метавселенной Decentraland — не более тысячи. Число пользователей онлайн и другую статистику работы Decentraland можно посмотреть в реальном времени на специальном сервисе.
P2E — пирамиды нового времени?
Волну новой критики, связанную со строением своих экосистем, получили недавно и проекты play-2-earn. Стремительный рост капитализации и энтузиазм вокруг p2e-стартапов в прошлом году сменился активной критикой таких концепций как в блокчейн-периодике, так и в среде популярных медиа.
Бессонница, раздражительность, попадание в долги, игровая зависимость и другие проблемы, вызванные игрой Axie Infinity, ярко описаны в материале Time. Авторы материала идут дальше критики самой игры. Они предлагают пересмотреть все громкие заявления представителей криптосектора о способности блокчейна изменить экономику и жизнь развивающихся стран к лучшему. Но пока, из-за недостатка образовательных инициатив, зачастую удается добиться лишь противоположного эффекта. Материал Time также указывает на свойственную «пирамидам» экономическую модель игры, о которой напрямую заявляли в white paper разработчики — успех проекта зависит от постоянного потока новых пользователей.
Схожая критика актуальна и для других проектов, в том числе move-2-earn-проекта Stepn, заработки в котором возможны только при условии раннего приобретения необходимых NFT-кроссовок, а также росте курса самого токена. Но об этом на данный момент говорить не приходится — токены p2e-проектов потеряли до 90% стоимости от своих пиков осенью прошлого года.
Источник