FXWizard
Гуру форума
Против лома нет приема
Любой случайный свидетель событий последних пяти лет - развития пузыря на рынке жилья, его схлопывания и попыток восстать из пепла - будет поражен тем, насколько политики, из-за которых начались все проблемы, похожи на способы решения этих же самых проблем. Здесь есть все: и ультранизкие процентные ставки, кредитование и расходы (которых сначала было слишком много, а теперь слишком мало), искусственно завышенные цены на жилье. Лечение просто чрезвычайно напоминает нездоровый образ жизни, приведший к болезни. Я выделила пять областей, в которых политика стоит либо пересмотреть свои рекомендации, или постараться получше объяснить, почему вчерашние ошибки сегодня выдаются за панацею.
1. Бог дал, Бог взял
В 2003-2005 годах, на протяжении длительного периода времени, сохранялась чрезвычайно низкая ставка по федеральным фондам. Никто в ФРС не признает, какую роль сыграла ключевая процентная ставка в размере 1% в раздувании объемов разнообразных ипотечных займов с плавающим процентом, а также в создании пузыря на рынке недвижимости. По некоторым причинам, политикам больше хочется прослыть регуляторами, уснувшими на посту, нежели прогнозистами, бредущими впотьмах на ощупь. Пузырь лопнул, рынок жилой недвижимости провалился в тартарары, а ставка по федеральным фондам прочно обосновалась на уровне 0.25%. Теперь же, когда ситуация в экономике вновь начала усложняться, ФРС подумывает о дополнительном количественном ослаблении. Возможно, в определенный момент супернизкая процентная ставка и раздутый баланс и необходимы, но, в конечном счете, за них придется расплачиваться.
2. Занимай и трать
Команда экономистов при администрации Обамы пришла к выводу, что экономика США страдает из-за недостаточного совокупного спроса. Компании и потребители тратят слишком мало. Банки же не выдают кредиты, чтобы стимулировать дополнительные расходы. Однако наш случайный свидетель может задаться вопросом, как кредитование и расходы помогут избавиться от проблем, возникших из-за чрезмерной зависимости от заемных средств и бездумных трат. Банки выдавали кредиты всем, кто мог поставить подпись на договоре. Люди покупали дома, которые они не могли себе позволить. Долг домохозяйств в процентах от располагаемого личного дохода в 3 квартале 2007 года вырос до рекордных 130%. Ко второму кварталу 2010 года он снизился до 119%. За периодом легких кредитов следует период жестких кредитных требований. Регуляторам же не нравится ни то, ни другое. Выступая на открытии ежегодного симпозиума в Джексон Холе 27 августа, председатель ФРС Бен Бернанке заявил, что регулирующие органы "работают, чтобы помочь банкам найти баланс между необходимой осмотрительностью и разумным желанием выдавать кредиты платежеспособным заемщикам". Звучит так, словно регулирующие органы призывают банки пересмотреть отклоненные ими кредитные заявки. Может быть, увещевания регулятора сделают их более привлекательными.
3. Бездомный дом
Многие десятилетия цены на жилье росли в соответствии с инфляцией. В 1997 году все изменилось: стоимость жилья умчалась вскачь, оставив индекс потребительских цен далеко позади. На национальном уровне цены на жилье упали на 31% по сравнению с максимальными значениями, установленными в первом квартале 2006 года. Сейчас очень здорово выгодно снимать жилье, при этом рекордно низкие ставки по ипотеке не способны стимулировать спрос на рынке недвижимости. Потребители несколько оживились, когда правительство ввело налоговый кредит для покупателей жилья в размере 8000 долларов, однако, сейчас, когда срок его действия закончился, продажи на вторичном и первичном рынках вновь упали. Каково решение? Цены должны упасть, точно так же, как 4 года назад. Все попытки администрации Обамы модифицировать ипотечные программы, не оправдали ожиданий. Последней стала программа "краткосрочного рефинансирования". Федеральное управление жилищного строительства предлагает заемщикам новые кредиты под низкие проценты, застрахованные Управлением, если кредитор согласится списать 10% непогашенного долга. Управление страхует ипотеки. Налогоплательщик берет на себя риски.
4. Слишком большие
Американскую экономику поставили на колени банки с подозрительными кредитами на балансах, банки, которым нельзя было позволить рухнуть. Регулирующие органы били себя кулаком в грудь и кричали, что теперь ни одному финансовому учреждению не будет позволено достигнуть размеров, угрожающих стабильности системы в случае краха. Но перенесемся из 2008 года во второй квартал 2010 года, и что мы увидим? Четыре крупнейших банка стали еще больше благодаря слияниям, организованным правительствами. Wells Fargo & Co с активами на сумму 1.23 трлн. долларов, разросся вдвое. Новые законы в области финансового регулирования предполагают решать проблему "слишком больших", предоставив регуляторам новые полномочия в отношении терпящих бедствие банков. Это значит, что регулирующие органы будут выявлять проблему, и отказывать банкам в поддержке
5. Продляй и делай вид
Когда лопнул пузырь на рынке жилья, регулирующие органы с удивлением узнали, что на самом деле банки занимались спекуляциями и прочими азартными играми и темными делишками. Новые правила бухгалтерского учета вынудили финансовые компании включить подозрительные активы в балансы и реализовать убытки. Теперь правительство пытается заставить кредиторов реструктурировать ипотечные программы на рынке жилой недвижимости, а банки уже по своей собственной инициативе делаю то же самое и в отношении коммерческих займов. Такая снисходительность устраивает кредиторов. Критики называют сложившуюся практику "Продляй и делай вид". Продляй срок кредитования, и делай вид, что заемщик выплатит его в полном объеме. Эту фразу можно толковать и в более широком контексте: продляй прежние политики, спровоцировавшие кризис, и делай вид, что ничего подобного больше не произойдет.
Каролина Баум
По материалам агентства Bloomberg
Любой случайный свидетель событий последних пяти лет - развития пузыря на рынке жилья, его схлопывания и попыток восстать из пепла - будет поражен тем, насколько политики, из-за которых начались все проблемы, похожи на способы решения этих же самых проблем. Здесь есть все: и ультранизкие процентные ставки, кредитование и расходы (которых сначала было слишком много, а теперь слишком мало), искусственно завышенные цены на жилье. Лечение просто чрезвычайно напоминает нездоровый образ жизни, приведший к болезни. Я выделила пять областей, в которых политика стоит либо пересмотреть свои рекомендации, или постараться получше объяснить, почему вчерашние ошибки сегодня выдаются за панацею.
1. Бог дал, Бог взял
В 2003-2005 годах, на протяжении длительного периода времени, сохранялась чрезвычайно низкая ставка по федеральным фондам. Никто в ФРС не признает, какую роль сыграла ключевая процентная ставка в размере 1% в раздувании объемов разнообразных ипотечных займов с плавающим процентом, а также в создании пузыря на рынке недвижимости. По некоторым причинам, политикам больше хочется прослыть регуляторами, уснувшими на посту, нежели прогнозистами, бредущими впотьмах на ощупь. Пузырь лопнул, рынок жилой недвижимости провалился в тартарары, а ставка по федеральным фондам прочно обосновалась на уровне 0.25%. Теперь же, когда ситуация в экономике вновь начала усложняться, ФРС подумывает о дополнительном количественном ослаблении. Возможно, в определенный момент супернизкая процентная ставка и раздутый баланс и необходимы, но, в конечном счете, за них придется расплачиваться.
2. Занимай и трать
Команда экономистов при администрации Обамы пришла к выводу, что экономика США страдает из-за недостаточного совокупного спроса. Компании и потребители тратят слишком мало. Банки же не выдают кредиты, чтобы стимулировать дополнительные расходы. Однако наш случайный свидетель может задаться вопросом, как кредитование и расходы помогут избавиться от проблем, возникших из-за чрезмерной зависимости от заемных средств и бездумных трат. Банки выдавали кредиты всем, кто мог поставить подпись на договоре. Люди покупали дома, которые они не могли себе позволить. Долг домохозяйств в процентах от располагаемого личного дохода в 3 квартале 2007 года вырос до рекордных 130%. Ко второму кварталу 2010 года он снизился до 119%. За периодом легких кредитов следует период жестких кредитных требований. Регуляторам же не нравится ни то, ни другое. Выступая на открытии ежегодного симпозиума в Джексон Холе 27 августа, председатель ФРС Бен Бернанке заявил, что регулирующие органы "работают, чтобы помочь банкам найти баланс между необходимой осмотрительностью и разумным желанием выдавать кредиты платежеспособным заемщикам". Звучит так, словно регулирующие органы призывают банки пересмотреть отклоненные ими кредитные заявки. Может быть, увещевания регулятора сделают их более привлекательными.
3. Бездомный дом
Многие десятилетия цены на жилье росли в соответствии с инфляцией. В 1997 году все изменилось: стоимость жилья умчалась вскачь, оставив индекс потребительских цен далеко позади. На национальном уровне цены на жилье упали на 31% по сравнению с максимальными значениями, установленными в первом квартале 2006 года. Сейчас очень здорово выгодно снимать жилье, при этом рекордно низкие ставки по ипотеке не способны стимулировать спрос на рынке недвижимости. Потребители несколько оживились, когда правительство ввело налоговый кредит для покупателей жилья в размере 8000 долларов, однако, сейчас, когда срок его действия закончился, продажи на вторичном и первичном рынках вновь упали. Каково решение? Цены должны упасть, точно так же, как 4 года назад. Все попытки администрации Обамы модифицировать ипотечные программы, не оправдали ожиданий. Последней стала программа "краткосрочного рефинансирования". Федеральное управление жилищного строительства предлагает заемщикам новые кредиты под низкие проценты, застрахованные Управлением, если кредитор согласится списать 10% непогашенного долга. Управление страхует ипотеки. Налогоплательщик берет на себя риски.
4. Слишком большие
Американскую экономику поставили на колени банки с подозрительными кредитами на балансах, банки, которым нельзя было позволить рухнуть. Регулирующие органы били себя кулаком в грудь и кричали, что теперь ни одному финансовому учреждению не будет позволено достигнуть размеров, угрожающих стабильности системы в случае краха. Но перенесемся из 2008 года во второй квартал 2010 года, и что мы увидим? Четыре крупнейших банка стали еще больше благодаря слияниям, организованным правительствами. Wells Fargo & Co с активами на сумму 1.23 трлн. долларов, разросся вдвое. Новые законы в области финансового регулирования предполагают решать проблему "слишком больших", предоставив регуляторам новые полномочия в отношении терпящих бедствие банков. Это значит, что регулирующие органы будут выявлять проблему, и отказывать банкам в поддержке
5. Продляй и делай вид
Когда лопнул пузырь на рынке жилья, регулирующие органы с удивлением узнали, что на самом деле банки занимались спекуляциями и прочими азартными играми и темными делишками. Новые правила бухгалтерского учета вынудили финансовые компании включить подозрительные активы в балансы и реализовать убытки. Теперь правительство пытается заставить кредиторов реструктурировать ипотечные программы на рынке жилой недвижимости, а банки уже по своей собственной инициативе делаю то же самое и в отношении коммерческих займов. Такая снисходительность устраивает кредиторов. Критики называют сложившуюся практику "Продляй и делай вид". Продляй срок кредитования, и делай вид, что заемщик выплатит его в полном объеме. Эту фразу можно толковать и в более широком контексте: продляй прежние политики, спровоцировавшие кризис, и делай вид, что ничего подобного больше не произойдет.
Каролина Баум
По материалам агентства Bloomberg