Алексей
Активный участник
Олафур Рагнар Гримссон, президент Исландии, поднял шум своим решением заблокировать законопроект, по которому британские и голландские вкладчики прогоревшего Исландского банка получат обратно ?3.9 млрд. ($ 5,6 млрд.). Для этих целей созывается референдум, результаты которого, как ожидается, не совпадут с решением правительства. Первоначальной реакцией рейтинговых агенств было желание понизить рейтинг долговых облигаций Исландии, как если бы она отказалась от долгов в стиле Аргентины. Однако противники законопроекта не собираются отказываться от своих правовых обязательств.
Проблемный момент в том, что, согласно европейскому закону, должно быть сделано, и, что еще более важно, что должно было быть сделано 6 октября 2008 года, когда Гордон Браун прекратил операции Icesave, он-лайн филиала Landesbanki, который является вторым по размеру банком Исландии. Исландские власти не ответили, каким образом решать проблемы. Разве британский премьер-министр позволил Исландии выбраться из западни, забегая вперед с возмещением средств вкладчикам, как если бы они были застрахованы Британией, вместо того, чтобы просто следовать процедурам ЕС?
При нормальных условиях, Исландия, перспективный кандидат в члены ЕС, подписавший соглашение о страховании вкладов, будет пользоваться правом урегулирования вопросов с вкладчиками в обычном порядке. Статья 10 директивы ЕС 94/19/EC дала вкладчикам и инвесторам гарантийного фонда Исландии (TIF) 9 месяцев для того, чтобы принять меры после банкроства финансового учреждения. Финансируемый из частных внутренних банков (не в пример британского государственного Агенства по финансовому обслуживанию), TIF собрал только 1% депозитных обязательств в качестве премии за риск.
Законодательство ЕС не предусматривает системного сбоя и не предусматривает для правительства несение ответственности за свои страховые агенства. Однако основные принципы, согласованные на заседании Ecofin министров финансов ЕС 14 ноября 2008 года были предельно ясны: “Эти переговоры должны проходить совместно и на скоординированной основе, будут учитываться трудные и беспрецедентные обстоятельства, в которых оказалась Исландия, настоятельно необходимо принять решения о мерах, которые позволят Исландии восстановить свою финансовую и экономическую системы”.
Таким образом, более обширный вопрос касается способности Исландии заплатить 250% от своего ВВП, что равняется примерно $20.000 на каждого исландского гражданина для того, чтобы заплатить за последствия плохого руководства Landsbanki. МВФ не думал, что это возможный реальный ход событий, когда его команда рассчитала в ноябре 2008 года: “Дальнейшее обесценивание валютного курса на 30% вызвало бы крутое повышение коэффициента долговой нагрузки (до 240% от ВВП в 2009 году) и, несомненно, было бы неустойчивым.
Противники соглашения с Icesave объясняют, что они хотят обратиться к правилам ЕС, касающимся спасения банков, и Ecofin понимает, что любое соглашение позволит Исландии сохранить экономическую жизнеспособность. Именно поэтому парламент Исландии, Альтинг, попросил прошлой осенью непредвзятый суд вынести решение по этому вопросу. Британия и Нидерланды отклонили просьбу. Они были готовы вести переговоры по срокам платежей и процентам, однако, не о сумме в целом.
Правительство Исландии было готово заплатить эту цену за вступление в ЕС, однако последние опросы показали, что 70% голосовавших потеряли интерес к вступлению. В такой же пропорции оказались голоса по поводу одобрения Альтингового соглашения о том, чтобы пойти на поводу у Британии и Нидерландов.
Исландские избиратели беспокоятся о том, насколько разумным будет налогообложение, учитывая огромный долг. Проблема заключается в том, что внешний долг не выплачивается из ВВП. Он выплачивается из баланса платежных поступлений от чистого экспорта, от продажи активов иностранцам и из новых заимствований. Рынок продажи трески ограничен, и многие квоты Исландии заложены банкирами в качестве обеспечения долга, что поглощает большую часть экспортного дохода. Затраты на уплату процентов также поглощают большую часть доходов от экспорта алюминия, геотермальных и гидроэлектрических ресурсов, оставляя небольшой налогооблагаемый доход.
Существует также угроза, висящая над головами исландских домовладельцев: ипотечные долги и другие кредиты индексируются согласно индексу потребительских цен. Для зависящей от импорта страны, которой Исландия и является, этот означает зависимость от обменного курса валюты. Попытки платить больше в иностранной валюте, чем государство может сгенерировать от экспортных поступлений может стать причиной обесценивания валюты и повышения ежемесячной платы по ипотеке. Вероятно, многие потеряют свои дома. Многие уже потеряли. Существует мараторий на лишение должника права выкупа заложенного имущества, но он истекает в феврале.
В таких условиях действуют прагматичные экономические принципы. Долги, которые не могут быть погашены, не должны быть погашены (пока кто-то не отдаст Питеру, который занял у Пола). Под вопросом, таким образом, находится сумма, которую может выплатить Исландия без ущерба своей экономике. Сколько еще исландцев должны потерять свои дома из-за взлетевшей стоимости ипотеки, привязанной к курсу валюты? Эмиграция ускоряется, многие иностранные рабочие уже уезжают. Сколько еще должно уехать? И если пост-советский опыт резкого падения уровня жизни все еще актуален, насколько сократится срок жизни исландцев?
Iceland can refuse debt servitude, The Financial Times, January 6
Постоянная ссылка на статью
Дальше...
Проблемный момент в том, что, согласно европейскому закону, должно быть сделано, и, что еще более важно, что должно было быть сделано 6 октября 2008 года, когда Гордон Браун прекратил операции Icesave, он-лайн филиала Landesbanki, который является вторым по размеру банком Исландии. Исландские власти не ответили, каким образом решать проблемы. Разве британский премьер-министр позволил Исландии выбраться из западни, забегая вперед с возмещением средств вкладчикам, как если бы они были застрахованы Британией, вместо того, чтобы просто следовать процедурам ЕС?
При нормальных условиях, Исландия, перспективный кандидат в члены ЕС, подписавший соглашение о страховании вкладов, будет пользоваться правом урегулирования вопросов с вкладчиками в обычном порядке. Статья 10 директивы ЕС 94/19/EC дала вкладчикам и инвесторам гарантийного фонда Исландии (TIF) 9 месяцев для того, чтобы принять меры после банкроства финансового учреждения. Финансируемый из частных внутренних банков (не в пример британского государственного Агенства по финансовому обслуживанию), TIF собрал только 1% депозитных обязательств в качестве премии за риск.
Законодательство ЕС не предусматривает системного сбоя и не предусматривает для правительства несение ответственности за свои страховые агенства. Однако основные принципы, согласованные на заседании Ecofin министров финансов ЕС 14 ноября 2008 года были предельно ясны: “Эти переговоры должны проходить совместно и на скоординированной основе, будут учитываться трудные и беспрецедентные обстоятельства, в которых оказалась Исландия, настоятельно необходимо принять решения о мерах, которые позволят Исландии восстановить свою финансовую и экономическую системы”.
Таким образом, более обширный вопрос касается способности Исландии заплатить 250% от своего ВВП, что равняется примерно $20.000 на каждого исландского гражданина для того, чтобы заплатить за последствия плохого руководства Landsbanki. МВФ не думал, что это возможный реальный ход событий, когда его команда рассчитала в ноябре 2008 года: “Дальнейшее обесценивание валютного курса на 30% вызвало бы крутое повышение коэффициента долговой нагрузки (до 240% от ВВП в 2009 году) и, несомненно, было бы неустойчивым.
Противники соглашения с Icesave объясняют, что они хотят обратиться к правилам ЕС, касающимся спасения банков, и Ecofin понимает, что любое соглашение позволит Исландии сохранить экономическую жизнеспособность. Именно поэтому парламент Исландии, Альтинг, попросил прошлой осенью непредвзятый суд вынести решение по этому вопросу. Британия и Нидерланды отклонили просьбу. Они были готовы вести переговоры по срокам платежей и процентам, однако, не о сумме в целом.
Правительство Исландии было готово заплатить эту цену за вступление в ЕС, однако последние опросы показали, что 70% голосовавших потеряли интерес к вступлению. В такой же пропорции оказались голоса по поводу одобрения Альтингового соглашения о том, чтобы пойти на поводу у Британии и Нидерландов.
Исландские избиратели беспокоятся о том, насколько разумным будет налогообложение, учитывая огромный долг. Проблема заключается в том, что внешний долг не выплачивается из ВВП. Он выплачивается из баланса платежных поступлений от чистого экспорта, от продажи активов иностранцам и из новых заимствований. Рынок продажи трески ограничен, и многие квоты Исландии заложены банкирами в качестве обеспечения долга, что поглощает большую часть экспортного дохода. Затраты на уплату процентов также поглощают большую часть доходов от экспорта алюминия, геотермальных и гидроэлектрических ресурсов, оставляя небольшой налогооблагаемый доход.
Существует также угроза, висящая над головами исландских домовладельцев: ипотечные долги и другие кредиты индексируются согласно индексу потребительских цен. Для зависящей от импорта страны, которой Исландия и является, этот означает зависимость от обменного курса валюты. Попытки платить больше в иностранной валюте, чем государство может сгенерировать от экспортных поступлений может стать причиной обесценивания валюты и повышения ежемесячной платы по ипотеке. Вероятно, многие потеряют свои дома. Многие уже потеряли. Существует мараторий на лишение должника права выкупа заложенного имущества, но он истекает в феврале.
В таких условиях действуют прагматичные экономические принципы. Долги, которые не могут быть погашены, не должны быть погашены (пока кто-то не отдаст Питеру, который занял у Пола). Под вопросом, таким образом, находится сумма, которую может выплатить Исландия без ущерба своей экономике. Сколько еще исландцев должны потерять свои дома из-за взлетевшей стоимости ипотеки, привязанной к курсу валюты? Эмиграция ускоряется, многие иностранные рабочие уже уезжают. Сколько еще должно уехать? И если пост-советский опыт резкого падения уровня жизни все еще актуален, насколько сократится срок жизни исландцев?
Iceland can refuse debt servitude, The Financial Times, January 6
Постоянная ссылка на статью
Дальше...