dmitrytkachev
NYSE-трейдер
Как и на чем работает IT служба ММВБ-РТС
О том, какие информационные системы важны для специфического биржевого рынка, почему произошел отказ от HP-UX и Windows в пользу Red Hat Linux, чем была вызвана миграция с SuperDome на стандартные x86, а также о гонке производительности систем для привлечения инвесторов и компаний, размещающих свои бумаги, CNews рассказал управляющий директор по ИТ объединенной биржи ММВБ-РТС Ваган Варданян.
— Давайте начнем с услуг, которые биржа оказывает своим клиентам. В чем ваша специфика как потребителя ИТ по сравнению с зарубежными коллегами?
— Сначала хочу отметить, что биржа относится к достаточно критичным областям, ее смело можно сравнить с авиацией или атомной энергетикой. У нас нет возможности учиться на ошибках, так как их цена крайне высока. Этим во многом определяются и наши требования к ИТ-ландшафту. Если говорить об ИТ-инфраструктуре российской биржи, то она достаточно стандартна для любых наших коллег в мире, но все‑таки у нас есть определенные особенности из‑за того, что российский финансовый рынок развивался обособлено от Запада. Это отразилось и на специфике ИТ отечественной биржи. У нас совсем недавно начали развиваться технологии высокоскоростной торговли. Благодаря им стали появляться услуги в области colocation, размещения серверов профессиональных участников рынка на наших площадках. Хотя за рубежом на крупных биржах этот бизнес начал развиваться на несколько лет раньше. У нас сейчас происходит то же самое, только с небольшим опозданием. Это обуславливает разницу в инфраструктуре. В остальном все компоненты ИТ достаточно стандартны. Несмотря на разницу в устройстве самого биржевого рынка в разных странах, биржа работает по вполне стандартным и понятным принципам. Ее основой является непосредственно торговля: заключение сделок или «мэтчинг» (от англ. matching, регулярная сверка покупок и продаж биржевыми дилерами — прим. CNews) плюс есть инфраструктура клиринга (от англ. clearing, процесс расчета взаимных требований участников торгов).
— А если сравнить вас с игроками других близких рынков? Например, финансового.
— По сравнению с банками в нашем клиринге есть определенная специфика, мы отличаемся от финансовой индустрии с точки зрения используемых технологий и требований. Банковские системы есть у организаций нашей группы, обладающих банковской лицензией. У самой биржи банковских систем нет, наши достаточно уникальные решения лицензируются Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Также надо учитывать, что помимо торгов биржа выступает поставщиком информации. Это тоже часть нашего бизнеса, а банки такой деятельностью не занимаются.
— Если необходимо увидеть в режиме реального времени данные по разным финансовым инструментам, то эту информацию тоже можно получить от вас?
— Да, в итоге — от нас. Мы работаем со всеми ведущими дистрибуторами рыночной информации, как российскими, так и международными, которые эти данные потом доставляют до конечных терминалов наших клиентов. Если быть еще точнее, то до профессиональных участнков торгов и их клиентов. И в этом отличие от информатизации традиционного финансового блока.
КАК МЕНЯЕТСЯ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРА БИРЖИ
— Какая аппаратная подложка вам необходима, чтобы обеспечить перечисленные услуги? Есть ли в ней что‑то специфическое?
— Используется довольно типовое аппаратное обеспечение. Причем оно отличалось у двух объединившихся бирж, их ИТ-стандарты были разными. И РТС, и ММВБ удалось в свое время обойтись без мейнфреймов, поскольку они образовывались уже в 90‑е. Это направление нас миновало, хотя целый ряд крупных мировых фьючерсных систем живут именно на таких аппаратных системах.
Нужно выделить две группы продуктов. Торгово-клиринговые системы, доставшиеся от РТС, мы называем FORTS, а унаследованные от ММВБ — ASTS. Для вторых недавно, в ноябре 2011 г., мы завершили миграцию с ОС HP-UX на Red Hat Linux, которая дает лучшее быстродействие. Это достаточно распространенная в мире платформа для биржевых операций именно благодаря ее способности максимально раскрыть возможности аппаратной платформы, выжать из нее максимум по продуктивности. У биржи количество операций велико, быстродействие для нас важно, мы выжимаем из техники все, на что она способна.
Более того, ряд новых бирж, образовавшихся уже в 21 веке в Европе и США, стали первопроходцами в использовании специализированного аппаратного обеспечения, доработанного специально под них. В России такого пока нет, еще есть что оптимизировать и на стандартной технике.
— Для вас важнее получить «числомолотилку» — большое количество операций в единицу времени, а не большое хранилище данных?
— В ежедневной работе биржи, при мэтчинге диски не работают, все операции производятся в оперативной памяти. Но СХД тоже нужны для хранения данных, так как на бирже генерируется гигантский объем информации. Для ее дальнейшего анализа, структуризации, передачи профессиональным участникам торгов и регуляторам, естественно, используются системы хранения.
Но они работают в режиме Т+, то есть задействуются после момента совершения сделки, постфактум.
— Как я понял, сейчас вы уже используете стандартные x86 сервера, верно?
— Да. Сейчас это уже стандарт для обеих продуктовых линеек. Раньше в семействе ASTS у нас были HP SuperDome, сейчас мы фактически перешли на x86. В семействе FORTS такой формат был принят исторически.
— Получается, вы отказались и от железа Hewlett-Packard, и от ОС.
— Да, теперь у нас появилась возможность выбора разных платформ ведущих производителей аппаратного обеспечения — HP, IBM, DELL и т. д. Сейчас мы развязали себе руки для выбора той из них, которая максимально подходит под наши требования.
— Миграция ASTS на стандартные сервера и другую ОС была связана с объединением бирж?
— Нет, это отдельный проект, который давно назревал, но начался только в 2010 г. и закончился в конце 2011 г. уже на волне объединения, но не был с ним связан. Это был первый апгрейд такого масштаба с момента запуска ASTS в 1993 г. Конечно, его нужно было сделать раньше. Теперь у нас достаточный запас по производительности, который дает возможность развивать бизнес.
— Помимо смены аппаратной подложки и операционной системы что‑то еще менялось? СУБД, прикладное ПО?
— Прикладное ПО, естественно, перекомпилировалось, затем тестировалось, но его замены не было. Наши приложения модифицируются постоянно, но в рамках этого проекта никакие изменения не закладывались. СУБД также сохранилась.
— Какая?
— Достаточно узкоспециализированная СУБД Firebird. Она хотя и общего пользования, но нельзя сказать, что популярна. Эта база данных используется для внутрисервисных функций. Дальше вся информация переносится в базу Oracle, поверх которой уже работают системы отчетности и другие. То есть в торговой системе используется Firebird, а вот все, что из нее выходит, уже попадает в Oracle для дальнейшей обработки и анализа.
— Торговая система — это основное ПО, которое есть у биржи? По сути, аналог банковской АБС, верно?
— Да, это основная часть, но далеко не единственная — за клиринг и передачу данных владельцам терминалов отвечает другое ПО. Просто торговые системы всегда на виду, о них говорят, их производительность сравнивают. Для полноты картины нужно отметить, что на бирже РТС и до объединения, и сейчас исторически больше используются платформы Microsoft, включая.NET, но сейчас готовится переход на Linux.
— И тоже Red Hat?
— Вопрос еще не решен и наверняка говорить еще рано. Идет процесс выбора платформы. По всей видимости, действительно будет та же версия Linux, но пока это еще не точно.
— На FORTS аппаратная часть менялась?
— Нет, изначально ориентировались на x86. Сейчас ведутся работы по оптимизации аппаратного обеспечения, выбору наиболее оптимальных серверов.
— Пока у вас прозвучала унификация на серверах стандартной архитектуры и Linux, но вы не назвали никаких изменений в ИТ, непосредственно связанных с объединением бирж. Что‑то все‑таки пришлось менять в ИТ-ландшафте именно из‑за этого?
— Мы слушаем рынок, пытаемся понять, что нужно его участникам. Само объединение произошло, в том числе, для улучшения рыночной инфраструктуры. Первое, что необходимо сделать с точки зрения участника — это интеграция электронных систем доступа к бирже. Эту область изменения ожидают в первую очередь: унификация стандартов, протоколов, доступ в торговые системы.
Следующим шагом будет унификация систем клиринга: изменение клиринговых центров и приложений, которые работают там. Если эти две задачи решены, то вопрос о том, какая аппаратная подложка и какое системное ПО работают, становится чисто техническим моментом. Когда вы обращаетесь к услугам банка, вас не очень интересует, какая у него АБС. Мы хотим создать единый интерфейс биржи, после чего уже проводить оптимизацию внутри торговой системы.
СКОЛЬКО НУЖНО ЛЮДЕЙ И МАШИН
— Каков масштаб вашей ИТ-инфраструктуры? Как велико число сотрудников, АРМов, серверов?
— Существует средний для мировых бирж процент сотрудников, занятых технологиями, от общего штата. У нас он на нижней границе среднего, а в среднем это 25 – 30 % от общего числа. Биржи — это высокотехнологические предприятия, конечно.
— А в абсолютном выражении это сколько ИТ-шников?
— Мы говорим о нескольких сотнях, включая обслуживание всей инфраструктуры — и торговой, и расчетной, и клиринговой. Столько людей во всех ИТ-подразделениях всех компаний группы. Объем нашего серверного хозяйства — это многие сотни серверов и пара сотен рэков.
Сейчас готовится отдельная стратегия по развитию центров обработки данных (ЦОД), в рамках которой мы будем готовиться к построению нового дата-центра. Ввести его в эксплуатацию мы намерены в 2014 г.
— А сколько их сейчас?
— Для биржи ЦОД — это не только важный элемент инфраструктуры. Для нас это, в том числе, еще и способ заработка на услугах, связанных с размещением серверов, предоставлении сервисов клиентам и т. д. В мировой практике это формирует значительную долю дохода.
На сегодня у нас есть три дата-центра и программа их постепенной консолидации. Помимо собственных нужд они предназначены для обеих категорий наших клиентов: профессиональных участников рынка (брокеры, банки, дилеры и т. д.) и поставщиков информации (информационные агентства).
— Каким количеством автоматизированных рабочих мест вы располагаете?
— Здесь нет каких‑то потрясающих чисел. Понятно, что ПК есть у всех, но количество сотрудников, которые непосредственно отвечают за управление торгами, достаточно ограничено. Это менее сотни мест рабочих, буквально несколько десятков. Этого достаточно, чтобы обеспечить управление торгами, их администрирование и мониторинг. В этом плане акцент делается на разработку терминалов для участников торгов, не на собственные АРМ.
Кстати, еще до объединения ММВБ был разработан продукт для мобильных платформ iMicex. Сейчас он активно развивается, на него очень большой спрос. Скоро этот клиент будет доступен и для Android. Пока для этой платформы функционал приложения чисто информационный, торговать пока через него нельзя.
— Для iOS уже все работает?
— Да, есть брокеры, которые предоставляют эти решения своим клиентам. Через них можно торговать уже сейчас.
ЧТО МОЖНО НАПИСАТЬ САМИМ
— Насколько сильно у вас развиты собственные разработки?
— Подавляющее большинство приложений пишутся внутри компании, своими силами. Мы используем аутсорсинг для очень точечных, функционально небольших решений, где необходима глубокая специальная экспертиза. Но все наши ключевые сервисы и разрабатываются, и поддерживаются штатными программистами. Торговые места и терминалы — лишь малая часть, главное — это ядро.
В случае FORTS сейчас это уже третье поколение продуктов. Если мы говорим о семействе ASTS, то в свое время стояла приобретенная зарубежная система, но за прошедшее время она достаточно сильно изменилась. В данный момент она уже является продуктом ММВБ-РТС, можно считать ее нашей внутренней разработкой. Мы полностью владеем кодом, вносим все изменения и развиваем систему.
— Вы можете назвать соотношение обслуживающих и разрабатывающих ИТ-шников?
— Процентов 60 — это разработка, и только 40 % — поддержка. Это неплохое соотношение, с учетом того, что мы больше ресурсов тратим на разработку новых продуктов и стараемся минимизировать ресурсы на поддержку.
— Каков ИТ-бюджет биржи? При таком количестве разработчиков должен быть значительный фонд оплаты труда.
— Нам бы не хотелось раскрывать эту информацию. Можете сделать прикидки из названных чисел. Для внешнего ИТ-рынка мы достаточно специализированный заказчик, нам очень редко подходят стандартные решения. Мы не большой заказчик, наша инфраструктура сопоставима со средним банком. У нас нет большой региональной сети. Но задачи, которые стоят перед нами — сложны и интересны. Обычно они на острие технологий, вот это, мне кажется, самое главное, а не размер бюджета.
Журнал Cnews, май 2012 года
— Давайте начнем с услуг, которые биржа оказывает своим клиентам. В чем ваша специфика как потребителя ИТ по сравнению с зарубежными коллегами?
— Сначала хочу отметить, что биржа относится к достаточно критичным областям, ее смело можно сравнить с авиацией или атомной энергетикой. У нас нет возможности учиться на ошибках, так как их цена крайне высока. Этим во многом определяются и наши требования к ИТ-ландшафту. Если говорить об ИТ-инфраструктуре российской биржи, то она достаточно стандартна для любых наших коллег в мире, но все‑таки у нас есть определенные особенности из‑за того, что российский финансовый рынок развивался обособлено от Запада. Это отразилось и на специфике ИТ отечественной биржи. У нас совсем недавно начали развиваться технологии высокоскоростной торговли. Благодаря им стали появляться услуги в области colocation, размещения серверов профессиональных участников рынка на наших площадках. Хотя за рубежом на крупных биржах этот бизнес начал развиваться на несколько лет раньше. У нас сейчас происходит то же самое, только с небольшим опозданием. Это обуславливает разницу в инфраструктуре. В остальном все компоненты ИТ достаточно стандартны. Несмотря на разницу в устройстве самого биржевого рынка в разных странах, биржа работает по вполне стандартным и понятным принципам. Ее основой является непосредственно торговля: заключение сделок или «мэтчинг» (от англ. matching, регулярная сверка покупок и продаж биржевыми дилерами — прим. CNews) плюс есть инфраструктура клиринга (от англ. clearing, процесс расчета взаимных требований участников торгов).
— А если сравнить вас с игроками других близких рынков? Например, финансового.
— По сравнению с банками в нашем клиринге есть определенная специфика, мы отличаемся от финансовой индустрии с точки зрения используемых технологий и требований. Банковские системы есть у организаций нашей группы, обладающих банковской лицензией. У самой биржи банковских систем нет, наши достаточно уникальные решения лицензируются Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Также надо учитывать, что помимо торгов биржа выступает поставщиком информации. Это тоже часть нашего бизнеса, а банки такой деятельностью не занимаются.
— Если необходимо увидеть в режиме реального времени данные по разным финансовым инструментам, то эту информацию тоже можно получить от вас?
— Да, в итоге — от нас. Мы работаем со всеми ведущими дистрибуторами рыночной информации, как российскими, так и международными, которые эти данные потом доставляют до конечных терминалов наших клиентов. Если быть еще точнее, то до профессиональных участнков торгов и их клиентов. И в этом отличие от информатизации традиционного финансового блока.
КАК МЕНЯЕТСЯ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРА БИРЖИ
— Какая аппаратная подложка вам необходима, чтобы обеспечить перечисленные услуги? Есть ли в ней что‑то специфическое?
— Используется довольно типовое аппаратное обеспечение. Причем оно отличалось у двух объединившихся бирж, их ИТ-стандарты были разными. И РТС, и ММВБ удалось в свое время обойтись без мейнфреймов, поскольку они образовывались уже в 90‑е. Это направление нас миновало, хотя целый ряд крупных мировых фьючерсных систем живут именно на таких аппаратных системах.
Нужно выделить две группы продуктов. Торгово-клиринговые системы, доставшиеся от РТС, мы называем FORTS, а унаследованные от ММВБ — ASTS. Для вторых недавно, в ноябре 2011 г., мы завершили миграцию с ОС HP-UX на Red Hat Linux, которая дает лучшее быстродействие. Это достаточно распространенная в мире платформа для биржевых операций именно благодаря ее способности максимально раскрыть возможности аппаратной платформы, выжать из нее максимум по продуктивности. У биржи количество операций велико, быстродействие для нас важно, мы выжимаем из техники все, на что она способна.
Более того, ряд новых бирж, образовавшихся уже в 21 веке в Европе и США, стали первопроходцами в использовании специализированного аппаратного обеспечения, доработанного специально под них. В России такого пока нет, еще есть что оптимизировать и на стандартной технике.
— Для вас важнее получить «числомолотилку» — большое количество операций в единицу времени, а не большое хранилище данных?
— В ежедневной работе биржи, при мэтчинге диски не работают, все операции производятся в оперативной памяти. Но СХД тоже нужны для хранения данных, так как на бирже генерируется гигантский объем информации. Для ее дальнейшего анализа, структуризации, передачи профессиональным участникам торгов и регуляторам, естественно, используются системы хранения.
Но они работают в режиме Т+, то есть задействуются после момента совершения сделки, постфактум.
— Как я понял, сейчас вы уже используете стандартные x86 сервера, верно?
— Да. Сейчас это уже стандарт для обеих продуктовых линеек. Раньше в семействе ASTS у нас были HP SuperDome, сейчас мы фактически перешли на x86. В семействе FORTS такой формат был принят исторически.
— Получается, вы отказались и от железа Hewlett-Packard, и от ОС.
— Да, теперь у нас появилась возможность выбора разных платформ ведущих производителей аппаратного обеспечения — HP, IBM, DELL и т. д. Сейчас мы развязали себе руки для выбора той из них, которая максимально подходит под наши требования.
— Миграция ASTS на стандартные сервера и другую ОС была связана с объединением бирж?
— Нет, это отдельный проект, который давно назревал, но начался только в 2010 г. и закончился в конце 2011 г. уже на волне объединения, но не был с ним связан. Это был первый апгрейд такого масштаба с момента запуска ASTS в 1993 г. Конечно, его нужно было сделать раньше. Теперь у нас достаточный запас по производительности, который дает возможность развивать бизнес.
— Помимо смены аппаратной подложки и операционной системы что‑то еще менялось? СУБД, прикладное ПО?
— Прикладное ПО, естественно, перекомпилировалось, затем тестировалось, но его замены не было. Наши приложения модифицируются постоянно, но в рамках этого проекта никакие изменения не закладывались. СУБД также сохранилась.
— Какая?
— Достаточно узкоспециализированная СУБД Firebird. Она хотя и общего пользования, но нельзя сказать, что популярна. Эта база данных используется для внутрисервисных функций. Дальше вся информация переносится в базу Oracle, поверх которой уже работают системы отчетности и другие. То есть в торговой системе используется Firebird, а вот все, что из нее выходит, уже попадает в Oracle для дальнейшей обработки и анализа.
— Торговая система — это основное ПО, которое есть у биржи? По сути, аналог банковской АБС, верно?
— Да, это основная часть, но далеко не единственная — за клиринг и передачу данных владельцам терминалов отвечает другое ПО. Просто торговые системы всегда на виду, о них говорят, их производительность сравнивают. Для полноты картины нужно отметить, что на бирже РТС и до объединения, и сейчас исторически больше используются платформы Microsoft, включая.NET, но сейчас готовится переход на Linux.
— И тоже Red Hat?
— Вопрос еще не решен и наверняка говорить еще рано. Идет процесс выбора платформы. По всей видимости, действительно будет та же версия Linux, но пока это еще не точно.
— На FORTS аппаратная часть менялась?
— Нет, изначально ориентировались на x86. Сейчас ведутся работы по оптимизации аппаратного обеспечения, выбору наиболее оптимальных серверов.
— Пока у вас прозвучала унификация на серверах стандартной архитектуры и Linux, но вы не назвали никаких изменений в ИТ, непосредственно связанных с объединением бирж. Что‑то все‑таки пришлось менять в ИТ-ландшафте именно из‑за этого?
— Мы слушаем рынок, пытаемся понять, что нужно его участникам. Само объединение произошло, в том числе, для улучшения рыночной инфраструктуры. Первое, что необходимо сделать с точки зрения участника — это интеграция электронных систем доступа к бирже. Эту область изменения ожидают в первую очередь: унификация стандартов, протоколов, доступ в торговые системы.
Следующим шагом будет унификация систем клиринга: изменение клиринговых центров и приложений, которые работают там. Если эти две задачи решены, то вопрос о том, какая аппаратная подложка и какое системное ПО работают, становится чисто техническим моментом. Когда вы обращаетесь к услугам банка, вас не очень интересует, какая у него АБС. Мы хотим создать единый интерфейс биржи, после чего уже проводить оптимизацию внутри торговой системы.
СКОЛЬКО НУЖНО ЛЮДЕЙ И МАШИН
— Каков масштаб вашей ИТ-инфраструктуры? Как велико число сотрудников, АРМов, серверов?
— Существует средний для мировых бирж процент сотрудников, занятых технологиями, от общего штата. У нас он на нижней границе среднего, а в среднем это 25 – 30 % от общего числа. Биржи — это высокотехнологические предприятия, конечно.
— А в абсолютном выражении это сколько ИТ-шников?
— Мы говорим о нескольких сотнях, включая обслуживание всей инфраструктуры — и торговой, и расчетной, и клиринговой. Столько людей во всех ИТ-подразделениях всех компаний группы. Объем нашего серверного хозяйства — это многие сотни серверов и пара сотен рэков.
Сейчас готовится отдельная стратегия по развитию центров обработки данных (ЦОД), в рамках которой мы будем готовиться к построению нового дата-центра. Ввести его в эксплуатацию мы намерены в 2014 г.
— А сколько их сейчас?
— Для биржи ЦОД — это не только важный элемент инфраструктуры. Для нас это, в том числе, еще и способ заработка на услугах, связанных с размещением серверов, предоставлении сервисов клиентам и т. д. В мировой практике это формирует значительную долю дохода.
На сегодня у нас есть три дата-центра и программа их постепенной консолидации. Помимо собственных нужд они предназначены для обеих категорий наших клиентов: профессиональных участников рынка (брокеры, банки, дилеры и т. д.) и поставщиков информации (информационные агентства).
— Каким количеством автоматизированных рабочих мест вы располагаете?
— Здесь нет каких‑то потрясающих чисел. Понятно, что ПК есть у всех, но количество сотрудников, которые непосредственно отвечают за управление торгами, достаточно ограничено. Это менее сотни мест рабочих, буквально несколько десятков. Этого достаточно, чтобы обеспечить управление торгами, их администрирование и мониторинг. В этом плане акцент делается на разработку терминалов для участников торгов, не на собственные АРМ.
Кстати, еще до объединения ММВБ был разработан продукт для мобильных платформ iMicex. Сейчас он активно развивается, на него очень большой спрос. Скоро этот клиент будет доступен и для Android. Пока для этой платформы функционал приложения чисто информационный, торговать пока через него нельзя.
— Для iOS уже все работает?
— Да, есть брокеры, которые предоставляют эти решения своим клиентам. Через них можно торговать уже сейчас.
ЧТО МОЖНО НАПИСАТЬ САМИМ
— Насколько сильно у вас развиты собственные разработки?
— Подавляющее большинство приложений пишутся внутри компании, своими силами. Мы используем аутсорсинг для очень точечных, функционально небольших решений, где необходима глубокая специальная экспертиза. Но все наши ключевые сервисы и разрабатываются, и поддерживаются штатными программистами. Торговые места и терминалы — лишь малая часть, главное — это ядро.
В случае FORTS сейчас это уже третье поколение продуктов. Если мы говорим о семействе ASTS, то в свое время стояла приобретенная зарубежная система, но за прошедшее время она достаточно сильно изменилась. В данный момент она уже является продуктом ММВБ-РТС, можно считать ее нашей внутренней разработкой. Мы полностью владеем кодом, вносим все изменения и развиваем систему.
— Вы можете назвать соотношение обслуживающих и разрабатывающих ИТ-шников?
— Процентов 60 — это разработка, и только 40 % — поддержка. Это неплохое соотношение, с учетом того, что мы больше ресурсов тратим на разработку новых продуктов и стараемся минимизировать ресурсы на поддержку.
— Каков ИТ-бюджет биржи? При таком количестве разработчиков должен быть значительный фонд оплаты труда.
— Нам бы не хотелось раскрывать эту информацию. Можете сделать прикидки из названных чисел. Для внешнего ИТ-рынка мы достаточно специализированный заказчик, нам очень редко подходят стандартные решения. Мы не большой заказчик, наша инфраструктура сопоставима со средним банком. У нас нет большой региональной сети. Но задачи, которые стоят перед нами — сложны и интересны. Обычно они на острие технологий, вот это, мне кажется, самое главное, а не размер бюджета.