Зелёный
Местный житель
Чарльз Доу изменил фондовую Америку и весь финансовый мир больше, чем любой известный банкир или финансист. Он не умел играть на бирже, да и не хотел этим заниматься. Однако сейчас ни один день на финансовом рынке не обходится без упоминания его фамилии.
Финансовый репортер
Родился Чарльз Доу 6 ноября 1851 года. Отец его умер, когда мальчику было всего шесть, и с той поры на него легла большая часть обязанностей по хозяйству. Однако интересы его не ограничивались родительской фермой, и он довольно рано покинул свой дом. Несмотря на то что ему не хватало средств на получение высшего образования, он вырос весьма начитанным и сообразительным. В 18 лет ему удалось устроиться репортером в газету Springfield Daily Republican. Хоть это и была самая низкая должность в провинциальной газете, Доу был счастлив. Здесь он проработал до 1875 года, после чего ушел в другую газету -- The Providence Star. Она была еще меньше, но там Чарльза взяли на лучше оплачиваемую должность редактора вечернего выпуска. На новой должности в новой газете Чарльз стал заниматься широким кругом вопросов. Работа ему нравилась, его ценили. Он написал несколько репортажей о поисках золота и серебра в Колорадо в 1877 году. И фактически открыл дорогу новому жанру -- финансовой журналистике. Вскоре после этого он понял, что заниматься ею не только интересно, но и выгодно.
Впрочем, ему уже было тесно в провинциальной газете. И Доу вместе со своим другом и сослуживцем Эдвардом Джонсом в 1880 году отправился покорять Нью-Йорк. Здесь они устроились в информационное агентство Kiernan News Agency, которое занималось распространением рукописных новостей среди банков и брокерских компаний. И Доу, уже признанный авторитет в своей области, стал писать отчеты о поведении цен на акции золотодобывающих компаний.
В агентстве Чарльз и Эдвард проработали без малого три года. Подкопив денег, в ноябре 1882 года решили основать собственное дело. Созданная компания называлась Dow Jones & Co. Офис находился по адресу Wall Street, 15 -- дверь рядом со входом на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Продуктом новоиспеченной компании стал информационный листок Customer`s Afternoon Letter. Поначалу тираж не дотягивал до сотни экземпляров. Отчасти это объяснялось тем, что друзья писали его от руки. Первое издание, продававшееся по два цента и выпущенное в начале 1883 года, мало кто заметил, а между тем на Уолл-стрит произошла революция.
Письма после полудня
Customer`s Afternoon Letter в первую очередь представляла собой сводную таблицу торгуемых акций с их текущей ценой и изменением цены за день. Такой информации в Нью-Йорке в то время не существовало. Конечно, в брокерских конторах для внутреннего пользования подобные таблицы составлялись, но Customer`s Afternoon Letter впервые предлагалась всем желающим, к тому же в ежедневном режиме. Кроме таблицы в газете печатались отчеты компаний. В конце XIX века это была, без преувеличения, инсайдерская информация. Компании боялись показывать результаты работы и свою фактическую стоимость, опасаясь враждебного поглощения. А законодательных актов, обязывающих их раскрывать эту информацию, тогда еще не было. Лишь в 1934 году по закону о ценных бумагах компании обязали регулярно публиковать свою квартальную и годовую отчетность. До этого почти 50 лет Customer`s Afternoon Letter (впоследствии -- The Wall Street Journal) оставалась единственным источником такой информации. Доу и Джонс с помощью своей газеты стирали пропасть между инсайдерами и обычными игроками, делая информацию доступной для всех участников торгов.
Первое время Чарльз и Эдвард сами бегали по Уолл-стрит, выпытывая информацию у трейдеров и подслушивая их разговоры. Потом для этой работы Dow Jones & Co специально нанимала мальчиков. Впрочем, все, кто работал у Доу, обязаны были приносить финансовые новости. Большая часть сенсаций добывалась именно подслушиванием. Позднее секретные сведения газете стали доверять и махинаторы -- публичным заявлением они могли сдвинуть курс акций в нужную для себя сторону.
Компания росла. Наняли даже специальных людей для распространения подписки. Общее число персонала достигло 50 человек. К середине 1889 года Customer`s Afternoon Letter потолстела и сменила название на более респектабельное -- The Wall Street Journal. К началу XX века ее тираж достигал 7 тыс. экземпляров. Созданная Доу информационная империя сейчас процветает. В Dow Jones & Co входят не только печатные издания и индексы, но и электронные издания. Прибыль по итогам 2002 года составила $200 млн, а капитализация достигла $4,7 млрд. В штат компании входит более 8 тыс. человек, а число подписчиков составляет около 2 млн человек по всему миру.
В среднем по рынку
Однако публикации котировок и другой финансовой информации Доу показалось мало. У Чарльза созрела мысль, что чтение его таблицы, в которую входило все большее число акций, не может наглядно представить читателю направление и силу рынка, не говоря уж об отдельных его секторах. Так возникла идея о приведении курсов акций к среднему значению -- индексу фондового рынка. Первый индекс Доу был опубликован в Customer`s Afternoon Letter 3 июля 1884 года. В него входило 11 наиболее ликвидных акций. Большинство из них представляли ценные бумаги железнодорожных компаний, так как именно они были тогда самым ходовым товаром на бирже и с акциями железнодорожных компаний проводили наибольшее число спекуляций. Каждой акции присваивался равный вес, и индекс рассчитывался, исходя из процентного изменения цены акций безотносительно к капитализации компании. Этот первый индекс помогал определить основное направление рынка, но Доу на этом не остановился. В 1896 году в The Wall Street Journal было уже два индекса: Dow Jones Railroad Average и Dow Jones Industrial Average. Впоследствии, уже после смерти Доу, появился и Dow Jones Utility Index (1929 год).
В Dow Jones Railroad Average входило 20 акций железнодорожных компаний. Позднее, с ослаблением бума строительства железных дорог и с развитием других видов транспорта, он был переименован в Dow Jones Transportation Index. Однако не он стал на многие годы финансовым индикатором фондового рынка США. Эта доля выпала на Dow Jones Industrial Average. Первоначально в него входило 12 компаний с бизнесом, отличным от железнодорожного. К 1916 году индекс разросся до 20 компаний, а в 1928 году -- до окончательной отметки в 30 компаний. И до сих пор, несмотря на появление множества других индексов, Dow Jones Industrial Average остается одним из самых популярных индикаторов, на который ориентируются инвесторы не только США, но и всего мира. В момент создания индекса Доу присвоил ему значение в 100 пунктов. Только в 1966 году его детище преодолело отметку 1000 пунктов, а с 1982 года индекс ниже нее уже не опускался. В начале 2000 года Dow Jones Industrial Average достиг максимальной своей отметки в 11 750 пунктов.
Впрочем, почтенный возраст индекса вызывает не только уважение, но и критику. Многие трейдеры сейчас недоумевают, почему главный индикатор фондовой Америки считается по принципам столетней давности. Так, при расчете индекса не учитывается капитализация компании и ее вес принимается равным остальным. Поэтому изменение стоимости акции самой большой компании равносильно аналогичному в процентном отношении изменению стоимости самой маленькой, хотя изменение первой ведет к существенно большему перетоку средств. Кроме того, критикуют и состав индекса. В XX веке 30 компаний вполне отражали полную картину экономики, но сейчас ситуация явно изменилась. Более современные индексы учитывают вес компаний, да и состав их базируется на более широком представлении компаний -- нередко 100, 500 и даже больше.
Ожившая теория
Чарльз Доу умер в 1902 году. Однако его влияние на фондовый рынок сохранилось и после смерти. Внимательные читатели вывели из индексов и публикаций Доу теорию, которую и назвали в его честь. Впервые она была представлена в 1902 году в книге С. А. Нильсона "The ABC of Stock Speculation". Сам Доу никогда не писал про себя и тем более не издавал книг. Нильсон в своей книге признает Доу ни много ни мало великой интеллектуальной силой Уолл-стрит и презентует теорию Доу.
Неизвестно, подозревал ли сам Чарльз о прогностических свойствах своих индексов, но Нильсон их нашел. Строится теория на предположении, что успешность деятельности железных дорог тесно увязана с состоянием промышленности. То есть чем больше выпускается товаров, тем больше прибыли у перевозчиков, и наоборот. Таким образом, движение обоих индексов, Dow Jones Railroad Average и Dow Jones Industrial Average, в одном направлении и пересечение их максимумов или минимумов с высокой вероятностью говорит о существовании сильного тренда в этом направлении. В дальнейшем теорию развил Бенджамин Грэм (см. "Деньги" #10 от 17 марта 2003 года), введя пятипроцентный коридор для оценки момента возникновения тренда. Конечно, сейчас это положение теории Доу использовать затруднительно. В современный Dow Jones Transportation Index входит множество компаний, которые занимаются коммерческим туризмом, не связанным с перевозкой грузов. А в Dow Jones Industrial Average включены компании, чья продукция не требует транспортировки.
Но есть и другое положение теории Доу, позволяющее проводить технический анализ, а не фундаментальный. Оно гласит, что есть три типа движения рынка. Основной тренд длится несколько лет и может быть как "бычьим", так и "медвежьим". Движения второго порядка длятся от нескольких недель до нескольких месяцев и могут идти в противоположном основному тренду направлении. Движения третьего порядка представляют собой колебания с периодом в несколько дней. Весьма похоже на более позднюю теорию циклов. Эта часть теории Доу была взята из его собственной редакторской колонки. В ней Чарльз иногда описывал свои наблюдения рынка, но сам не видел в этом каких-либо закономерностей. Более того, Чарльз Доу был приверженцем фундаментального анализа, считая, что цена акций определяется показателями компании. Впрочем, во времена Доу не было даже технического анализа в его полноценной форме, да и фундаментальный только начинал развиваться. Так что оба положения теории можно считать уникальными -- и не важно, насколько они полезны именно сейчас.
Финансовый репортер
Родился Чарльз Доу 6 ноября 1851 года. Отец его умер, когда мальчику было всего шесть, и с той поры на него легла большая часть обязанностей по хозяйству. Однако интересы его не ограничивались родительской фермой, и он довольно рано покинул свой дом. Несмотря на то что ему не хватало средств на получение высшего образования, он вырос весьма начитанным и сообразительным. В 18 лет ему удалось устроиться репортером в газету Springfield Daily Republican. Хоть это и была самая низкая должность в провинциальной газете, Доу был счастлив. Здесь он проработал до 1875 года, после чего ушел в другую газету -- The Providence Star. Она была еще меньше, но там Чарльза взяли на лучше оплачиваемую должность редактора вечернего выпуска. На новой должности в новой газете Чарльз стал заниматься широким кругом вопросов. Работа ему нравилась, его ценили. Он написал несколько репортажей о поисках золота и серебра в Колорадо в 1877 году. И фактически открыл дорогу новому жанру -- финансовой журналистике. Вскоре после этого он понял, что заниматься ею не только интересно, но и выгодно.
Впрочем, ему уже было тесно в провинциальной газете. И Доу вместе со своим другом и сослуживцем Эдвардом Джонсом в 1880 году отправился покорять Нью-Йорк. Здесь они устроились в информационное агентство Kiernan News Agency, которое занималось распространением рукописных новостей среди банков и брокерских компаний. И Доу, уже признанный авторитет в своей области, стал писать отчеты о поведении цен на акции золотодобывающих компаний.
В агентстве Чарльз и Эдвард проработали без малого три года. Подкопив денег, в ноябре 1882 года решили основать собственное дело. Созданная компания называлась Dow Jones & Co. Офис находился по адресу Wall Street, 15 -- дверь рядом со входом на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Продуктом новоиспеченной компании стал информационный листок Customer`s Afternoon Letter. Поначалу тираж не дотягивал до сотни экземпляров. Отчасти это объяснялось тем, что друзья писали его от руки. Первое издание, продававшееся по два цента и выпущенное в начале 1883 года, мало кто заметил, а между тем на Уолл-стрит произошла революция.
Письма после полудня
Customer`s Afternoon Letter в первую очередь представляла собой сводную таблицу торгуемых акций с их текущей ценой и изменением цены за день. Такой информации в Нью-Йорке в то время не существовало. Конечно, в брокерских конторах для внутреннего пользования подобные таблицы составлялись, но Customer`s Afternoon Letter впервые предлагалась всем желающим, к тому же в ежедневном режиме. Кроме таблицы в газете печатались отчеты компаний. В конце XIX века это была, без преувеличения, инсайдерская информация. Компании боялись показывать результаты работы и свою фактическую стоимость, опасаясь враждебного поглощения. А законодательных актов, обязывающих их раскрывать эту информацию, тогда еще не было. Лишь в 1934 году по закону о ценных бумагах компании обязали регулярно публиковать свою квартальную и годовую отчетность. До этого почти 50 лет Customer`s Afternoon Letter (впоследствии -- The Wall Street Journal) оставалась единственным источником такой информации. Доу и Джонс с помощью своей газеты стирали пропасть между инсайдерами и обычными игроками, делая информацию доступной для всех участников торгов.
Первое время Чарльз и Эдвард сами бегали по Уолл-стрит, выпытывая информацию у трейдеров и подслушивая их разговоры. Потом для этой работы Dow Jones & Co специально нанимала мальчиков. Впрочем, все, кто работал у Доу, обязаны были приносить финансовые новости. Большая часть сенсаций добывалась именно подслушиванием. Позднее секретные сведения газете стали доверять и махинаторы -- публичным заявлением они могли сдвинуть курс акций в нужную для себя сторону.
Компания росла. Наняли даже специальных людей для распространения подписки. Общее число персонала достигло 50 человек. К середине 1889 года Customer`s Afternoon Letter потолстела и сменила название на более респектабельное -- The Wall Street Journal. К началу XX века ее тираж достигал 7 тыс. экземпляров. Созданная Доу информационная империя сейчас процветает. В Dow Jones & Co входят не только печатные издания и индексы, но и электронные издания. Прибыль по итогам 2002 года составила $200 млн, а капитализация достигла $4,7 млрд. В штат компании входит более 8 тыс. человек, а число подписчиков составляет около 2 млн человек по всему миру.
В среднем по рынку
Однако публикации котировок и другой финансовой информации Доу показалось мало. У Чарльза созрела мысль, что чтение его таблицы, в которую входило все большее число акций, не может наглядно представить читателю направление и силу рынка, не говоря уж об отдельных его секторах. Так возникла идея о приведении курсов акций к среднему значению -- индексу фондового рынка. Первый индекс Доу был опубликован в Customer`s Afternoon Letter 3 июля 1884 года. В него входило 11 наиболее ликвидных акций. Большинство из них представляли ценные бумаги железнодорожных компаний, так как именно они были тогда самым ходовым товаром на бирже и с акциями железнодорожных компаний проводили наибольшее число спекуляций. Каждой акции присваивался равный вес, и индекс рассчитывался, исходя из процентного изменения цены акций безотносительно к капитализации компании. Этот первый индекс помогал определить основное направление рынка, но Доу на этом не остановился. В 1896 году в The Wall Street Journal было уже два индекса: Dow Jones Railroad Average и Dow Jones Industrial Average. Впоследствии, уже после смерти Доу, появился и Dow Jones Utility Index (1929 год).
В Dow Jones Railroad Average входило 20 акций железнодорожных компаний. Позднее, с ослаблением бума строительства железных дорог и с развитием других видов транспорта, он был переименован в Dow Jones Transportation Index. Однако не он стал на многие годы финансовым индикатором фондового рынка США. Эта доля выпала на Dow Jones Industrial Average. Первоначально в него входило 12 компаний с бизнесом, отличным от железнодорожного. К 1916 году индекс разросся до 20 компаний, а в 1928 году -- до окончательной отметки в 30 компаний. И до сих пор, несмотря на появление множества других индексов, Dow Jones Industrial Average остается одним из самых популярных индикаторов, на который ориентируются инвесторы не только США, но и всего мира. В момент создания индекса Доу присвоил ему значение в 100 пунктов. Только в 1966 году его детище преодолело отметку 1000 пунктов, а с 1982 года индекс ниже нее уже не опускался. В начале 2000 года Dow Jones Industrial Average достиг максимальной своей отметки в 11 750 пунктов.
Впрочем, почтенный возраст индекса вызывает не только уважение, но и критику. Многие трейдеры сейчас недоумевают, почему главный индикатор фондовой Америки считается по принципам столетней давности. Так, при расчете индекса не учитывается капитализация компании и ее вес принимается равным остальным. Поэтому изменение стоимости акции самой большой компании равносильно аналогичному в процентном отношении изменению стоимости самой маленькой, хотя изменение первой ведет к существенно большему перетоку средств. Кроме того, критикуют и состав индекса. В XX веке 30 компаний вполне отражали полную картину экономики, но сейчас ситуация явно изменилась. Более современные индексы учитывают вес компаний, да и состав их базируется на более широком представлении компаний -- нередко 100, 500 и даже больше.
Ожившая теория
Чарльз Доу умер в 1902 году. Однако его влияние на фондовый рынок сохранилось и после смерти. Внимательные читатели вывели из индексов и публикаций Доу теорию, которую и назвали в его честь. Впервые она была представлена в 1902 году в книге С. А. Нильсона "The ABC of Stock Speculation". Сам Доу никогда не писал про себя и тем более не издавал книг. Нильсон в своей книге признает Доу ни много ни мало великой интеллектуальной силой Уолл-стрит и презентует теорию Доу.
Неизвестно, подозревал ли сам Чарльз о прогностических свойствах своих индексов, но Нильсон их нашел. Строится теория на предположении, что успешность деятельности железных дорог тесно увязана с состоянием промышленности. То есть чем больше выпускается товаров, тем больше прибыли у перевозчиков, и наоборот. Таким образом, движение обоих индексов, Dow Jones Railroad Average и Dow Jones Industrial Average, в одном направлении и пересечение их максимумов или минимумов с высокой вероятностью говорит о существовании сильного тренда в этом направлении. В дальнейшем теорию развил Бенджамин Грэм (см. "Деньги" #10 от 17 марта 2003 года), введя пятипроцентный коридор для оценки момента возникновения тренда. Конечно, сейчас это положение теории Доу использовать затруднительно. В современный Dow Jones Transportation Index входит множество компаний, которые занимаются коммерческим туризмом, не связанным с перевозкой грузов. А в Dow Jones Industrial Average включены компании, чья продукция не требует транспортировки.
Но есть и другое положение теории Доу, позволяющее проводить технический анализ, а не фундаментальный. Оно гласит, что есть три типа движения рынка. Основной тренд длится несколько лет и может быть как "бычьим", так и "медвежьим". Движения второго порядка длятся от нескольких недель до нескольких месяцев и могут идти в противоположном основному тренду направлении. Движения третьего порядка представляют собой колебания с периодом в несколько дней. Весьма похоже на более позднюю теорию циклов. Эта часть теории Доу была взята из его собственной редакторской колонки. В ней Чарльз иногда описывал свои наблюдения рынка, но сам не видел в этом каких-либо закономерностей. Более того, Чарльз Доу был приверженцем фундаментального анализа, считая, что цена акций определяется показателями компании. Впрочем, во времена Доу не было даже технического анализа в его полноценной форме, да и фундаментальный только начинал развиваться. Так что оба положения теории можно считать уникальными -- и не важно, насколько они полезны именно сейчас.