eugenia
Почетный гражданин
Сейчас активно ведется «охота на ведьм» в поисках тех, кто виноват в случившемся кризисе. Но это не первый глобальный кризис, который переживает мировая экономика. Поэтому все чаще вспоминается имя Кейнса, экономиста, который предлагал реальные меры по преодолению спада в экономике. Именно Дж. М. Кейнс давал советы правительствам Германии и Великобритании, обессиленным Первой Мировой, в период Великой Депрессии 30-х в Штатах, принял участие в разработке Бреттон - Вудской системы. The Wall Street Journal обсуждает плюсы и минусы подхода Кейнса, и какие из мер применимы к настоящему моменту.
The Wall Street Journal: Новое в экономике - это хорошо забытое старое: Дж. М. Кейнс
США и дюжина других стран в борьбе с рецессией вновь обратились к масштабным государственным расходам. Произошло это не потому что от подобных мер ожидают какого-то чуда. Причиной послужила ограниченность выбора, с которой сталкиваются в настоящий момент страны, а также безнадежность методов, даже старых и проверенных, в борьбе с глобальным спадом.
По всему миру были срезаны процентные ставки, а миллиарды долларов направлены на «планы спасения». Но мировая рецессия продолжает углубляться. Полисмейкеры обратили свой взор к идеям британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который говорил, что правительства должны бороться с Великой Депрессией 30-х годов путем масштабных расходов. Когда потребительские и коммерческие расходы малы, говорил он, правительство должно стимулировать спрос напрямую.
Проблемы были специализацией Кейнса. Во время ужина в 1934 в США после того, как один экономист аккуратно вытащил полотенце из стопки, чтобы вытереть руки, м-р Кейнс опрокинул всю стопку полотенец на пол и смял их все, объяснив, что именно так можно стимулировать занятость среди работников ресторана.
Кейнсианская модель утратила популярность в 1970-х, так как большие государственные расходы объявлялись причиной раздувания инфляции во всем мире. Но когда обстановка стала сравнима с 1930-ми, идея государственных расходов вновь вернулась в моду.
«Ситуация настолько тяжела, что мы снова все стали кейнсианцами – кейнсианцами в окопах», - говорит Мартин Байли, экономист Белого Дома при Клинтоне «левого» Бруклинского института. «На самом деле, время настолько тяжелое, что мы должны использовать весь свой арсенал».
Экономический кризис подстегнул людей по всему миру сдуть пыль с работ Кейнса. Ник Батлер, в прошлом энергичный управляющий, сейчас работает в Судейской Бизнес Школе при Кембриджском университете, создал группу, названную кейнсианским обществом, чтобы создать новый подход к экономике и «восстановить чувство прагматического созидания, которое, похоже, исчезает, но так важно в настоящий момент».
Международный Валютный Фонд призывает страны нарастить расходы до 2% от выпуска – суммарно более чем на триллион долларов – и, похоже, они превысят эту величину. Президент Обама планирует пакет стимулирующих мер на 775 млрд. долларов в течение двух лет. Китай обещает потратить порядка 600 млрд. $, в то время как Евросоюз запустил пакет мер более чем на 250 млрд. $. Индия и Япония также анонсировали свои планы, хотя эти страны постоянно расширяют размеры новых расходов.
Критики говорят, что дефицит государственного бюджета поднимет процентные ставки и снизит инвестиции в частный сектор, который, как они говорят, более эффективно использует капитал на благо общества. «Американская экономика росла наиболее динамично, когда федеральное правительство сокращалось и стагнировала во время его расширения», – говорит Брайан Райдл из Фонда Наследия, придерживающийся «правых» взглядов.
Сейчас, когда экономика Штатов столкнулась с проблемами, какие были в 1930-х, администрация Обамы обратилась к тому периоду в поисках ответов. Прогрессивная политика администрации Франклина Рузвельта обеспечила рабочие места миллионам американцев во время Великой Депрессии, хотя также была подвергнута критике за трату средств на второстепенные проекты. Крупнейшие правительственные расходы, которые продолжились в ходе Второй Мировой Войны, в итоге позволили повысить занятость.
Кейнсианские налоговые стимулы оставались популярными во всем мире до 1960-х, в частности, в восстанавливающейся после войны Европе и Японии. Страны Латинской Америки стимулировали свою экономику в 1960-е и 1970-е с помощью масштабных инвестиций в транспортную инфраструктуру, так как правительства увеличивали бюджет благодаря доходам от продажи ресурсов. Приложенные усилия зачастую давали результат. Рост стимулировался в США, Европе и больших развивающихся рынках того времени – Латинской Америке.
Но пределы роста по модели Кейнса были достигнуты в следующие десятилетия. Многие страны неправильно рассчитали свои расходы, продолжая тратить деньги, как во время спада, что привело к перегреву экономики. Латинская Америка регулярно становилась жертвой гиперинфляции, в то время как в США «индекс страдания» – комбинация инфляции и безработицы – взлетел до 20,8% в 1980 против 10,8% десятью годами ранее.
Многие страны тратили деньги на малоэффективные проекты: печально известные японские инвестиции в малоиспользуемые аэропорты и мосты, ведущие к малонаселенным островам. Индонезия запустила проект национального автомобиля, израсходовавшего деньги и громыхавшего коррупционными скандалами.
С приходом к власти Рональда Рейгана в США и Маргарет Тэтчер в Британии, критики стимулирующей политики вырвались вперед. Целью стало сокращение правительства.
Повысилась роль монетарной политики, когда главы ЦБ по всему миру подняли ставки для борьбы с инфляцией. Рецессии стали более редкими и менее болезненными. Эпоха с начала 1980-х до текущего кризиса часто называется как «Великое сдерживание», когда экономическая активность и инфляция стали менее волатильными. Главы Федерального Резерва, особенно Алан Гринспен, стали экономическими рок-звездами, принеся стабильность американской экономике.
Но в ходе текущего финансового кризиса, монетарная политика перестала быть адекватной. Банки и другие кредитные институты остаются очень осторожны в выдаче денег, из-за опасений не получить их обратно. Федеральный Резерв снизил целевую процентную ставку в прошедшем месяце практически до нуля с 5,25% в середине 2007 года, а также задействовал другие методы стимулирования роста, но экономика продолжает движение по нисходящей спирали.
Итак, государства вновь стали на путь стимулирующих расходов в попытке вернуть экономику на путь роста. Экономисты говорят, что если правительства не смогут быстро вложить деньги в экономику, это будет иметь максимальный эффект, и благодаря пониманию, что эти расходы временные, они могут избежать инфляции и излишних трат. «Нам действительно необходима встряска, чтобы смягчить последствия этого шока», - говорит экономист Морган Стенли Ричард Бернер. «Нам нужны стимулы, пусть временные, но мощные».
В США прямые выплаты потребителям в 2001 и 2008 г.г. обеспечили некоторое временное облегчение в ходе рецессий. Но, так как только часть этих средств была пущена на потребление, а остальная – на сбережения и расчеты по долгам, стимулирующий эффект был разочаровывающим.
Сейчас, чтобы гарантировать расходование средств, США и другие страны сосредоточились на инвестициях в инфраструктуру, чтобы создавать рабочие места, начав со страдающего строительного сектора. Президент Обама говорит, что планирует крупнейшую программу общественной занятости с 1950-х годов по строительству скоростных трасс между штатами. Он также планирует использовать стимулирующий пакет для ремонта школ, расширение использование интернет и развития энергосберегающих технологий в общественных зданиях.
Одновременно Китайское правительство планирует расширять инвестиции в тяжелую инфраструктуру, такую как железные дороги и аэропорты.
Европа более осторожна в наращивании расходов, так как у ее стран ушло много лет на сокращение своих бюджетных дефицитов. В Европе изначально заложены бОльшие расходы, так как пособия по безработице там заметно выше, чем в США и имеют более глубокий стимулирующий эффект. Но лидеры все же заготавливают свои собственные меры, включая 69 млрд. $ пакет в Германии.
В любой инфраструктуре инвестиции преследуют цель стимулирующих мер, правительства должны убедить людей в быстром найме на работу, чтобы преодолеть спад и не стать частью постоянной программы. Чиновники США говорят, что штаты готовы освоить 136 млрд. $ на проекты, которые полностью спланированы, но которым просто не хватает финансирования.
Но критики сомневаются в таких заявках. Исторически проекты в инфраструктуру проваливались после принятия программы и превышали изначальный бюджет. Бостонский проект скоростной автомагистрали Big Dig был начат в 1980-х как программа максимум на 3 млрд. долларов, но превысил 15 млрд. двумя десятилетиями позднее.
Законодатели и множество заинтересованных лиц уже ухватились за правительственные деньги. В прошлом месяце Ассоциация Зоопарков и Аквариумов, сославшись на программу New Deal, которая финансировала зоопарки десятилетия назад, объявила, что зоопарки и аквариумы должны быть также включены в программу федеральной помощи.
Инфляция быстро перестала быть проблемой во всем мире. Похоже, что она может возникнуть вновь, когда начнется рост. Представляет собой большой вопрос, как обернется налоговое стимулирование: «Как только экономика начнет восстанавливаться, - предупреждал м-р Кейнс, - расходы нужно пересматривать, а дефицит - сокращать. А это правительства всегда делают с трудом»…
The New Old Big Thing in Economics: J.M. Keynes
http://online.wsj.com/article/SB123137373330762769.html
The Wall Street Journal: Новое в экономике - это хорошо забытое старое: Дж. М. Кейнс
США и дюжина других стран в борьбе с рецессией вновь обратились к масштабным государственным расходам. Произошло это не потому что от подобных мер ожидают какого-то чуда. Причиной послужила ограниченность выбора, с которой сталкиваются в настоящий момент страны, а также безнадежность методов, даже старых и проверенных, в борьбе с глобальным спадом.
По всему миру были срезаны процентные ставки, а миллиарды долларов направлены на «планы спасения». Но мировая рецессия продолжает углубляться. Полисмейкеры обратили свой взор к идеям британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который говорил, что правительства должны бороться с Великой Депрессией 30-х годов путем масштабных расходов. Когда потребительские и коммерческие расходы малы, говорил он, правительство должно стимулировать спрос напрямую.
Проблемы были специализацией Кейнса. Во время ужина в 1934 в США после того, как один экономист аккуратно вытащил полотенце из стопки, чтобы вытереть руки, м-р Кейнс опрокинул всю стопку полотенец на пол и смял их все, объяснив, что именно так можно стимулировать занятость среди работников ресторана.
Кейнсианская модель утратила популярность в 1970-х, так как большие государственные расходы объявлялись причиной раздувания инфляции во всем мире. Но когда обстановка стала сравнима с 1930-ми, идея государственных расходов вновь вернулась в моду.
«Ситуация настолько тяжела, что мы снова все стали кейнсианцами – кейнсианцами в окопах», - говорит Мартин Байли, экономист Белого Дома при Клинтоне «левого» Бруклинского института. «На самом деле, время настолько тяжелое, что мы должны использовать весь свой арсенал».
Экономический кризис подстегнул людей по всему миру сдуть пыль с работ Кейнса. Ник Батлер, в прошлом энергичный управляющий, сейчас работает в Судейской Бизнес Школе при Кембриджском университете, создал группу, названную кейнсианским обществом, чтобы создать новый подход к экономике и «восстановить чувство прагматического созидания, которое, похоже, исчезает, но так важно в настоящий момент».
Международный Валютный Фонд призывает страны нарастить расходы до 2% от выпуска – суммарно более чем на триллион долларов – и, похоже, они превысят эту величину. Президент Обама планирует пакет стимулирующих мер на 775 млрд. долларов в течение двух лет. Китай обещает потратить порядка 600 млрд. $, в то время как Евросоюз запустил пакет мер более чем на 250 млрд. $. Индия и Япония также анонсировали свои планы, хотя эти страны постоянно расширяют размеры новых расходов.
Критики говорят, что дефицит государственного бюджета поднимет процентные ставки и снизит инвестиции в частный сектор, который, как они говорят, более эффективно использует капитал на благо общества. «Американская экономика росла наиболее динамично, когда федеральное правительство сокращалось и стагнировала во время его расширения», – говорит Брайан Райдл из Фонда Наследия, придерживающийся «правых» взглядов.
Сейчас, когда экономика Штатов столкнулась с проблемами, какие были в 1930-х, администрация Обамы обратилась к тому периоду в поисках ответов. Прогрессивная политика администрации Франклина Рузвельта обеспечила рабочие места миллионам американцев во время Великой Депрессии, хотя также была подвергнута критике за трату средств на второстепенные проекты. Крупнейшие правительственные расходы, которые продолжились в ходе Второй Мировой Войны, в итоге позволили повысить занятость.
Кейнсианские налоговые стимулы оставались популярными во всем мире до 1960-х, в частности, в восстанавливающейся после войны Европе и Японии. Страны Латинской Америки стимулировали свою экономику в 1960-е и 1970-е с помощью масштабных инвестиций в транспортную инфраструктуру, так как правительства увеличивали бюджет благодаря доходам от продажи ресурсов. Приложенные усилия зачастую давали результат. Рост стимулировался в США, Европе и больших развивающихся рынках того времени – Латинской Америке.
Но пределы роста по модели Кейнса были достигнуты в следующие десятилетия. Многие страны неправильно рассчитали свои расходы, продолжая тратить деньги, как во время спада, что привело к перегреву экономики. Латинская Америка регулярно становилась жертвой гиперинфляции, в то время как в США «индекс страдания» – комбинация инфляции и безработицы – взлетел до 20,8% в 1980 против 10,8% десятью годами ранее.
Многие страны тратили деньги на малоэффективные проекты: печально известные японские инвестиции в малоиспользуемые аэропорты и мосты, ведущие к малонаселенным островам. Индонезия запустила проект национального автомобиля, израсходовавшего деньги и громыхавшего коррупционными скандалами.
С приходом к власти Рональда Рейгана в США и Маргарет Тэтчер в Британии, критики стимулирующей политики вырвались вперед. Целью стало сокращение правительства.
Повысилась роль монетарной политики, когда главы ЦБ по всему миру подняли ставки для борьбы с инфляцией. Рецессии стали более редкими и менее болезненными. Эпоха с начала 1980-х до текущего кризиса часто называется как «Великое сдерживание», когда экономическая активность и инфляция стали менее волатильными. Главы Федерального Резерва, особенно Алан Гринспен, стали экономическими рок-звездами, принеся стабильность американской экономике.
Но в ходе текущего финансового кризиса, монетарная политика перестала быть адекватной. Банки и другие кредитные институты остаются очень осторожны в выдаче денег, из-за опасений не получить их обратно. Федеральный Резерв снизил целевую процентную ставку в прошедшем месяце практически до нуля с 5,25% в середине 2007 года, а также задействовал другие методы стимулирования роста, но экономика продолжает движение по нисходящей спирали.
Итак, государства вновь стали на путь стимулирующих расходов в попытке вернуть экономику на путь роста. Экономисты говорят, что если правительства не смогут быстро вложить деньги в экономику, это будет иметь максимальный эффект, и благодаря пониманию, что эти расходы временные, они могут избежать инфляции и излишних трат. «Нам действительно необходима встряска, чтобы смягчить последствия этого шока», - говорит экономист Морган Стенли Ричард Бернер. «Нам нужны стимулы, пусть временные, но мощные».
В США прямые выплаты потребителям в 2001 и 2008 г.г. обеспечили некоторое временное облегчение в ходе рецессий. Но, так как только часть этих средств была пущена на потребление, а остальная – на сбережения и расчеты по долгам, стимулирующий эффект был разочаровывающим.
Сейчас, чтобы гарантировать расходование средств, США и другие страны сосредоточились на инвестициях в инфраструктуру, чтобы создавать рабочие места, начав со страдающего строительного сектора. Президент Обама говорит, что планирует крупнейшую программу общественной занятости с 1950-х годов по строительству скоростных трасс между штатами. Он также планирует использовать стимулирующий пакет для ремонта школ, расширение использование интернет и развития энергосберегающих технологий в общественных зданиях.
Одновременно Китайское правительство планирует расширять инвестиции в тяжелую инфраструктуру, такую как железные дороги и аэропорты.
Европа более осторожна в наращивании расходов, так как у ее стран ушло много лет на сокращение своих бюджетных дефицитов. В Европе изначально заложены бОльшие расходы, так как пособия по безработице там заметно выше, чем в США и имеют более глубокий стимулирующий эффект. Но лидеры все же заготавливают свои собственные меры, включая 69 млрд. $ пакет в Германии.
В любой инфраструктуре инвестиции преследуют цель стимулирующих мер, правительства должны убедить людей в быстром найме на работу, чтобы преодолеть спад и не стать частью постоянной программы. Чиновники США говорят, что штаты готовы освоить 136 млрд. $ на проекты, которые полностью спланированы, но которым просто не хватает финансирования.
Но критики сомневаются в таких заявках. Исторически проекты в инфраструктуру проваливались после принятия программы и превышали изначальный бюджет. Бостонский проект скоростной автомагистрали Big Dig был начат в 1980-х как программа максимум на 3 млрд. долларов, но превысил 15 млрд. двумя десятилетиями позднее.
Законодатели и множество заинтересованных лиц уже ухватились за правительственные деньги. В прошлом месяце Ассоциация Зоопарков и Аквариумов, сославшись на программу New Deal, которая финансировала зоопарки десятилетия назад, объявила, что зоопарки и аквариумы должны быть также включены в программу федеральной помощи.
Инфляция быстро перестала быть проблемой во всем мире. Похоже, что она может возникнуть вновь, когда начнется рост. Представляет собой большой вопрос, как обернется налоговое стимулирование: «Как только экономика начнет восстанавливаться, - предупреждал м-р Кейнс, - расходы нужно пересматривать, а дефицит - сокращать. А это правительства всегда делают с трудом»…
The New Old Big Thing in Economics: J.M. Keynes
http://online.wsj.com/article/SB123137373330762769.html