Цифровой юань, майнеры и запреты. Как Китай изменит индустрию блокчейна

NSerega

Администратор
Блокчейн — стратегически значимая технология для Китая, приоритет ее развития закреплен на официальном уровне. В стране сосредоточены основные майнинговые мощности, запустились тысячи криптокомпаний, крупнейшие банки и техногиганты используют технологию в реальных условиях. Власти тестируют цифровой юань, собираются превратить Пекин в блокчейн-хаб, запустили инфраструктурную площадку для сторонних разработчиков. Все это должно упрочить лидерство Китая в блокчейн-индустрии и сделать его главным поставщиком децентрализованной инфраструктуры на десятилетия вперед.

Как Китай развивает блокчейн через запреты

В 2013 году власти Китая заявили о рисках, связанных с использованием ВТС, хоть и не пошли на его запрет физлицами. Но осенью 2017 года Народный банк Китая (НРК) запретил проведение ICO в стране, функционирование криптобирж и криптофиатных обменников, а также использование криптовалют финансовыми и платежными компаниями. Весной 2019 года ходили слухи о возможности полного запрета майнинга в стране, но соответствующий законопроект так и не был принят. (Гонконг стоит особняком — в нем нет запрета на коммерческие операции с криптовалютами, регуляторы ввели лицензию для компаний, работающих с цифровыми активами и пригласили криптокомпании в «регуляторную песочницу»).

Однако, Китай не ставил целью полностью запретить блокчейн и криптовалюты. Напротив, власти признают важность технологии на официальном уровне. Еще в 2014 году НБК сформировал специальную исследовательскую группу для изучения целесообразности выпуска цифровых валют. Блокчейн был включен в национальный план развития технологий в 2016 г. и 2020 г. — важность технологии оценили наряду с ИИ, 5G, облачными технологиями и интернетом вещей. Блокчейн должен стать одной из частей технологической инфраструктуры страны. Цель — внедрить технологию распределенного реестра во всевозможные сферы жизни.

В октябре 2019 года председатель КНР Си Цзиньпин призвал чиновников обеспечить лидерство Китая в сфере блокчейн-технологий и внедрения решений на его основе в реальную экономику. После этого власти ускорили выпуск национальной цифровой валюты Народного банка (DCEP) и приняли закон о регулировании блокчейн-разработок. В конце мая этого года в стране был создан Национальный фонд развития блокчейна, который будет координировать работы по использованию блокчейна для создания «умного правительства», развития промышленности и использованию мелким и средним бизнесом.

Китай — мировой лидер блокчейн-индустрии

Несмотря на попытки властей запретить частное использование децентрализованных реестров, Китай парадоксальным образом остается мировым лидеров в области блокчейна.

В стране сосредоточено больше 50% майнинговых мощностей биткоина. Это создает специфические страновые риски. Так, недавнее наводнение в провинции Сычуань привело к падению хешрейта основных пулов на 10—20%. Периодически власти грозятся запретить майнинг и, если они когда-нибудь пойдут на это, отрасль могут ждать непростые времена.

Китай является одним из основных двигателей крипторынка. Власти страны борются с выводом капитала за рубеж, вводя ограничения на зарубежные инвестиции и покупки иностранной валюты. В ответ жители страны используют вместо них криптовалюты, в основном, стейблкоины, так как они позволяют избежать волатильности. Так, по данным Chainalysis, Китай — крупнейший крипторынок мира. За последний год из Китая было выведено свыше $50 млрд в криптовалюте, из них $18 млрд — в Tether. Аналитики Blockchain.com заметили устойчивую обратную корреляцию между ценой ВТС и юаня — чем слабее нацвалюта, тем больше спрос на биткоин в стране. Китайцы часто оказываются самими активными пользователями LocalBitcoins, а китайская криптобиржа Huobi достигает топовых позиций по объему торгов на международных рынках.

Китай лидирует и по количеству патентов на блокчейн-технологии — их в 10 раз больше, чем в США. По подсчетам международного рейтингового агентства Fitch Ratings, страна также лидирует по использованию блокчейна в секьюритизации ценных бумаг.

В стране массово создаются криптокомпании, а блокчейн тестируется в реальных секторах экономики. Его используют десятки крупнейших госбанков, суды, налоговые органы, телекоммуникационные и интернет-гиганты. Свои блокчейн-проекты разрабатывают промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC), Ping An Bank, UnionPay, Baidu, Alibaba Group, Tencent, Huawei, Midea, iQIYI, BGI, Jingde Porcelain,

По августовским данным компании LongHash, за первые 6 месяцев этого года в стране созданы свыше 10 000 блокчейн-компаний. Большинство из них — мелкие предприятия. Основные регионы, в которых развивается сектор: Пекин, Хэбэй, Гуйчжоу, Хунань и Хайнань. В них госуслуги активно переносятся на блокчейн.

В июне власти опубликовали «План разработки блокчейн-инноваций в Пекине на 2020-2022», предполагающий превращение Пекина в блокчейн-хаб. В течение ближайших двух лет планируется интегрировать в экономику и инфраструктуру города десятки блокчейн-инновации. Уже сейчас в городе блокчейн используют 140 государственных и муниципальных служб. Ожидается, что это позволит отказаться от бумажных документов и до 40% сократить расходы на их администрирование. В будущем технологию станут использовать при регистрации недвижимости, налогообложении, обработке медицинских данных, соцвыплатах, секьюритизации активов, трансграничных платежах и пр. Будет создан фонд поддержки блокчейн-стартапов, система подготовки кадров и специальные блокчейн-центры по всему городу. Помимо Пекина еще более 10 городов Китая выпустили собственные стратегии по интеграции блокчейна в повседневную жизнь.

Два проекта выделяются своей масштабностью и потенциальным влиянием на крипторынок — цифровой юань (DCEP) и инфраструктурная блокчейн-платформа (BSN).

Китай — лидер в запуске CBDC

Китай значительно опережает другие страны в запуске цифровых валют центробанков (CBDC). У цифрового юаня классическая двухуровневая система выпуска и распределения — НРК выпускает DCEP для банков или других финансовых учреждений, а затем они дополнительно распространяют цифровую валюту среди пользователей. Предполагается, что DCEP повысит эффективность платежной системы и удобство платежей в юанях.

В конце апреля власти запустили тестовое мобильное приложение для DCEP. Монеты хранятся в электронном кошельке — ими можно пользоваться как обычной валютой. Тестировать приложения начали пара десятков компаний и несколько коммерческих банков в четырех городах. Среди компаний, тестирующих валюту, заведения общепита, ритейл и сфера развлечений, а помимо местных сетей также McDonald’s, Starbucks и Subway.

В одном из городов, Сучжоу, местные служащие получили в DCEP половину субсидий на проезд. В августе к тестированию системы присоединились четыре крупнейших банка страны, новые сферы бизнеса (гостиницы, розничная и онлайн торговля, транспорт и образование) и несколько новых районов, в том числе Пекин и Гонконг.

Пока власти не решились на дистрибуцию цифрового юаня в Alipay и WeChat Pay, что сразу сделало бы DCEP самым используемым цифровым активом мира. Ожидается, что во время Зимних Олимпийских игр в Пекине в 2022 году, тестирование DCEP перейдет на новый этап — вероятно, к нему допустят иностранцев. Это подчеркнет лидерство Китая в финтех-секторе. Если эксперимент окажется удачным, цифровой юань могут запустить в 2022 году. Но, вполне вероятно, что на фоне роста санкционного давления со стороны США страна может ускорить разработку проекта.

Власти Китая понимают, что запуск DCEP несет определенные риски. Поэтому они не форсируют события, а глава НБК Йи Ган допускает, что монета так и не будет запущена.
 

NSerega

Администратор
Цифровой юань — политический проект Китая

Китай проводит политику «интернационализации» нацвалюты. В ее рамках реализуется инициатива «Один пояс — один путь» — создание глобальной транспортной, торговой и инвестиционной инфраструктуры, которая должна объединить экономически зависимые от Китая страны от от Юго-Восточной Азии до Египта и Эквадора. Также создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), соперничающий с МВФ и Всемирным банком. С 2015 года юань даже признан МВФ резервной валютой.

Однако все это не изменило место юаня в мировой экономике — она используется в основном лишь в сделках между азиатскими странами. Китай же явно надеется на большее международное использование своей валюты — DCEP могла бы увеличить использование юаня в международных сделках.

Если проект «Один пояс — один путь» был бы запущен, DCEP могли бы использовать для торговли свыше 60 стран. Доминирование доллара изрядно пошатнулось бы. Это, кстати, выгодно не только Китаю, но и развивающимся странам. Для них DCEP может стать удобным способом обходиться без доллара и американской финансовой системы. Цифровой юань может обходить SWIFT, а, значит, может значительно ускорить и удешевить международные расчеты. Инфраструктура для таких операций уже есть — банковская блокчейн-платформа Bay Area Trade Finance, инициированная Народным банком Китая, платформа по управлению торгами иностранной валютой, система электронных налоговых деклараций, а также внешнеторговые блокчейн-платформы крупнейших банков страны.

Цифровой юань предоставит Китаю дополнительный контроль

Китайские чиновники публично рекламируют многочисленные преимущества DCEP: снижение операционных и транзакционных издержек, расширение финансовой доступности для граждан, расширение возможностей борьбы с преступностью и расширение влияния за рубежом для государства. Цифровой юань может использоваться не только для расчетов и платежей, но и для распределения стимулирующих выплат, субсидий и возврата налогов.

Однако, очевидно, что DCEP предоставит правительству беспрецедентный надзор над транзакциями. НРК и так контролирует рынок онлайн-платежей в стране — с 2017 года Alipay и WeChat хранят средства клиентов на беспроцентных счетах в Народном банке и власти отслеживают денежные потоки гигантов. DCEP позволит властям усилить свой контроль и наградит поистине финансовым всеведением. Пока сложно сказать, как много иностранных компаний и пользователей доверятся китайским властям.

Почему DCEP не займет место доллара

DCEP — китайская валюта. Юань — слишком незначительная валюта на мировых рынках, ее оборот не более 5%, а доля в мировых валютных резервах — 2%, против 60% для доллара. Властей часто обвиняют в манипуляции курсом юаня, занижая его в поддержку своих экспортеров. Поэтому ни юань, ни его цифровой аналог DCEP, вероятно, не могут претендовать на статус глобальной резервной валюты, которым обладает доллар.

Как Китай строит глобальную блокчейн-инфраструктуру

Весной власти Китая запустили еще один масштабный проект — национальную инфраструктурную блокчейн-платформу (Blockchain-based Service Network — BSN). Проект проходит под эгидой властей с участием государственных телеком-компаний China Telecom, China Mobile, China Unicom, платежной системы China Union Pay и биржи Huobi, блокчейн-компаний Chainlink и Cosmos.

Главная задача BSN — построить «интернет для блокчейнов», сказано в белой книге проекта. Площадка позволяет разработчикам со всего мира могут подключаться к BSN и создавать приложения на основе блокчейна, выбирая из нескольких корпоративных протоколов или публичных блокчейнов.

BSN — не блокчейн-протокол, а централизованная платформа, аналог интегрированной средой разработки (IDE) для разработчиков или Amazon Web Services или Microsoft Azure. Она интегрируют несколько облачных ресурсов, базовые блокчейн-фреймворки, операционную среду, управление ключами, набор для разработки программного обеспечения и интерфейсы прикладного программирования шлюза. Готовый инструментарий должен значительно ускорить разработку блокчейн-приложений и снизить их минимальную стоимость на 90% — до $150—300.

Сейчас BSN поддерживает несколько корпоративных блокчейнов — Hyperledger Fabric, Fisco BCOS, Baidu Xuperchain и CITA — и публичные блокчейн-фреймворки Ethereum, EOS, Tezos, NEO, Nervos и IRISnet. В планах интеграция поддержки 100 публичных блокчейнов в течение года.

У BNS есть национальное и международное направления развития проекта. Это объясняется особенностями регулирования: в Китае действует ограничение на запуск децентрализованных блокчейнов. Уже запущено несколько нод в других странах.

Старт BNS запустит блокчейн-гонку между странами

Запустив BNS и предоставив частным компаниям инфраструктуру, Китай получает преимущество первопроходца, сможет осуществлять лучший регуляторный надзор, сдержать проникновение зарубежных компаний в страну и остановить отток капитала. Также КНР получает значительный контроль над значительным сектором рынка. Ведь власти смогут отслеживать все транзакции на платформе. Китай может стать главным (или единственным) поставщиком инфраструктуры для блокчейн-компаний со всего света.

Стартом BNS Китай может запустить блокчейн-гонку между странами. Многие страны, в том числе США, могут поторопиться с запуском собственных блокчейн-инициатив и упрощении законодательства о цифровых активах, чтобы не отстать от Китая в блокчейн-гонке. В конечном итоге, это окажется на руку всему рынку.

Успехи Китая выгодны всей индустрии

В Китае есть старая поговорка: «строительство дороги — первый шаг к богатству». Власти страны активно используют инфраструктуру для стимулирования экономики: вкладывают огромные деньги в строительство автомагистралей, железных дорог, строительство. Блокчейн — одна из частей новой информационной инфраструктуры, наряду с 5G, искусственным интеллектом и облачными вычислениями.

Запад сильно уступает Китаю в гонке за лидерство в блокчейн-индустрии. Без соперников последний получает возможность стать неотъемлемой частью мировой децентрализованной инфраструктуры на десятилетия вперед.

Если опыт Китая по массовому внедрению блокчейна окажется успешным, многие страны захотят повторить его путь. ВТС и стейблкоины станут основными соперниками DCEP, а заодно усилится конкуренция криптовалют между собой.
Источник
 
Верх