NSerega
Администратор
Безусловно, криптовалюты и токены – пока небольшой в мировом масштабе рынок. На данный момент существует более 1000 криптовалют, общая капитализация которых уже превысила $200 млрд, и эта цифра продолжает расти.
По расчетам основателя платформы для организации ICO Анти Данилевского, в среднем ICO участвует от 2 до 24 тысяч человек, при этом их траты варьируются в пределах от $2 до $35 тысяч. Всего же на ICO за последние 3 года собрано более 3.3 миллиардов долларов, причем больше половины этой суммы приходится на 2017 год. Очевидно, что потенциал данного рынка очень велик.
В условиях стремительно расширяющегося рынка ICO, не регулируемого правительством, рейтинговые агентства являются почти единственной защитой инвесторов от мошеннических проектов и потери средств, так как очень немногие из потенциальных инвесторов способны квалифицированно оценить финансовую и техническую основу каждого проекта.
На данный момент в России есть несколько агентств, составляющих отчеты по проектам, проводящим ICO, и предоставляющие их пользователям в открытом доступе, а также проводящих аудит по заказам инвесторов и самих стартапов. Впрочем, они ориентированы не только на российский, но и на мировой рынок, так как бум ICO захлестнул, без преувеличения, всю планету.
Одним из таких агентств является Digital Rating Agency (Digrate), занимающееся экспертизой цифровых активов и сопутствующей инфраструктуры – ICO и токенов.
Казалось бы, ICO – это что-то совершенно новое, но в конечном итоге все упирается в давно устоявшиеся правила венчурного инвестирования. По словам Арсения Пояркова, главы рейтингового агентства Digrate, идея финтех-стартапа возникла примерно полгода назад, когда рынок криптовалют стал ликвидным, что заинтересовало крупных игроков и инвесторов.
В ходе изучения рынка криптовалют аналитиками команды, стали появляться полноценные отчеты по каждому проводимому ICO, которые в дальнейшем и было решено публиковать в открытом доступе.
«Мой коллега по компании «БизнесДром» проработал в лицензированном Центробанком рейтинговом агентстве «Эксперт РА» в течение 15 лет, а я почти всю жизнь связан с областью страхования, поэтому можно нескромно сказать, что о рейтинговом бизнесе мы знаем почти все» – комментирует Арсений Поярков.
Общий подход к оценке ICO
Самым важным при оценке ICO определенно является профессиональный подход к этому вопросу, в связи с высоким риском полной потери инвестиционных средств в случае их вложения в мошеннические или нежизнеспособные проекты.
«В первую очередь нужно смотреть на несколько факторов: квалификация команды, настоящая и потенциальная актуальность идеи, обсуждаемость проекта в СМИ, наличие известных советников (эдвайзеров), участие в проекте крупных фондов/известных компаний, MVP и маркетинг, так называемую «дорожную карту» (Roadmap) и четкий финансовый план проекта. Но если выделять один самый важный показатель на этапе стартапа, то это определенно команда. Если идея не совсем удачная, то ее можно подкорректировать в процессе работы, а вот неудачную команду изменить куда сложнее» – объясняет Поярков.
Как известно, один из решающих факторов в том, «выстрелит» ли в итоге стартап – это востребованность рынком его базовой идеи, поэтому при оценке ICO необходимо иметь устойчивый критерий оценки актуальности идеи. Арсений Поярков говорит:
«Мы не рассматриваем саму актуальность идеи, а заходим немного с другой стороны и анализируем, есть ли проблема, которую пытается решить стартап, и можно ли будет в будущем монетизировать эффективное решение данной проблемы. На этот вопрос позволяет ответить логика и понимание рынка. Новые идеи вообще возникают редко, а если они появляются, то сложно оценить их востребованность, есть ли под ними рынок и какую ожидать отдачу от инвестиций».
Понятно, что рынок ICO сейчас переживает период бурного развития: появляется огромное количество различных стартапов и инвесторов, которых притягивает ошибочное мнение, что это «дешевые деньги».
Например, если бы вы годом-двумя раньше вложили по 100$ в 100 абсолютно случайных проектов в криптовалютной отрасли, то получили бы очень хорошую рентабельность. Сейчас вы скорее всего останетесь «при своих», через пару месяцев начнете очень сильно терять, а в начале следующего года ваше потери будут составлять до 90%, в зависимости от грамотности оценки выбранных проектов.
«Рынок ICO становится все более опасным для инвесторов, поэтому нужно серьезно разбираться в том, куда вы планируете инвестировать. Такое развитие рынка – нормальное явление, которое со временем поможет очистить его от мошеннических и нежизнеспособных проектов. Рейтинговое агентство, как раз, помогает отделить хорошие стартапы от плохих и дать независимую оценку» –говорит Поярков.
Скорее всего уже через полгода без независимого экспертного мнения будет практически невозможно принять разумное решение по вложению средств.
Как получить рейтинг
Попасть в watching list агентства Digital Rating Agency, а затем получить экспертную оценку, можно пятью различными способами, два из которых платные, и три – бесплатные. Процедура составления экспресс-отчетов практически одинакова во всех случаях.
Первый платный способ – стартап просит сделать ему аудит проекта для выявления слабых мест или привлечения с помощью рейтинга крупных фондов. В этом случае агентство, после анализа проекта, отправляет команде сформированный отчет и дает возможность исправить обнаруженные командой экспертов Digrate ошибки перед его публикацией в открытом доступе. Второй платный способ – инвестор заказывает аудит на конкретный проект для получения независимого мнения, которое он считает релевантным, перед вложением в него крупной суммы.
Если говорить о бесплатных способах, то их три. При этом во всех случаях итоговый отчет публикуется на сайте без предварительного согласования полученных результатов с командой стартапа.
Первый вариант – для аналитиков агентства какой-то проект представляет интерес, и они принимают решение его разобрать. Второй – на рынке ICO появляется мошеннический проект, проводящий активную рекламную компанию, тогда Digrate проводит полный аудит и демонстрирует инвесторам, что опасно вкладывать средства в данный стартап. Также, попасть бесплатно в watching list можно через участие в крупных хакатонах, где аналитики Digrate часто являются членами жюри. Проектам-победителям обычно вручаются сертификаты на бесплатную оценку.
Публичная оценка появляется официальном сайте Digital Rating Agency, в социальных сетях и на информационных каналах Digrate, таких как Facebook, Twitter, Telegram, Medium, BitcoinTalk, а также материал распространяется в СМИ.
По расчетам основателя платформы для организации ICO Анти Данилевского, в среднем ICO участвует от 2 до 24 тысяч человек, при этом их траты варьируются в пределах от $2 до $35 тысяч. Всего же на ICO за последние 3 года собрано более 3.3 миллиардов долларов, причем больше половины этой суммы приходится на 2017 год. Очевидно, что потенциал данного рынка очень велик.
В условиях стремительно расширяющегося рынка ICO, не регулируемого правительством, рейтинговые агентства являются почти единственной защитой инвесторов от мошеннических проектов и потери средств, так как очень немногие из потенциальных инвесторов способны квалифицированно оценить финансовую и техническую основу каждого проекта.
На данный момент в России есть несколько агентств, составляющих отчеты по проектам, проводящим ICO, и предоставляющие их пользователям в открытом доступе, а также проводящих аудит по заказам инвесторов и самих стартапов. Впрочем, они ориентированы не только на российский, но и на мировой рынок, так как бум ICO захлестнул, без преувеличения, всю планету.
Одним из таких агентств является Digital Rating Agency (Digrate), занимающееся экспертизой цифровых активов и сопутствующей инфраструктуры – ICO и токенов.
Казалось бы, ICO – это что-то совершенно новое, но в конечном итоге все упирается в давно устоявшиеся правила венчурного инвестирования. По словам Арсения Пояркова, главы рейтингового агентства Digrate, идея финтех-стартапа возникла примерно полгода назад, когда рынок криптовалют стал ликвидным, что заинтересовало крупных игроков и инвесторов.
В ходе изучения рынка криптовалют аналитиками команды, стали появляться полноценные отчеты по каждому проводимому ICO, которые в дальнейшем и было решено публиковать в открытом доступе.
«Мой коллега по компании «БизнесДром» проработал в лицензированном Центробанком рейтинговом агентстве «Эксперт РА» в течение 15 лет, а я почти всю жизнь связан с областью страхования, поэтому можно нескромно сказать, что о рейтинговом бизнесе мы знаем почти все» – комментирует Арсений Поярков.
Общий подход к оценке ICO
Самым важным при оценке ICO определенно является профессиональный подход к этому вопросу, в связи с высоким риском полной потери инвестиционных средств в случае их вложения в мошеннические или нежизнеспособные проекты.
«В первую очередь нужно смотреть на несколько факторов: квалификация команды, настоящая и потенциальная актуальность идеи, обсуждаемость проекта в СМИ, наличие известных советников (эдвайзеров), участие в проекте крупных фондов/известных компаний, MVP и маркетинг, так называемую «дорожную карту» (Roadmap) и четкий финансовый план проекта. Но если выделять один самый важный показатель на этапе стартапа, то это определенно команда. Если идея не совсем удачная, то ее можно подкорректировать в процессе работы, а вот неудачную команду изменить куда сложнее» – объясняет Поярков.
Как известно, один из решающих факторов в том, «выстрелит» ли в итоге стартап – это востребованность рынком его базовой идеи, поэтому при оценке ICO необходимо иметь устойчивый критерий оценки актуальности идеи. Арсений Поярков говорит:
«Мы не рассматриваем саму актуальность идеи, а заходим немного с другой стороны и анализируем, есть ли проблема, которую пытается решить стартап, и можно ли будет в будущем монетизировать эффективное решение данной проблемы. На этот вопрос позволяет ответить логика и понимание рынка. Новые идеи вообще возникают редко, а если они появляются, то сложно оценить их востребованность, есть ли под ними рынок и какую ожидать отдачу от инвестиций».
Понятно, что рынок ICO сейчас переживает период бурного развития: появляется огромное количество различных стартапов и инвесторов, которых притягивает ошибочное мнение, что это «дешевые деньги».
Например, если бы вы годом-двумя раньше вложили по 100$ в 100 абсолютно случайных проектов в криптовалютной отрасли, то получили бы очень хорошую рентабельность. Сейчас вы скорее всего останетесь «при своих», через пару месяцев начнете очень сильно терять, а в начале следующего года ваше потери будут составлять до 90%, в зависимости от грамотности оценки выбранных проектов.
«Рынок ICO становится все более опасным для инвесторов, поэтому нужно серьезно разбираться в том, куда вы планируете инвестировать. Такое развитие рынка – нормальное явление, которое со временем поможет очистить его от мошеннических и нежизнеспособных проектов. Рейтинговое агентство, как раз, помогает отделить хорошие стартапы от плохих и дать независимую оценку» –говорит Поярков.
Скорее всего уже через полгода без независимого экспертного мнения будет практически невозможно принять разумное решение по вложению средств.
Как получить рейтинг
Попасть в watching list агентства Digital Rating Agency, а затем получить экспертную оценку, можно пятью различными способами, два из которых платные, и три – бесплатные. Процедура составления экспресс-отчетов практически одинакова во всех случаях.
Первый платный способ – стартап просит сделать ему аудит проекта для выявления слабых мест или привлечения с помощью рейтинга крупных фондов. В этом случае агентство, после анализа проекта, отправляет команде сформированный отчет и дает возможность исправить обнаруженные командой экспертов Digrate ошибки перед его публикацией в открытом доступе. Второй платный способ – инвестор заказывает аудит на конкретный проект для получения независимого мнения, которое он считает релевантным, перед вложением в него крупной суммы.
Если говорить о бесплатных способах, то их три. При этом во всех случаях итоговый отчет публикуется на сайте без предварительного согласования полученных результатов с командой стартапа.
Первый вариант – для аналитиков агентства какой-то проект представляет интерес, и они принимают решение его разобрать. Второй – на рынке ICO появляется мошеннический проект, проводящий активную рекламную компанию, тогда Digrate проводит полный аудит и демонстрирует инвесторам, что опасно вкладывать средства в данный стартап. Также, попасть бесплатно в watching list можно через участие в крупных хакатонах, где аналитики Digrate часто являются членами жюри. Проектам-победителям обычно вручаются сертификаты на бесплатную оценку.
Публичная оценка появляется официальном сайте Digital Rating Agency, в социальных сетях и на информационных каналах Digrate, таких как Facebook, Twitter, Telegram, Medium, BitcoinTalk, а также материал распространяется в СМИ.