To mercue,
А можно чё-нить поподробнее о "Количественном Смягчении"? Спасибо.
Ну а здесь немного поподробнее:
В августе 2010 г. на ежегодной конференции ФРС в Джексон-Хоул Бернанке дал понять, что планирует снова начать скупку ценных бумаг, чтобы еще больше снизить долгосрочные процентные ставки и стимулировать экономику и рынок труда. К тому моменту деловая активность в США, возродившаяся было после кризиса, стала затухать, безработица держалась на высоком уровне, а фондовые рынки рухнули из-за долгового кризиса в Европе.
Первый раунд количественного смягчения ФРС начала в ноябре 2008 г., затем программа была расширена. К весне 2010 г. ФРС выкупила казначейских и ипотечных облигаций на $2,3 трлн. У инвесторов и компаний появилась уверенность, а низкие ставки помогли экономике ожить: в I квартале 2010 г. рост ВВП составил 3,9% в годовом исчислении, во втором — 3,8%.
Августовское заявление Бернанке снова ободрило рынки: доходности казначейских облигаций поползли вниз, а котировки акций — вверх.
3 ноября ФРС официально объявила, что выкупит за восемь месяцев казначейских облигаций еще на $600 млрд. На следующий день индекс S&P 500 подскочил на 1,9%, преодолев отметку 1200 пунктов. 29 апреля индекс достиг послекризисного максимума — 1363,61 пункта (+8,3%).
Но экономике второй раунд количественного смягчения не помог: рост ВВП замедлился до 0,4% в I квартале и до 1,3% — во II квартале 2011 г. (см. график). В апреле ФРС снизила прогноз роста в этом году (3,9%) до 3,3%, а в июне — до 2,9%.
Безработица, правда, за период действия программы снизилась — с 9,6% в октябре до 9,1% в июле. А вот финансовые достижения второго раунда уже сошли на нет: S&P 500 в прошлый четверг, через месяц после окончания программы, опустился ниже 1200 пунктов.
Конгресс и ФРС за три года выдали на стимулирование экономики около $5,3 трлн — и почти ничего от этого не получили, заявил в июле во время выступления Бернанке в конгрессе Рон Пол, председатель подкомитета по денежной политике палаты представителей. «Национальный долг вырос на $5,1 трлн, реальный ВВП — менее чем на 1%, более 7 млн человек не имеют работы, а среднее время без нее выросло с 17 до почти 40 недель… Деньги пошли на покупку плохих активов, спасение банков и компаний. Они не пошли потребителям, которые потеряли работу, дома и ипотеку», — возмущался Пол.
Второй раунд смягчения был обречен с самого начала, считает Пол Марсон, главный экономист швейцарского банка Lombard Odier.
Количественное смягчение хорошо работает, когда из-за проблем с ликвидностью нужны дополнительные деньги, например если вкладчики пытаются забрать депозиты, говорит Марсон: в 2008-2009 гг. как раз и был дефицит ликвидности. Первый раунд количественного смягчения помог решить эту проблему. Но когда ФРС опустила процентные ставки до нуля и снизила доходность казначейских облигаций до рекордной, скорость обращения денег уменьшилась, деловая активность снизилась, поэтому оживления экономики и не произошло, объясняет Марсон.
Свидетельство того, что вбрасываемые центробанком деньги не идут на инвестиции, производство и кредит, — огромный объем свободных средств на депозитах. С начала года он вырос на 83%, или $890 млрд, до $1,98 трлн, тогда как розничное кредитование — на 0,2% ($1,7 млрд), а коммерческое — на 3,8% ($46,1 млрд). А избыточные резервы банков (т. е. размещенные в ФРС сверх обязательных) выросли с $799 млрд в конце 2008 г. до $1,635 трлн в июле 2011 г.
«ФРС надеялась, что второй раунд количественного смягчения приведет к росту цен на активы (особенно акции), повысит благосостояние и в конце концов — спрос и производство, но наш расчет показывает: чтобы обеспечить реальный рост ВВП на 1%, акции должны вырасти на 40%. Так что успеха в данном случае не добиться. К тому же люди увеличивают расходы, когда считают рост благосостояния постоянным, а этого нельзя сказать, когда фондовый рынок так волатилен», — говорит Марсон. Количественное смягчение оказало некоторый положительный эффект, снизив курс доллара, но экспорт составляет относительно небольшую долю американской экономики, отмечает он.
Решиться на третий раунд количественного смягчения ФРС будет сложнее, полагает Пол Дэйлз, старший экономист по США Capital Economics: «Замедление роста экономики дает основания для нового стимулирования, но есть отличие от прошлого лета — инфляционная картина». Базовая инфляция, на которую ориентируется ФРС, год назад была около 1%, сейчас — 1,5%.
Увеличение денежной массы приведет к ускорению инфляции, уверен Марк Мобиус, управляющий директор Templeton Asset Management, а третий раунд количественного смягчения будет отличаться еще и тем, что начнется после снижения кредитного рейтинга США и инвесторы могут не захотеть вкладывать новые деньги в казначейские облигации.
Количественное смягчение не устраняет основную причину кризиса — в мировой системе слишком много долга, считает Тим Прайс, директор по инвестициям британской PFP Wealth Management: «Нельзя решить проблему избытка долга, попросту манипулируя его ценой, а именно это делает количественное смягчение».
Нужно избавляться от долга путем списания его части и обмена на акции, считает Марсон; политики и регуляторы должны начать упорядоченный процесс переноса убытков на тех агентов, кто предоставлял заемные средства, чтобы безответственный кредитный бум продолжался. «Политика дает результат, когда устраняет барьеры и препятствия, а дополнительная ликвидность не устранит препятствия, возникшие из-за избытка долгов», — говорит он.
Мобиус тоже видит выход не в мерах поддержки от ФРС, а в решительности политиков. «Правительства США и других проблемных стран должны радикально упростить налоговую систему, в особенности для малого и среднего бизнеса, а также физлиц, снизить для них налоги и отменить огромное количество законов, мешающих бизнесу и инвестициям. Только так можно решить долговую проблему в долгосрочной перспективе», — заключает инвестор.