Схлопнется ли долговой пузырь США
Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке своими выступлениями продолжает интриговать публику возможностью третьего раунда количественного смягчения (QE3). Однако в результате спасательных действий, осуществленных с помощью QE1 и QE2, на балансе Казначейства США уже скопилась огромная сумма обязательств. Если до кризисного периода (до 2007 г.) государственный долг ежегодно рос в среднем на 1 триллион долларов, то впоследствии рост продолжился уже скорее в геометрической прогрессии, со знаменателем 1,2: с 10,2 триллионов долларов в 2008 году до 14,3 - в 2010. А в настоящее время его размер увеличивается в среднем на 3,7 миллиарда долларов в день.
Такие темпы роста привели к тому, что долг каждого американца, включая младенцев, стал равен к 2011 году 45 000 долларам по сравнению с 20 тысячами - в 2000м.
После отмены Бреттон-Вудской системы (когда каждый доллар имел обеспечение в виде определенного количества золота) считается, что госдолг обеспечен ростом налогооблагаемой базы. Однако со временем обязательства государства стали несоизмеримо расти с величиной залога. Получается, что источник финансирования долгов, растущий менее 5% в год, не может обслужить прожорливый 14%-й темп роста госдолга. Правительство оказалось в ситуации, когда для того чтобы расплатиться по старым обязательствам, оно вынуждено обременять себя новыми. В итоге, в настоящее время 42 цента из каждого доллара расходов федерального правительства взяты в долг. При этом если до кризиса заемный доллар увеличивал национальное валовое производство, то к концу 2009 года на каждый доллар долгов приходилось снижение ВВП на 45 центов.
Таким образом, даже в случае поднятия к 2 августу 2011 года планки потолка госдолга с нынешних 14,294 триллионов долларов, его структура и темпы роста к настоящему моменту имеют признаки пирамиды.
*График корреляции потолка госдолга и ВВП США
Стоит отметить, что казначейские облигации США с незапамятных времен считались одними из самых надежных инструментов инвестирования. Этот факт объясняется тем, что, по мере того как расширялись рынки, объемы выпущенных бумаг увеличивались в соразмерной величине: спрос и предложение были сбалансированы. Однако кризис 2008 года изменил ситуацию. Если до кризисного периода годовой прирост правительственных обязательств составлял 200-300 миллиардов долларов, то в 2008 году он увеличился до 1239 миллиардов. Общий же размер выпущенных облигаций к концу 2008 года составил 6338,2 миллиардов. В последующие года совокупные обязательства правительства США продолжали расти впечатляющими темпами: оказались на уровне 7781,9 миллиардов долларов в 2009 году; 9361,5 – в 2010; а по результатам первого квартала 2011 года – 9621,4.
Однако за все надо платить. Какой же объем американских трежерис необходимо гасить Казначейству в ближайшее время? До конца текущего года надо погасить 1,825 триллионов долларов, до июня 2012 года – 2,610 триллионов, за 3 года – 4,839 триллионов. Для того чтобы понять масштабы «расплаты», можно отметить, что сумма, которую надо погасить до конца 2011 года, эквивалента 12,5% номинального ВВП США. Еще нагляднее: 130% от дефицита бюджета за 2010 год.
Давайте посмотрим на структуру владельцев выпущенных ценных бумаг на июнь 2011 года.
*Данные взяты с сайта Казначейства США http://www.treasurydirect.gov/
Из приведенной выше диаграммы видно, что значительную часть казначейских облигаций держат правительственные организации.
Рассмотрим подробнее. В ходе реализации двух программ количественных смягчений (программы покупки гособлигаций) объем бумаг во владении ФРС увеличился с 740 миллиардов долларов в 2007 году до 1,6 триллионов – к концу июня 2011 года. Это значит, на данную сумму была увеличена денежная масса в обращении (без учета мультипликатора). Именно таким образом проводилась стимулирующая денежно-кредитная политика и именно таким образом финансировались государственные расходы. Облигации находятся на балансе ФРС, причем на сегодняшний день 92,1% баланса - это долгосрочные ценные бумаги, 56% из которых - облигации казначейства.
Однако в условиях насыщения рынков ликвидностью и разгона инфляции в стране продолжение скупки государственных облигаций на баланс ФРС вызывает большой вопрос. «Центральный банк» официально завершил 30 июня 2011 года QE2 и дает противоречивые сигналы о своих будущих действиях.
Встает вопрос, кто же, если не ФРС (в случае отказа от QE3), будет покупать в дальнейшем облигации федерального правительства для погашения огромного государственного долга и залатывания дыр в бюджете Америки?
Примечательно, что второе место по размеру пакета казначейских облигаций делят с центральным банком Китая домашние хозяйства. В их владении свыше 1 триллиона долларов. Если до кризиса в портфелях населения можно было наблюдать тенденцию к сокращению доли облигаций правительства, то в 2009 и 2010 годах прирост составил 528,5 миллиардов долларов (до 776,2) и 338,2 миллиардов, соответственно (до 1114,4).
Также следует отметить, что львиную долю бумаг США держат иностранные участники. В настоящий момент на руках иностранцев (по большей части – центральных банков) находятся американские облигации на 4,51 триллионов долларов. Несмотря на приближение окончания QE2, в мае 2011 года Китай, Япония, Великобритания (три крупнейших держателя) увеличили покупки ценных бумаг США (на 7,3; 5,5; 13,5 миллиардов долларов, соответственно). Однако есть и страны, которые в связи с напряженностью на рынках отказались от довольно крупных пакетов. В частности, Россия и Люксембург «сбросили» по 10 миллиардов долларов.
Обратимся к графической интерпретации происходящих явлений на рынке 10-летних казначейских облигаций.
*Данные http://finance.yahoo.com/
На приведенном выше графике вертикальными красными линиями обозначены даты начала QE1 и QE2, а также момент окончания QE2. Как видно, рынок облигаций с воодушевлением принимал помощь от ФРС США. В последние недели программы количественного смягчения доходности по десятилетним облигациям росли. Однако сразу после завершения пошли вниз.
Итак, насколько сильно могут упасть доходности без присутствия на рынке сильного участника? Я полагаю, что вера в экономику Дяди Сэма сохранится, а спрос на бумаги останется не прежнем уровне. Ведь, как показано выше, даже в периоды кризиса инвесторы проявляли интерес к гособлигациям. И в последнее время этот интерес также никуда не исчез. В мире, наводненном американской валютой, центральные банки с огромными суммами валютной выручки просто не имеют альтернативных способов вложений. Например, госдолг такой крупнейшей экономики, как Германии, составляет всего 1,721 триллионов евро. Несравнимо с размерами аналогичного показателя США. Кроме того, конкурентные американским трэжерис облигации еврозоны переживают не лучшие времена вследствие долговых проблем в европейских странах.
Таким образом, размещение новых выпусков казначейских облигаций было и будет, Конгресс поднимет лимит госдолга и в 75 раз (с 1962 года), а долговая пирамида продолжит набирать обороты. Привлеченные средства по-прежнему будут идти на выплаты по существующим обязательствам. Взглянув на график ускоряющегося роста госдолга, становится очевидно, что у современного поколения нет иного способа гасить свои обязательства, кроме как использовать преимущества доллара как мировой резервной валюты. Кстати, Совет по займам при министерстве США в начале февраля 2011 года уже порекомендовал правительству выпустить на рынок столетние облигации (в настоящее время максимальный срок долговых бумаг – 30 лет), официально переложив долговое бремя на будущее поколение. Представляется, что долговой «пузырь» долларов схлопнется, как только американская валюта перестанет иметь статус резервной. А ведь уже несколько лет идут разговоры о новой единой валюте (например, специальные права заимствования SDR). Остается надеяться, что настоящему поколению не дадут обанкротиться (что сейчас и происходит), а будущее сможет исправить ситуацию.
Елена Туржанская, аналитик ФГ Калита-Финанс