История: как братья — продавцы гитар, стали крупнейшими производителями биткойн-банкоматов
История: как братья — продавцы гитар, стали крупнейшими производителями биткойн-банкоматов
Когда Зак и Джош Харви в 2006 году открыли магазин по продаже гитар в Тель-Авиве, они предлагали покупателям только инструменты, сделанные самими музыкантами, где каждый инструмент являлся настоящим произведением искусства. Для братьев сама идея массового производства электрических гитар казалась несоответствующей духу рок-н-ролла. Но их идеализм стоил клиентам очень дорого. Братья перешли на продажу музыкальных инструментов от малоизвестных зарубежных производителей и здесь препятствием развитию бизнеса стали государственные нормативно-правовые требования. Израильские регуляторы требуют обязательного тестирования на безопасность широкого ряда ввозимых в страну товаров.
В 2011 году братья услышали о биткойне – цифровой валюте, генерируемой на ПК посредством вычислительного процесса, называемого «майнингом», и известной своей способностью упрощать проведение анонимных онлайн-транзакций. Биткойн является нерегулируемой валютой и именно эта особенность показалась Харви, уставшим от хозяйской роли правительства в их бизнесе, наиболее привлекательной. Они начали принимать биткойны к оплате в своем магазине. В декабре 2011 года братья решились на переезд в Соединенные Штаты. Они поселились в Нью-Гемпшире – местечке, пользующемся особой популярностью у приверженцев биткойна.
К тому времени биткойн начал привлекать внимание большого количества людей и Харви увидели хороший потенциал для развития бизнеса в самой цифровой валюте (в октябре 2011 года Джошуа Дэвис опубликовал серию статей о биткойне и его таинственном создателе). В феврале 2013 года Зак застелил пол своего нового магазина гитар в Манчестере защитным пластиковым покрытием. Используя материалы от Home Depot, он собрал и покрасил деревянный прототип машины предназначенной для продажи биткойнов. Такие аппараты часто называют биткойн-банкоматами, что не совсем правильно, ведь машины не предусмотрены для вложения биткойнов или их изъятия со счетов. Вместо этого вы, вложив несколько долларов в машину Харви, наблюдаете, как наличные конвертируются в биткойны, и указываете устройству адрес, на который следует зачислить внесенные средства Как правило, биткойны оседают на онлайн-счетах называемых «электронными кошельками», а затем используются для оплаты покупок.
Харви впервые представили свой прототип, запрограммированный Джошем, на Liberty Forum, конференции для анархистов и либертарианцев. В то время стоимость биткойна составляла тридцать долларов, что значительно отличалось от их изначальной стоимости. Когда Харви впервые начали принимать биткойны в своем магазине в Тель-Авиве, одна монета стоила двадцать пять центов. После конференции братья закрыли магазин музыкальных инструментов и зарегистрировали новую компанию под названием Lamassu, названную так в честь месопотамских крылатых львов, олицетворяющих защиту богатства и удачу в торговле.
Lamassu начала производить банкоматы на заводе в Португалии. Высота аппаратов компании составляла примерно 0,5 м, машины были оборудованы литым стальным корпусом и плоским компьютерным дисплеем от Nexus. Так как машины предназначаются только для продажи биткойнов, валюты существующей лишь в цифровом виде, то они не требуют заправки наличными; сейфы аппаратов достаточно объемные и способны вместить до трехсот купюр. Lamassu уже продала двести двадцать биткойн обменников, стоимостью до пяти тысяч долларов каждый. В основном предприятия заказывают по одному аппарату.
Пользователь системы Биткойн Doug Scribner был одним из первых клиентов компании, воспользовавшихся для покупки биткойнов машиной Lamassu в феврале 2013 года. С тех пор он еще несколько раз пользовался биткойн-банкоматами, в том числе и во время прошлогоднего фестиваля PorcFest, где потратил криптографическую валюту на покупку одеяла сделанного из полосок бекона, а оставшиеся криптоденьги раздал «биткойн новобранцам».
По утверждению Зака Харви, Lamassu начала приносить прибыль. Машины компании работают в таких отдаленных местах, как Хельсинки и Братислава, а в феврале первый биткойн банкомат компании был установлен в США в Альбукерке. Зак рассказывает, что в течение ближайших трех месяцев ожидается отгрузка еще ста десяти аппаратов. Устройства компании также покупаются предприятиями Саудовской Аравии, Кореи, Китая и Сингапура.
Братья Харви – не единственные пользователи системы Биткойн, которые додумались до создания биткойн-банкоматов. Через два дня после установки машины Lamassu в Альбукерке их конкурент – компания Robocoin представила свою первую машину жителям США в городе Остине, штат Техас. Машины Robocoin, в отличие от Lamassu, позволяют клиентам обменивать свои биткойны на наличные деньги (кроме того, предлагая клиентам и возможность конвертации наличности в биткойны). Другие, менее известные компании, также предлагают подобные машины.
В начале этого года всеобщее внимание опять было приковано к Lamassu, когда компания продала «первый в мире биткойн-банкомат, предназначенный для Нью-Йорка» (так его окрестила газета the New York Post) резиденту Бруклина по имени Уиллард Линг. Если все пойдет по плану, заявляет Линг, то он будет взимать плату от трех до пяти процентов от стоимости продаваемых биткойнов, применяя практику получения доходов типичную для валютных брокеров. Но, по словам Линга, прежде чем установить «усовершенствованную» машину в местечке East Village в кондитерском магазин Just Sweet, он решил подождать и посмотреть как отразятся на ситуации с биткойном планы по регулированию криптовалютного бизнеса.
Когда-то биткойн торговля была возможна лишь между людьми. Сегодня большая часть торгов проходит под эгидой нескольких международных бирж. Всего лишь несколько недель назад одной из крупнейших бирж была токийская Mt.Gox, которая помимо проведения торговых сделок, предлагала своим клиентам услуги хранения криптовалют. Владельцам машин Lamassu было разрешено создавать валютный запас своих машин так, как они считают нужным.
Крах Mt. Gox, кажется, никак не отразился на продажах Lamassu, говорит Зак. Он чувствует, что банкротство биржи предоставило людям, не отказавшимся от биткойн, еще больше оснований для использования своих машин. По мнению Зака Харви, Mt.Gox допустила две крупнейших ошибки – слишком высокая концентрация полномочий над денежными средствами и предоставление пользователям услуги хранения денег на площадке, которая предназначена для обменного сервиса. Машины Lamassu принадлежат независимым операторам, которые, по словам Харви, свободны в выборе – предоставлять ли биткойны из собственных запасов или выводить их с биржевой площадки. Кроме того, в отличие от Mt.Gox, владельцы машин Lamassu не хранят деньги своих пользователей.
В начале марта Бенджамин Лоски (Lawsky), суперинтендант финансовых услуг Нью-Йорка, запросил биржи виртуальных валют, заинтересованных в ведении бизнеса в штате, предоставить свои заявки. Заявки от компаний, чей бизнес связан с биткойном, (но не состоит в предоставлении услуг виртуальных валютных бирж), как в случае с компанией Lamassu, будут приниматься в ближайшее время. «Я думаю, что самое главное из того, что может сделать государственное регулирование – это установить разумный баланс между политикой поощрения инноваций и политикой невмешательства в технологическое развитие», — говорит Бенджамин Лоски.
Кэрол Ван Клиф, юрист и специалист по электронным платежам компании Manatt, Phelps & Phillips, говорит, что владельцев биткойн-банкоматов, подобных машинам Lamassu ждут трудные времена. К подобным предприятиям могут применяться новые положения, требующие от финансовых учреждений сообщать об операциях на сумму, превышающую десять тысяч долларов и предоставлять информацию о любой другой деятельности, которая может быть связана с отмыванием денег.
«Именно здесь я вижу самую большую проблему для операторов этих банкоматов, особенно при проведении одноразовых операций», – говорит Ван Клиф. – «Смогут ли они соответствовать требуемым нормам не только в рамках соблюдения закона, но и в принятии мер, необходимых для собственной защиты от злоупотреблений со стороны криминальных элементов?»
Зак считает, что индустрия вовсе не нуждается в регулировании. В будущем, по его мнению, на смену централизованным биткойн-биржам, подобным Mt. Gox, придет множество разрозненных биткойн-машин, сделанных компанией Lamassu и ее конкурентами, и принадлежащих местным бизнесменам. Карта биткойн машин позволит пользователям сети выбирать при помощи своих мобильных устройств наиболее выгодные обменные курсы, предлагаемые банкоматами близлежащих районов. Во многом это будет похоже на выбор заправочной станции водителем.
«Кроме того, подобная децентрализация поможет исключить элемент, отказ которого приводит к поломке всей системы», – говорит он. – «То есть если что-то и выйдет из строя, вы всегда сможете найти альтернативный ресурс, продающий биткойны».