Чему нас научило недавнее колебание курса биткойна?
Чему нас научило недавнее колебание курса биткойна?
Если за прошедшие пару недель вы читали какие-либо финансовые СМИ вроде The Economist, Barron’s, The Wall Street Journal, The New York Times, Bloomberg Business или The Financial Times, то вам наверняка попадались новости о биткойне. Медиа начинает всё более чутко реагировать на малейшие изменения, отвечая на всякое значительное увеличение спроса или предложения биткойна шквалом статей, и теперь читатели знают, что такое BTC и обо всех существенных колебаниях его курса.
Трудность заключается в восприятии такого шквала информации, которая очень сильно различается в плане качества и освещаемых аспектов. Если за прошедшие две недели вы прочли только одну статью о биткойне, вам ясно, почему выросла цена на эту криптовалюту и что это сулит для неё в будущем. Если же вы прочли все статьи по данной тематике – вам ничего не ясно. Сейчас, когда лихорадка спала, есть смысл структурировать всю информацию, которая была главным образом посвящена трём темам:
Чем был вызван такой скачок спроса?
Стоит ли делать акцент именно на блокчейне?
Какое будущее ждёт биткойн?
Чем был вызван такой скачок спроса?
25 августа ценовой индекс биткойна по версии сайта CoinDesk опустился до $198.23, достигнув минимума с января. В течение сентября он укрепился и начал составлять чуть более $230 и продолжил движение вверх с середины октября. К 1-му числу ноября цена резко подскочила до $325.08, а уже на следующий день цифра выросла до $492.40, что на 148% выше августовского минимума и на 32% выше внутридневного минимума.
Такая тенденция заслуживает пояснения, и все кому не лень самоуверенно вызвались сделать это. Финансовый блог ZeroHedge, давший прогноз о росте курста в начале сентября и середине октября, указал на контроль за движением капитала в Китае, как основной фактор, обусловивший рост спроса на биткойн. Якобы, Биткойн станет одним из основных способов вывода денег из страны — ну, или, по крайней мере, китайские биткойн-спекулянты на это рассчитывают.
Бобби Ли, исполнительный директор китайского интернет-сервиса по обмену биткойнов BTCC, рассказал блогу BitBeat, что подобный скачок спроса был обусловлен исключительно спекуляцией, так как существует множество других более удобных лазеек (к слову, в Китае, наряду с ценами по сравнению с биржами в других странах, торговый оборот действительно резко увеличился).
Financial Times своей статье обвинила в скачке спроса российского мошенника (прим. С. Мавроди), который создал финансовую пирамиду в Китае, построенную на биткойне.
Журнал The Wall Street Journal привёл решение Европейского суда от 22 октября, согласно которому биткойн признан валютой, а не товаром, что освободило биткойн от НДС.
Газета New York Times упомянул все вышеперечисленные мотивы, добавив, что интерес финансовых компаний к блокчейну мог подстегнуть лихорадку.
Ресурс Russia Today цитировал исследования Magister Advisors, в котором предсказывается, что к 2030 году биткойн станет шестой по счёту крупнейшей резервной валютой.
Неудивительно, что мнение большинства источников относительно биткойна совпадает с их мнением. Газета Financial Times назвала биткойн инструментом для мошенников, а в своей последующей статье обозвала «дырой для слива глупых денег». Что же касается ZeroHedge, то согласно им, картина, создаваемая в СМИ, маскирует порочные сделки могущественных брокеров и предстоящий коллапс всей системы. Разумеется, борьба китайских миллиардеров со своим правительством стала главной причиной скачка курса BTC и, очевидно, лихорадка может в итоге обернуться еще одним лопнувшим пузырем. Что же касается Wall Street Journal, то по их мнению суть вопроса заключается в признании, поэтому все зависит от очередного решения какого-нибудь суда.
Иными словами, делайте то, что делают профессионалы. Верьте во что угодно.
Стоит ли делать акцент именно на блокчейне?
Недавняя статья на Re/code подытоживает набирающее популярность мнение о биткойне: «забудьте» о нём. Автор статьи, Майк Голт, видит технологию блокчейна, лежащую в основе биткойна, как наиболее важную инновацию. Выпуск журнала The Economist от 29 октября освещает историю технологи блокчейна (слово «биткойн» на обложке медиа-концерна Уолтера Баджета, мягко говоря, лишь сбивает с толку приверженцев криптовалют) и также акцентирует внимание на потенциале этой технологии.
Недавнее воодушевление со стороны финансовых гигантов было связано именно с блокчейном. Такие финансовые конгломераты и компании как Goldman Sachs, Barclays, Credit Suisse, Banco Bilbao (BBVA), Commonwealth Bank of Australia, Royal Bank of Scotland, JPMorgan Chase, State Street Corp, а также UBS соединили усилия с компанией R3CEV LLC, занимающейся предоставлением программных решений для сектора финансовых услуг, для поиска способов применения чейнблоков в своих операциях. Nasdaq Inc (NDAQ) разрабатывает платформу для отслеживания принадлежности акций частных компаний. Microsoft Corp (MSFT) уже запустила блокчейн-платформу на своём облачном сервисе Azure.
Итак, что же такое блокчейн и почему все так воодушевлены им? Грубо говоря, это своего рода «распределенный гроссбух», публичные записи о каждой проведенной транзакции в котором видны всем. Примерно каждые десять минут так называемый майнер собирает все новые транзакции и выполняет сложные вычислительные операции для генерирования хэша наподобие такого: 000000000000000007ace7285c45af6db48e427cd1a1a508e8f41d79c473cf9b.
Биткойн называют «надежным» потому что никто не может вернуться назад и подправить даже один символ в блоке и тем самым не затронуть последующий хэш. Определённые данные всегда соотносятся только с определённым хэшем, поэтому проверка подлинности проста, однако хэш не может быть использован для получения исходных данных. Если большая часть майнеров проверяет хэш и одобряет его, этот «блок» транзакций добавляется в блокчейн.
Сама мысль о том, что программное обеспечение с открытым исходным кодом превосходно защищено от мошенничества, краж и коррупционной деятельности звучит очень интригующе. Любой желающий может создать цепочку блоков, в которую можно включить любой тип данных, будь то адрес электронной почты, свидетельство о рождении, документ о праве владения недвижимостью или контракт. В статье журнала The Economist рассматривается множество примеров использования, начиная с самоисполняющихся «смарт-контрактов» и заканчивая записями на право владения недвижимостью, что позволит держать в ответе коррумпированные правительства (особенно актуально для Гондураса). Надежды, возлагаемые на технологию блокчейна, на первый взгляд, весьма обоснованы.
Тем не менее есть и несогласные. Джереми Аллер недавно опубликовал статью на новостном ресурсе Re/code, в которой обвинил тех, кто хочет «использовать все преимущества биткойна без биткойна», в «интеллектуальной лености». Он сравнивает эту возню вокруг “блокчейна” с интернетом (подобное сравнение приводили также другие), а именно те времена, когда многие компании делали акцент именно на технологиях, «стоящих за интернетом», думая, что с её использованием они смогут развернуть частные сети с ограниченным доступом. Но, в итоге, пользователи сделали выбор в пользу открытой сети, и сегодня мы говорим не об «интернетах», а об «интернете». Неужели руководство компаний настолько недальновидное, что заинтересованы прежде всего в построении проприетарных блокчейнов?
И да, и нет. Осознание того, что биткойн есть одно из практических применений блокчейна является ключевым, и, возможно, Аллер переоценивает зависимость блокчейна от биткойна. Возможно, прорывное приложение для технологии будет одним из случайных проектов неизвестного гика. Аллер также недооценивает (самую малость) практичность проприетарных блокчейнов. Он спрашивает: «Неужели кто-то действительно считает, что эти «проприетарные защищенные блокчейны» имеют хотя бы малейший шанс стать полезными вообще для чего-то, кроме разработки глючных, незащищённых и закрытых back-end систем для банков?». Разумеется. Эта технология может быть использована для разработки защищённых функциональных программных решений как для банковских, так и для небанковских организаций. Такие системы могут оказаться полезными только для руководства организаций, клиентов или владельцев акций, в этом и вся соль.
Аллер прав в том, что многие, стремясь приспособить технологию блокчейна под свои нужды и затем запатентовать, не понимают этой сути. Сила интернета заключается в его публичном характере; то же самое можно сказать и про блокчейны. Но что же это значит для криптовалюты?
Какое будущее ждёт биткойн?
Биткойн не сможет полностью вытеснить фиатные валюты, но и с финансового рынка уже не уйдёт.
В своей статье газета The Financial Times назвала биткойн финансовой пирамидой и сравнила его с тюльпаноманией, первым известным случаем ажиотажа вокруг бурного роста актива. Подобного рода обвинения являются хорошей пищей для закоренелых скептиков, однако, при более детальном рассмотрении, становится понятно, что аргумент совершенно неубедителен, а именно: «цена BTC напрямую зависит от спроса». Хочется спросить: «В отличие от чего?» Попытка определить истинную ценность любого актива, будь то фиатная валюта или золото, всегда ведёт в никуда. Небольшая, но постоянно растущая группа людей готова принимать биткойн в качестве платежного средства за товары и услуги. Это и есть то, что отличает BTC от, к примеру, питательных молочных коктейлей.
Что же до сравнения курса биткойна с тюльпаноманией, то стоит согласиться, что цена в $1100 за единицу этой криптовалюты действительно отдаёт безумием. Однако, то же касалось и пузыря доткомов — тем не менее, этот эпизод всё же не привёл к полному обесцениванию интернета и акций технологических компаний. Биткойн пережил инцидент с Mt Gox/Silk Road (не первый случай взлёта и падения курса) и впоследствии торговался в стабильном, хоть и достаточно широком диапазоне, в течение многих месяцев. Теперь, когда ажиотаж спал, возможно, следует ожидать того же. Спора ради допустим, что BTC на самом деле не лучше тюльпана. Тогда стоит отметить, что люди до сих пор покупают тюльпаны. Только в США в 2013 году было продано тюльпанов на сумму в $60 млн. Да, это не много, но и не абсолютный ноль.
Джейми Даймон, исполнительный директор JP Morgan, недавно сказал: «никто не допустит существования неконтролируемой валюты». На его взгляд, BTC уйдёт в небытие как только правительствам надоест существование этой криптовалюты. Однако прецедента не случалось с другими нелегальными товарами (например, наркотиками). Более того, сегодня за биткойны можно купить эти самые наркотики, и посему прогноз Даймона выглядит сомнительным. Даже если биткойн перестанет быть удобным средством для совершения противозаконных действий, преступники вряд ли захотят отменить изобретение биткойна. Не стоит воспринимать это как одобрение чёрного интернет-рынка или тех, кто ворочает всем этим: факты есть факты.
Возможный сценарий: биткойн и интернет вещей
Представьте себе такой сценарий, навеянный переживаниями по поводу возможных преступлений, связанных с биткойном. В своей статье о кибер-безопасности и интернете вещей газета The Economist предупреждает о том, что однажды злоумышленники смогут взломать вашу входную дверь, подключённую к сети, запереться внутри и требовать у вас выкуп в биткойнах. Такое вполне возможно. Но по аналогии можно предположить, что когда-то соединённые между собой устройства смогут использовать биткойн как законный медиум для обмена информацией.
Предположим, у одной компании есть избыток серверной мощности в определённые периоды времени в году, а другая компания как раз испытывает недостаток мощностей в эти самые периоды, и наоборот. Эти компании могли бы обмениваться мощностями на автоматизированной основе, необратимо записывая каждое такое действие в блокчейна и расплачиваясь биткойнами.
Вы спросите: зачем использовать биткойн вместо фиатных валют? Потому что знания и технологии, использованные в построении блокчейна, непосредственно используются для осуществления платежей в BTC. Если есть специалист, разбирающийся в обеих сферах, нет нужды нанимать еще одного, рискуя на выходе получить некачественно выполненную работу. Также это может быть использовано для уменьшения рисков от колебания курсов, если биткойн станет более стабильной валютой (положим 500 по рейтингу агентства S&P). Если же BTC и дальше будет скакать, можно будет заключать форвардные контракты, в которых заранее и оговаривать определенный курс на биткойн, выраженный в фиатных валютах. В случае если андеррайтеры будут поддерживать биткойны, а компании будут торговать ими, не обращая внимания на курс, амплитуда колебаний цен на эту криптовалюту может стать меньше.
Конечно, всё это лишь домыслы и, возможно, ни один из сценариев не сбудется, но суть не в этом. Суть в том, что вероятны самые различные сценарии. Биткойн не захватит весь мир, но станет его неотъемлемой частью.
Источник: nasdaq.com