ФРС имеет смысл выпустить аналог Биткойна
ФРС имеет смысл выпустить аналог Биткойна
Обменные процессы в экономике критическим образом зависят от безопасных и надежных платежных систем. В виду того, что фундаментальным свойством платежных систем является сохранение и передача информации, не удивительно, что платежные системы развивались в тандеме с достижениями в области электронной связи и хранения данных. Захватывающим достижением последнего времени является Биткойн – основанные на алгоритме и управляемые сообществом деньги и платежная система. Мне понадобилось некоторое время, чтобы собраться с мыслями о Биткойне и сформулировать как центробанки могли бы отреагировать на эту инновацию.
Биткойн – программное обеспечение с открытым кодом, спроектированное как платежная система и средство управления деньгами, без необходимости в обычных посредниках, таких как доверенные банки или центробанки. Роль доверенных банков в качестве процессоров платежей замещается протоколом общественного консенсуса, где история транзакций записывается в открытом журнале транзакций.
Роль центробанка заменяется “фиксированным” правилом денежной массы (Примечание: в действительности в Биткойне ничто не “зафиксировано”, так как сообщество когда-нибудь в принципе может “проголосовать” об изменении параметров программы. Конечно, это верно так же и для любой управленческой системы).
С Биткойном мы вплотную подошли к созданию цифровой наличности. И ввиду того, что Биткойн относительно ограничен в предложении (ну или мы так думаем), люди иногда относятся к Биткойну как к системе управления цифровым золотом.
Давайте на секунду задумаемся о наличных. Наличные является инструментом на предъявителя (собственность отождествляется с обладанием). Платежи наличными производятся в манере P2P, без помощи посредника.
При покупке утреннего кофе, я списываю из бумажника наличные, а продавец пополняет свой реестр на ту же самую сумму. Транзакция окончательна (если только кофе не окажется холодным, и продавец не оценит перспективу оставить меня как клиента на будущее).
При том, что наличные в некоторой степени сложно подделать, они решают проблему двойной траты. Оплата наличными происходит в рамках системы “без необходимости в разрешении” (не требуется подавать данные чтобы открыть кошелек, не требуется предоставление персональной информации, чтобы открыть счет).
Соответственно, наличные “цензуроустойчивы”, что означает, что вы по большей части можете тратить их, как посчитаете нужным. Наконец, наличные распределяются на основе невидимой бухгалтерской книги, что позволяет некоторую степень анонимности. Транзакциям наличными необязательно оставлять документарный след.
Цифровые деньги, выпускаемые банками, в некоторых отношениях отличается от наличных денег. Основное отличие в том, что сделки между любыми двумя трейдерами должны иметь посредничество в лице банка. Участники транзакции должны полностью доверить банку сделать правильную проводку, и это именно то доверие, которое “решает” проблему с двойной тратой цифровых банковских денег.
Банковские деньги не являются “деньгами без разрешения”. Нужно подать заявку на открытие счета, в процессе открытия разгласить массу личной информации, которой мы делимся с банком в надежде, что он её будет безопасно хранить. Люди, которые не в состоянии должным образом идентифицировать себя, лишены обычных банковских услуг (по некоторым оценкам, около четверти американских домохозяйств не имеют доступа к банковскому обслуживанию, либо не получают его в достаточной мере).
Банковские деньги не устойчивы к цензуре – банки могут отказаться проводить платежи определенного характера от вашего имени. И конечно, банковские деньги оставляют цифровой след (хотя и в системе с закрытыми журналами учета транзакций) с вашими идентификационными данными совершенно недвусмысленно отмечающими историю ваших транзакций.
Так какие же преимущества предоставляет Биткойн? Эти преимущества могут варьироваться от человека к человеку, но в целом, я сказал бы так:
Его монетарная политика уменьшает мотив экономии остатков средств по принципу “горячей картофелины” – то есть, он предлагает перспективу быть средством долгосрочного накопления стоимости.
Кто угодно при наличии доступа в интернет может открыть свой аккаунт (пару открытый / закрытый ключ) бесплатно – никаких разрешений не требуется. Открытый ключ похож на номер счета, а секретный ключ похож на пароль. Безопасность остатков на счетах обеспечивается до тех пор, пока секретный ключ находится в безопасности.
Как и с наличными, для открытия счета не требуется никакой персональной информации. Так что нет необходимости беспокоиться об обеспечении ее безопасности.
Как и с наличными, Биткойн стоек к цензуре – никто не может помешать вам отправить/принять биткойны от кого вам только вздумается.
Биткойн может предложить большую степень анонимности, чем деньги на банковском депозите, но меньшую, чем наличные (в отличие от наличных, книга учета транзакций блокчейн общедоступна).
Вся денежная масса (блокчейн) находится в реплицированном распределенном открытом журнале транзакций – то есть одновременно везде – так что “отправить деньги куда-нибудь” достигается обновлением журнала транзакций повсеместно на всех компьютерах. Никаких банков, никаких границ.
Стоимость перевода для пользователя относительно мала.
Как уже было сказано, то, в какой степени потребители ценят эти преимущества, вероятно, зависит от множества факторов. Я вижу потенциально большие выгоды для относительно бедных людей, которые имеют ограниченный доступ к традиционным банковским сервисам.
Считается, что до четверти домохозяйств США не имеет доступа к банковскому обслуживанию, или не получает его в достаточной мере. Люди должны полагаться на такие дорогостоящие финансовые сервисы, как предоплаченные дебетовые карты, сервисы по обналичиванию чеков и микрокредитование. Вероятно, преимущества будут максимальны для бедных людей, живущих в режиме высокой инфляции, которые не имеют доступа к накопительным (то есть защищенным от инфляции депозитарным процентом) счетам.
Каковы накладные расходы при использовании Биткойна?
Это не расчетная единица. Ввиду монетарной политики и нестабильного спроса, стоимость биткойна достаточно волатильна на коротких временных отрезках, что делает его неудобным в качестве платежного инструмента (даже если он и является хорошим инструментом для долгосрочных сбережений).
Он имеет такие же свойства касательно безопасности, как и наличные – забыть или потерять закрытый ключ все равно, что потерять бумажник. Конечно, можно воспользоваться услугами доверенной третьей стороны, но в таком случае, почему бы просто не использовать банк?
Хотя цена использования Биткойна в настоящее время мала, социальные издержки (в первую очередь в виде затрат электричества на майнинг) достаточно высоки по отношению к стоимости использования доверенных распределенных реестров транзакций.
Из-за своих квази-денежных свойств, Биткойн также может способствовать незаконной торговле. (Конечно, в равной степени это относится и к наличным деньгам).
Как приход Биткойна может повлиять на мышление центробанков?
Угроза Биткойна (и в целом криптовалют) накладывает ограничения на монетарную политику. В юрисдикциях, которые финансируют большие суммы государственных расходов за счет инфляционного налога, такое ограничение может стать сдерживающим фактором.
По мере становления Биткойна в качестве значимого финансового инструмента (или даже расчетной единицы), он может открыть дверь финансовой нестабильности.
Опыт показывает стремление частного сектора к зрелой трансформации, или, в более общем виде, готовность действовать исходя из стимулов, когда предпочтительной структурой баланса является краткосрочное кредитование неликвидных активов. Предположительно, такие же стимулы будет иметь место в Биткойн экономике.
В принципе, обязательства по типу “до востребования” должны торговаться с премиальными рисками. Но на практике может быть иначе. Особенно в периоды экономического спокойствия, они, вероятно, будут рассматриваться в качестве заменителей денег, близких к совершенству с точки зрения их свойств, как банковские деньги и наличные сегодня. Точно так же, как долг казначейства США и старшие транши частных ипотечных долговых обязательств рассматривались в качестве заменителя залога на рынке РЕПО до 2008.
Вопрос в том, что в такой системе может произойти в случае массового требования возврата долга или кризиса рефинансирования? Ситуация усугубляется тем, что биткойн не является единицей средства расчетов (вспомните европейские банки, выдающие кредиты, номинированные в долларах США).
Возможна классическая банковская паника, поскольку федеральное страхование вкладов может быть недоступно, равно как и ввиду того, что никакой кредитор последней инстанции не может выпускать BTC. Центральные банки и налоговые органы должны задуматься о том, что они будут делать в таких условиях (если вообще что-нибудь смогут).
Одним из решений может быть навязывание жестких банковских ограничений для банков (и прочих лиц), вовлеченных в деноминированную в биткойнах трансформацию к более зрелому виду.
Моя личная рекомендация центральным банкам – рассмотреть вопрос о предоставлении услуг электронных денег (возможно, даже криптовалют) на розничном и оптовом уровне. Нет никакой принципиальной причины, почему центорбанк не может предложить онлайн-счета, так же как в настоящий момент делает казначейство США.
Эти счета, очевидно, не должны быть застрахованы. Они обеспечили бы фирмы безопасной площадкой для управления своими деньгами, без необходимости прибегать к банковскому или теневому банковскому сектору. Они дали бы монетарной политике дополнительный инструмент – возможность выплаты процентов по низкоденоминированным деньгам (возможно по отрицательной ставке). Постепенное вытеснение бумажных денег также дало бы большую экономию.
Сложно представить (по крайней мере, мне) какие недостатки могут быть в выпуске центробанком цифровых денег. Критики могут возразить, что это подвергнет людей потенциально плохой денежно-кредитной политике. Это может быть верно, и для таких людей должны быть доступны валютные заменители (в том числе Биткойн).
С точки зрения платежей, критики могут возразить, что счета центробанков будут счетами с разрешения. Потребется разглашение личной информации, приложение усилий для открытия счета, что будут применяться правила KYC (так что не будет устойчивости к цензуре) и так далее. Для решения этих проблем, центральный банк может пойти еще дальше и выпустить криптовалюту (Fedcoin), с предложением фиксированного обменного курса, с выплатами на основе анонимного общественного алгоритма консенсуса, по типу как используется в Биткойне.
Я не думаю, что мы можем ожидать появления чего-то такого в ближайшем будущем, но технологически это возможно. Конечно, люди будут жаловаться, что Fedcoin будет использоваться в незаконной торговле, и т.д. Но, опять же, то же самое можно сказать и об обычных наличных деньгах, выпускаемых центробанками.
Информация, приведенная в статье, отражает личное мнение автора и никоим образом не должна быть отнесена на счет Федерального Резервного Банка Сент-Луиса или ФРС.
Автор: David Andolfatto, Вице-президент Федерального Резервного Банка Сент-Луиса
Источник: Newsweek