Биткойн как средство сохранения стоимости, расчетная единица и средство обмена
Биткойн как средство сохранения стоимости, расчетная единица и средство обмена
Недавняя не слишком внятная статья на CoinDesk о том, что колебания стоимости криптовалюты зависят от внутреннего алгоритма, регулирующего количество монет, сподвигла меня написать подробно о том, почему это весьма бессмысленная теория.
Существует расхожее заблуждение: чтобы валюта функционировала в качестве денег, ее стоимость должна быть стабильной. Зачастую, когда люди используют термины «средство сохранения стоимости» и «расчетная единица», они подразумевают стабильную денежную единицу. Тем не менее, я постараюсь доказать, что в нестабильном мире, стабильная валюта контрпродуктивна и, более того, соответствует традиционным преставлениям о деньгах лишь в том смысле, что даже в нестабильных условиях они обладают рядом узнаваемых черт.
Во-первых, в долгосрочной перспективе, алгоритм просто не способен поддерживать стабильный курс какой-либо валюты. Несомненно, кто-то захочет заработать деньги, прогнозируя воздействие алгоритма на количество монет, и как только люди научатся этот эффект предугадывать, сам алгоритм утратит свой изначальный смысл. Те, кто зарабатывает на прогнозировании действий алгоритма, не производят ничего ценного, такого, что другие люди хотели бы приобрести, таким образом, наживаются за счет других инвесторов, которые, соответственно, теряют деньги. Это означает, что, глядя на них, другие будут придерживать валюту, а значит, эта валюта не сможет обрести стабильность: она будет либо падать в цене, либо количество вновь выпускаемых монет будет резко сокращаться. (Итог будет определен деталями алгоритма). Такой сценарий может развиваться до тех пор, пока рыночная капитализация валюты не упадет до нуля. Для того, чтобы манипуляции с курсом привели к стабильной стоимости валюты, алгоритм должен не давать возможности трейдерам адаптироваться к ценовым колебаниям, что означает, что алгоритм должен быть умнее всех действующих на рынке игроков и оставаться таким в будущем. Если вспомнить историю, это не тот аспект технического развития, в котором кто-либо мог бы обеспечить какие-то гарантии, а тем более Биткойн-стартап. По тем же самым причинам попытки создания крипто-акций, которые привязаны к курсу золота и доллара с помощью протоколов ProtoShares и Mastercoin – обречены на провал. По тем же причинам представители Федерального Резерва не отличаются разговорчивостью, а председатель старается говорить так, чтобы ничего не сказать, оттого и все его движения напряжены и скованы.
Стабильность – это миф, настолько же реальный, как источник молодости, приворотное зелье и вечный двигатель. В нашей вселенной нет ничего стабильного, но по какой-то причине люди продолжают действовать так, будто ее можно каким-то образом обрести. Цены отражают качества вещей, которые мы реально можем обрести, так, может, нам всем стоит прекратить преследовать эфемерный дух стабильности и принять тот факт, что в нестабильном мире цены также не могут быть стабильны. В противном случае, цены не смогут выполнять свою функцию – способствовать перераспределению ресурсов.
Прямо сейчас мир решает, хочет ли он, чтобы Биткойн стал новой мировой валютой. Этот этап сулит большие перемены, не удивительно, что курс биткойна столь волатилен. Сможет ли Биткойн стать мировой валютой или превратится в ноль? Мы этого не знаем, и стремительные колебания курса биткойна являются следствием сомнений в умах людей, распродающих монеты, что, впрочем, вполне укладывается в общую концепцию, поскольку без ценовых колебаний Биткойн не смог бы обрести популярность. Экспоненциальный рост Биткойна – это очень серьезный стимул, а если бы его цена была стабильной, такого стимула не было бы. Не было бы сплоченного сообщества биткойн-энтузиастов, поскольку никто не был бы заинтересован в признании криптовалют, за исключением тех компаний, которые их выпускают. Но и эти компании не могут обеспечить стабильную стоимость данных валют, поскольку они поодиночке не смогут обеспечить их ликвидность, что является фундаментальной характеристикой для валюты.
Какими характеристиками должно обладать средство накопления? Основная проблема с этим термином заключается в том, что он является чистой воды метафорой. Когда мы храним физические объекты, обычно мы запираем их от чужих посягательств в коробке, сейфе ит.д. А теперь представьте, что есть такая коробка, которая, как по волшебству волшебной феи, существует лишь тогда, когда другие верят в ее существование? Вот что такое средство сохранения стоимости. Стоимость не является физически реальным объектом, как, например, коробка. Это общее представление о том, насколько сильно сообщество людей хочет чего-либо. Сама идея сохранения стоимости абсурдна. Это сюжет из волшебной сказки. Единственный способ закрепления определенной стоимости за определенным объектом – сделать так, чтобы люди хотели обладать им настолько сильно, что даже при малейшем снижении цены расхватывали бы все подчистую.
Однако это еще не означает, что любой объект может стать средством сохранения стоимости.
Возьмем для примера игральные фишки – чем не способ сохранения стоимости? Вполне возможно, но лишь до тех пор, пока большинство людей не осознает, что их слишком легко производить. Но представим себе на минуту, будто существует металл, аналогичный золоту по своим свойствам: долговечный, редкий, его сложно добывать и непросто подделать. Однако научные открытия в этой области ограничились признанием за новым химическим соединением его уникальных качеств. Этот новый металл навряд ли изначально будет обладать стабильной стоимостью, прежде чем пройдет какое-то время, и мир узнает о нем. С другой стороны – со стороны химиков вполне рациональным решением было бы скупать по возможности больше запасов драгоценного сырья, пока весь остальной мир не прослышал о нем. Когда все остальные жители Земли поймут, насколько ценными качествами обладает этот металл, тогда он непременно станет средством сохранения стоимости, поскольку все остальные будут использовать его в том же качестве.
Стабильность возможна (если такое понятие имеет право на существование) лишь тогда, когда всем уже хорошо известны преимущества средства накопления, а также известно о том, что и остальные об этом оповещены.
Если даже я знаю о том, что биткойны существуют в ограниченном количестве и их невозможно подделать, я все равно буду сомневаться, вкладывать ли в них свои деньги, опасаясь того, что другие люди не воспримут биткойн как средство сохранения стоимости. Более того, если многие люди одновременно будут думать подобным образом, рынок будет вести себя панически. Вот почему новых пользователей еще приходится убеждать в том, что другие тоже верят в Биткойн. На сегодняшний день многие уже свыклись с экстраординарными качествами биткойна и пытаются понять, как остальной рынок их воспримет. В этом причина страха и волатильности курса. Тем не менее, Биткойны по-прежнему невозможно подделать, и их количество в будущем будет также строго ограничено алгоритмом, вне зависимости от сценария развития событий. Это гениальное проектное решение – смоделировать нечто, что будет олицетворять собой средство сохранения стоимости. Дальнейшее развитие будет зависеть от действий реальных пользователей, а не от главного архитектора. Таким образом, если Биткойн сможет завоевать массовую популярность, значит, он является отличным средством сохранения стоимости.
А что насчет Биткойна – расчетной единицы? Не в пример «средству сохранения стоимости», «расчетная единица» – по-настоящему полезное понятие, но, к сожалению, многие не воспринимают его буквально. Когда речь идет о «расчетной единице», люди часто подразумевают нечто, что является универсальной мерой измерения богатства, или универсальной расчетной системой ценообразования, в которой цены не будут постоянно меняться. Но это лишь еще одна русалочья песня о стабильности. Если мир постоянно меняется, то и цены будут меняться, и что с этим можно поделать, разве что сравнивать количество собственных активов через определенные промежутки времени. Разве что сравнивать различные альтернативы, оценивая перспективы, которые они сулят спустя определенное время.
В таком контексте использовать понятие «расчетная единица» вполне уместно. Все очень просто: расчетная единица – это нечто, чем выгодно обладать, а ее утрата приравнивается к потере. Это нечто может быть чем угодно. Основная причина того, что мы используем в качестве расчетных единиц ликвидные товары, заключается в том, что они уже ликвидны сейчас, и это определенно, в отличие от прогнозов на будущее. Таким образом, приобретение ликвидного товара является логическим завершением любой сделки. Будь у меня большая куча налички, я был бы спокоен, зная, что ближайшее будущее мое обеспечено. Однако если бы у нас была распространена бартерная система и не было бы иных ликвидных мер обмена, тогда нам всем пришлось бы строить более дальновидные прогнозы, чтобы совершить выгодную сделку. Однако размышляя о прибыльности и убыточности в контексте приобретения или утраты ликвидного товара, естественно было бы разграничить наше будущее на множество мелких осуществимых операций: до тех пор, пока каждый покупает те или иные ликвидные товары, вся система работает. Конечно, когда мир вокруг меняется столь стремительно, что сами деньги меняют свои свойства, ликвидный товар следует выбирать осмотрительно… И снова: если биткойну удастся войти в массовое обращение, значит, это отличная расчетная единица. А если рассчитывать на высокий уровень ликвидности биткойна в будущем, тогда нам всем стоит запастись монетами впрок.
И наконец, о Биткойне как о средстве обмена. Не думаю, что наличие этой функции у Биткойна вызывает сомнения. Конечно, Биткойн является отличным средством обмена. Единственная проблема с этой функцией денег, на мой взгляд, в том, как некоторые навязывают ее другим. Кое-кто полагает, что функция обмена является главнейшей, в отличие от функции сохранения стоимости. Например, именно такой посыл содержится в провокационной статье Тима Свонсона о биткойн-скрягах. Однако какой-либо товар не сможет функционировать в качестве средства обмена, если он уже не пользуется спросом в качестве средства накопления. Если я даю кому-то биткойны в обмен на что-либо, значит, где-то должен быть человек, которому нужны биткойны. Притом, поскольку модель работает, он не хочет сразу их тратить, а хочет сохранить, пусть на непродолжительное время, потому что если бы все захотели потратить свои биткойны немедленно, это бы обрушило их стоимость до нуля. Более того, чем больше люди хотят сберечь свои биткойны и чем выше становится их стоимость, тем более ликвидным товаром они становятся, а значит, еще больше способствуют развитию торговли.
Итак, Биткойн – это разновидность денег, которая подходит для того нестабильного мира, в котором мы живем, единственного из известных нам миров, к тому же, это хорошее средство накопления, расчетная единица и средство обмена, настолько, насколько эти термины в принципе имеют право на существование. Если кто-то говорит: Биткойн – это плохое средство накопления или расчетная единица», на самом деле, они имеют в виду, что «Биткойн еще не прошел этап массового признания», что не является основанием для жалоб. Биткойн обладает всеми нужными характеристиками, чтобы стать мировой валютой, и по мере того как все больше людей осознает это, будет стабилизироваться и его курс.
Источник: Nakamotoinstitute
Автор: Дэниэль Кравиц