Русские проблемы с ценой нефти
Автор Саймон Смит, Главный экономист
Помню, как 10 лет назад встречался с аналитиком, освещавшим Россию. Было очень интересно узнать о российской экономике и её отношениях с миром. Его презентация тогда представляла собой график за графиком наложения цены нефти на различные сектора российской экономики, будь то экспорт, бюджетный дефицит или рост. Посыл был, что всё в значительной степени коррелирует с ценой нефти. Если вы понимаете, или лучше, можете спрогнозировать цену нефти, ваша работа по большей части сделана.
Для меня, однако, если есть что-то, что сложней предсказать, чем курсы валют, так это цена нефти. И динамика цен на нефтяном рынке за последние 10 лет красочно это доказала. Мы были в тисках теории пика нефти, согласно которой предложение должно было снижаться, в то время как спрос опережал рост населения, так как более высокий уровень благосостояния увеличивал спрос на автомобили, авиаперелёты и другие энергозатратные нужды. Теперь мы в самом центре эпохального изменения динамики нефтяного рынка, разорванного добычей сланцевого газа, ростом оборотов альтернативной энергетики и изменением подхода ОПЕК.
Но что это означает для России и её зависящей от нефти экономики? Нужно отметить три важных момента. Первый – это то, что Россия является свидетелем по всем трём фронтам. Она приложила свою руку к сланцевой добыче и, равно как достигла определённого прогресса в работе с возобновляемыми источниками энергии. Но всё это выглядит более чем скромно в сравнении с размером экономики. Вместо этого, Россия продолжает наращивать экспорт нефти на фоне обновления минимумов цен, во многом потому что в данный момент не имеет других альтернатив, или по крайней мере продолжает в это верить.
Второй момент, который нужно понимать, что Россия не была настолько сильно подвержена влиянию обвала цен на нефть, как многие предполагали. Снижение долларовых цен на нефть наложилось на падение рубля, так что экспортные доходы оказались гораздо более стабильными, в то время как экспорт нефти нарастил свою долю в общем экспорте. Рублёвые экспортные доходы снизились на 16% от пика за последние три года, что не так уж и много, если сравнивать с размахом снижения цены на нефть. Но сама по себе слабость рубля является отражением слабости российской экономики, так что это обоюдоострый меч.
Но несмотря на это, динамика цен на нефть имеет политическое влияние, просто хотя бы потому, что доходы от её продажи формируют такую крупную часть правительственных доходов. Если цены останутся вблизи текущих уровней до конца года, то Россия скорей всего столкнётся с бюджетным кризисом, так как в текущий бюджет заложена среднегодовая цена нефти около 50 долларов за баррель. В отличие от некоторых других стран, Россия не припрятала доходы с хороших времён на чёрный день. Это создаёт огромное давление на чиновников, чтобы те что-то сделали, но это сложно, когда экономика сокращается, а реальные зарплаты – падают.
Так что для России восстановление нефтяных цен до 50 долларов за баррель является необходимым, но не достаточным условием прекращения проблем с бюджетом, или по крайней мере его стабилизации. Сохранение цены около 30 долларов за баррель будет терпимо, но скорей всего мы увидим дальнейший рост налогов на нефтедобывающие компании, которые чувствовали себя сравнительно хорошо в прошлом году на фоне происходившего хаоса. Устойчивое падение ниже 30 долларов поставит российские финансы на опасную тропинку, оказав дальнейшее давление на валюту, которое уже может оказаться нежелательным и заставит ЦБ защищать свою валюту, повышая ставки.
http://blog.fxpro.ru/