Общеизвестно, что олигархи лишь сидят верхом на Остатках Советской Промышленности™ и ни чего нового не строят, не развивают, добыча стагнирует…
Один из «общеизвестных фактов», легший в основу построений в предыдущей статье.
Ну что ж уточним: за последнее десятилетие объём добычи изменялся так:
Источник фото:
radikal.ru
Мы видим значительный рост объёма добычи до 2004 года, в то время как среднегодовая стоимость продажи нефти все эти годы
особенно не менялась и даже падала было.
Далее рост объёмов практически прекратился, зато «почему-то» стала расти цена. Кроме того, примерно с 2004 года начала прослеживаться «планка» (посмотрите на графики в начале заметки), выше которой все доходы уходят в бюджет.
Что произошло? В связи с ростом цен было принято решение (властью ли, олигархами ли), что наращивать объёмы ни к чему?
В связи с увеличением отъёма нефтяного бабла государством в пользу бюджета олигархи заплакали и решили саботировать развитие нефтегазовой отрасли?
Или может прекращение наращивания объёмов и увеличение пошлин страной – одним из крупнейших экспортёров само по себе подстегнуло наметившийся рост цен и сделало не нужным это самое наращивание объёмов?
Поиском ответов на эти вопросы может заняться кто угодно, я в это сейчас вдаваться не буду. Все три варианта возможны, более того, они возможны одновременно, каждый в своей степени.
Логично продавать дороже, а не больше, если можно продать дороже, а не больше.
Логично олигархам быть недовольными, что у них забирают 75% потенциальных доходов.
Логично, что цена на нефть – это не природное явление, и если изменения запасов бензина в США способны влиять на биржевые котировки, то и экспортная политика одного из крупнейших экспортёров нефти – тоже влияет.
Я лучше задамся вопросом – нужно ли нам больше? Нет, больше нам не нужно и наращивать объём добычи сейчас совершенно ни к чему. Что и происходит – новые проекты по добыче осуществляются, но они лишь компенсируют завершающиеся старые.
…а скоро вообще вся нефть кончится.
По данным ЦРУ, в России нефти осталось на 20 лет.
По данным ФСБ, данные о реальных разведанных запасах нефти в России являются государственной тайной. Что делает любые «оценки» запасов нефти в России не более, чем выдумками.
По данным из открытых источников, российские и зарубежные компании совместно реализуют и планируют новые проекты, например, постройки трубопроводов в Европу и Китай. Очевидно, они делают это просто так, наплевав на то, что нефть-то тово, скоро кончится.
Итак, выдумки о скором истощении запасов против реальных проектов на миллиарды долларов в расчёте на будущие поставки. Что победит?
Несомненно, что экономические «успехи» России за последнее десятилетие вызваны повышением цены с 20 до 100 долларов за бочку, а на самом деле весь рост съеден огромной инфляцией.
Более точный, чем «с 20 до 100», график изменения среднегодовой экспортной цены нефти (а не просто полосочки, насколько дорого нефть продавали в течение одного дня в году) для нашей страны выглядит следующим образом:
Источник фото:
radikal.ru
Видим совпавший с началом кризиса скачок вверх, который был полностью скомпенсирован обратным колебанием через год, и в 2010 году вернулся точно туда, где ему следует находиться, исходя из предшествующего тренда.
Ещё раз – 90 долларов 2008 года скомпенсированы 55 долларами 2009-го. 2007 год – 65 долларов, 2008-2009 – 70 долларов в среднем, и 75 долларов в 2010. А не с 20 до 100.
Рост в три, а не в пять раз, как ни крути. Простите, в предыдущей заметке я также как раз исходил из «общеизвестного» факта о «с 20 до 100». С учётом объёмов экспорта, доходы от экспорта углеводородов выросли примерно в 5,5 раз.
Во сколько раз вырос бюджет при этом – вы можете посмотреть сами. ВВП же в рыночных ценах в 2000 был 7306 миллиардов рублей, а в 2010 – 44939 миллиардов. Или более чем в 6 раз больше. Пропорционально росту углеводородных доходов, да, только вот загвоздка – сами доходы от экспорта углеводородов что в 2000, что в 2010 году составляли около 1/6 части от всего ВВП. Я намеренно говорю только об экспорте углеводородов, не учитывая в качестве нефтегазового «продукта» удовлетворение внутреннего спроса на нефть и газ. Внутренние потребители будут обеспечиваться ресурсами в любом случае и это никакая не сырьевая, а совершенно обычная экономика.
О чём это говорит? Это говорит о том, что вся наша экономика растёт в целом одинаковыми темпами, темпы роста экспортной нефтянки лишь соответствуют темпам роста всей экономики вообще.
Несомненно, сама нефтянка является одним из локомотивов нашей экономики.
Несомненно, высокие темпы роста достигнуты и с её помощью тоже.
Плохо ли то, что высокие темпы роста всей нашей экономики достигнуты в том числе и благодаря нефтяной отрасли? Нет, это прекрасно.
Это прекрасно, что у нас есть отрасль, которая для нас естественна, как явление природы, и может помочь в любой самой трудной ситуации вытягивать всю остальную экономику.
Какие-то комплексы, что «ааа, ну это же всё позорная продажа нефти» — абсолютно неуместны.
И да, кто мне скажет, что «ну вот там же ещё была инфляааация, поэтому никаких 6 раз прироста ВВП быть не может, всё инфляция съела» я отвечу вот что. Курс рубля к доллару и любой другой мировой валюте за 11 лет принципиально не изменился. Прямо скажем, ВВП в рублях вырос практически во столько же раз, что и ВВП в баксах. Если вы хотите сказать, что «инфляция съела» рост экономики и бюджета, то вам придётся признать, что на самом деле инфляция съела рост цены на нефть, и на самом деле нефть не подорожала, а даже подешевела – стоимость нефти-то в тех же долларах выросла куда меньше, чем наша экономика. А раз нефть на самом-то деле подешевела, значит экономические успехи достигнуты в условиях едва-евда заметного роста доходов от экспорта нефти. А как признаете, распишитесь в том, что не вполне понимаете, что такое инфляция.
В любой более-менее стабильной иностранной валюте наш ВВП вырос если не в 6, то в 5,5 раз точно. Это значит, что на заработанные населением деньги можно, например, купить в 5,5 раз больше импортных товаров (а теперь поинтересуйтесь ростом импорта как в денежном, так и в количественном выражении). И почему нужно считать, что если это достигнуто не 5,5-кратным увеличением количества реального производимого и продаваемого нами продукта, а в том числе и повышением стоимости этого продукта, то это плохо? Это плохо, что труд российского рабочего стал стоить больше
по сравнению со стоимостью труда иностранных рабочих?
Можно ко нечно было радоваться статусу банановой республики, где всё дёшево и можно прожить на 90 долларов в месяц, а остальные 10 отложить в копилку.
Можно говорить, что это плохо, что теперь можно прожить лишь на 500 долларов в месяц, а в копилку отложить 200.
Правда в том, что как тогда, так и сейчас, простой сотовый телефон (читай — бытовая техника, потребительская электроника, машины, оборудование, станки) стоил 100 долларов. Судите сами, кому он доступнее — жителю банановой республики 90-х или современному дорогому россиянину.
Антибанановых республик же, где можно прожить на 90 долларов, а в копилку отложить 900, в мире
не существует.
Не подлежит сомнению тот факт, что современная Россия выкачивает Народной Нефти™ больше, чем весь СССР в своё время.
С удивлением видел и такие «факты». Не знаю, как там во всём СССР, а объёмы добычи нефти в РСФСР/России секретом не являются:
Источник фото:
radikal.ru
Зачем врать про якобы опережение всего СССР – мне непонятно, по графику очевидно, что после достижения пика добычи в 80-м году, произошло некоторое снижение объёмов к 90-му и резкий обвал в самих 90-х годах. Затем объёмы добычи вернули на прежний уровень и там зафиксировали. Был ли СССР сырьевым придатком запада?
На самом деле, в составе СССР порядка 85% добычи нефти приходилось на РСФСР. И тогда РСФСР фактически снабжало нефтью все остальные республики СССР, за исключением, разве что, Азербайджана и Туркмении. Сегодня все те, кого снабжало РСФСР, снабжаются Россией. Только продажа нефти в бывшие союзные республики теперь у нас идёт как «экспорт». На сегодня порядка 20-25% (в разные годы) экспорта нефти и 30-40% экспорта газа приходятся на страны СНГ. Когда будете проводить дальнейшие мощные нефтегазовые сравнения СССР с Россией, помните о том, что считалось экспортом во времена СССР и что считается экспортом сейчас.
При этом, что характерно, добывать якобы больше нефти, чем в СССР – это почему-то плохо, а с другой стороны существует известная фальшивка, где добыча, например, угля в сегодняшней России сравнивается с объёмом добычи угля чуть ли не в Киевской Руси, и тут уже наоборот – плохо то, что угля современная Россия добывает меньше, чем тогда.
Никак не могу понять, что же: добывать больше ископаемых плохо, а добывать меньше ископаемых – опять плохо?
Поэтому любому думающему человеку должно быть ясно, что Россия всё больше и больше становится Сырьевым Придатком™ Запада.
Итак, общеизвестно, что за период 2000-2010 годов:
1) Рост доходов бюджета составил 800%.
2) Рост ВВП – 600%, и 500% из них – не продажа ресурсов за рубеж.
3) Были выплачены все государственные внешние долги, созданы огромные резервные фонды, позволяющие не зависеть так уж сильно от мировых финансовых проблем.
4) Профицит внешней торговли всю дорогу рос с 50 до 200 миллиардов долларов в год. Торговый баланс останется положительным даже если экспортные цены на нефть упадут раза в два.
5) В 2,5 раза вырос объем экспорта несырьевой продукции.
6) Добыча нефти при этом никогда не превышала пиковой в РСФСР.
7) Более 75% прибылей (не доходов) от добычи углеводородов направлялись непосредственно в бюджет и тратились на решение социальных и экономических проблем, а не в карман владельцам вышек, как это было в 90-е годы.
Кто мы после этого? Сырьевой придаток, или страна, грамотно распорядившаяся своими природными ресурсами? Что ещё надо сделать, чтобы прекратились разговоры о «сырьевом придатке»?
И, главное, зачем? Зачем доказывать, что стакан наполовину полон, тому, для кого он наполовину пуст?
Я повторюсь – слезь с нефтяной иглы, отдай нефть олигарху. При росте добычи нефти на 60% с конца 90-х годов, при росте доходов от продажи в 5,5 раз рост отчислений в бюджет составил 40 раз. Если ранее в бюджет попадало не более 5% нефтегазовых прибылей, то теперь – как минимум половина. А то и больше. Это несправедливо, что миллиарды долларов будут потрачены на пенсии бабкам, на инсулин диабетикам, на трактора колхозникам, на олимпиаду, на что угодно ещё, вместо того, чтобы принадлежать их законному эффективному и мобильному владельцу. Поэтому существующий режим окончательно утратил свою легитимность.