Перспективы рынка нефти в 2015 году
Кира Юхтенко
Тема падения цен на энергоресурсы стала лейтмотивом всего 2014 года. Неожиданный рост нефтедобычи и слабый мировой спрос за 6 месяцев с июня обвалили цену почти в 2 раза – со $115 до $60 за баррель. Такого шока мировая экономика не испытывала уже давно. Кто выиграл, а кто проиграл от такого развития событий? Поможет ли дешевое сырье разогнать колеса мирового экономического роста? Попробуем разобраться.
Дешевая нефть – «костыль» для глобальной экономики?
Как показывает история,
нефтяные шоки зачастую оборачиваются для мировой экономики позитивом. Например, обвал котировок в 1986 году ускорил глобальный экономический рост в 1988 году до 4.6%. Падение цен в 2008 году также помогло экономике выровняться в течение следующих нескольких лет. Согласно исследованию Oxford Economics, падение цены на каждые $20 приводит к ускорению роста мировой экономики на 0.4% в течение следующих 2-3 лет. Таким образом, низкие цены могут помочь скомпенсировать прогнозируемое многими маститыми экономистами замедление глобального экономического роста в ближайшие годы.
Очевидно, что влияние на мировую экономику не будет однородным. В плюсе
останутся страны-потребители энергоресурсов, зависимые от импорта. В первую очередь, это развивающиеся страны, не богатые сырьем и страдающие от высокой инфляции, например,
Индия и Индонезия. Сложившаяся конъюнктура выгодна и для
Китая – крупнейшего на сегодняшний день потребителя нефти.
США, которые все еще остаются чистым импортером нефти (стоимость чистого импорта в июле 2013 - июле 2014 гг. составила $200 млрд.), также выигрывают от дешевого сырья. Безусловно, сложившаяся ситуация вызовет проблемы у компаний, занимающихся добычей сланцевой нефти, но аналитики Goldman Sachs уверяют: это будет стоить Штатам не более 0.1% ВВП.
Японии дешевая нефть также идет на пользу. Только представьте: падение цен на 30% позволило государству сэкономить столько же денег, сколько поступило в бюджет от повышения налогов в апреле. Определенный позитив наблюдается и в
еврозоне, не просто так глава Бундесбанка Йенс Вайдеманн назвал падение цен «мини-стимулированием» для экономики региона. Однако для Японии и еврозоны возможны негативные последствия: низкие цены на сырье затрудняют борьбу правительств этих стран с низкой инфляцией. При средней цене в $60 за баррель в 2015 году инфляция в 13 странах еврозоны упадет ниже нуля.
Между тем, экономические перспективы
стран-экспортеров выглядят довольно безрадостно. Хуже других будут чувствовать себя не сумевшие создать из своих нефтегазовых доходов хорошую «финансовую подушку» страны –
Венесуэла, Россия, Иран. Обвал рубля во втором полугодии 2014 года наглядно отображает высокую корреляцию состояния сырьевой экономики с нефтяными котировками. Нефтеэкспортеры будут «болеть» до тех пор, пока цены не достигнут дна. В этом контексте есть чему поучиться у Саудовской Аравии – во времена дорогой нефти страна накопила в фондах суверенного благосостояния значительные средства, которые позволят ей комфортно просуществовать при низких ценах еще 2-3 года.
Любопытный факт: 10 крупнейших стран производителей и потребителей нефти отвечают за 6.5% мирового ВВП, а 10 крупнейших стран экспортеров, включая Европу, США, Китай и Японию, в сумме создают 65% мирового ВВП. Очевидно, что на общемировой чаше весов позитив перевешивает.
Перспективы 2015 года
В конце декабря цена на нефть марки Brent нашла поддержку в районе $60 долларов за баррель. Наверное, наиболее острый вопрос для экономики сегодня –
цена уже достигла своего дна или возобновит движение по наклонной в новом году? Саудовская Аравия, в руках которой сконцентрирована львиная доля всех резервных мощностей ОПЕК, остается непреклонной: необходимости сокращать объемы добычи страна не видит. Более того, если понадобится для удержания доли рынка, саудиты готовы пойти на наращивание объемов. Такая риторика ломает прежнюю модель нефтяного рынка, в которой ОПЕК защищал интересы всех своих участников и присматривал за ценами. В этом свете ценовые перспективы на ближайшие полгода – до следующего планового заседания ОПЕК в июне - выглядят довольно пессимистично. Высока вероятность, что в ближайшие месяцы мы увидим просадки и к $40, и к $30 долларам за баррель: речь идет не столько о поиске справедливой цены, сколько об экономической войне.
Постараемся не быть законченными пессимистами. В сложившейся ситуации надеяться на возвращение котировок выше $100 за баррель не стоит, но
во второй половине года возможно восстановление к уровням в $70-80 долларов. Богатые страны Персидского залива не могут бесконечно «давить» на цены – это чревато ростом социальной напряженности в регионе. Либо эти игроки будут вынуждены смягчить риторику, либо поддержку ценам окажут новые «арабские весны». Общее оживление мирового спроса на фоне позитивного экономического эффекта от дешевого сырья и падение добычи сланцевой нефти обещают устранить излишек между предложением и спросом на нефтяном рынке.
Согласно базовому сценарию Morgan Stanley, в 2015 году средняя стоимость нефти составит $70, а в 2016 году - $88 за баррель. В рейтинговом агентстве Fitch дают еще более оптимистичные оценки - $83 и $90 за баррель соответственно.
Аналитический портал для трейдеров FX Bazooka