Позиция стран мира по регулированию криптовалют на февраль 2018 года
Если прошедший 2017 год можно по праву назвать годом ICO, то наступившему 2018-му вероятно предстоит стать годом криптовалютного регулирования. В настоящее время большинство стран пытается разобраться со статусом криптовалют и определить, как вести себя с ними в дальнейшем. Одни государства настроены дружелюбно, другие – настороженно. Есть и такие, кто относится к цифровым валютам враждебно. Ниже представлен краткий обзор подходов к регулированию криптовалют 15 стран разных регионов мира.
Соединенные Штаты и Канада
На сегодняшний день в Соединенных Штатах нет единого подхода к регулированию криптовалют. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) предупредила инвесторов о рисках, связанных с инвестированием в цифровую валюту, запретила некоторые ICO и намекнула на необходимость более масштабного регулирования криптовалют.
Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) стала первым американским регулятором, разрешившим публичную торговлю криптовалютными деривативами.
Министр финансов США Стивен Мнучин (Steve Mnuchin) четко обозначил приоритет фиатной валюты над цифровой. Во время заседания Экономического клуба Вашингтона 12 января 2018 года он заявил, что он и другие регуляторы предполагают вероятность использования криптовалют для отмывания денег. Он также рассказал, что Совет по надзору за финансовой стабильностью США сформировал рабочую группу по изучению рынка криптовалют. По словам Мнучина, прежде всего он «хочет быть уверенным в том, что криптовалюты не используются для противозаконной деятельности».
26 января заместитель Министра финансов США Сигал Манделькер (Sigal Mandelker) подтвердила точку зрения министра. На пресс-конференции в Токио она похвалила три азиатские страны, установившие контроль над криптовалютной торговлей, заявив: «Мы уверены, что подобное регулирование необходимо применять во всем мире».
Канадское Агентство по финансовой защите потребителей не относит криптовалюты к «законному платежному средству», исключая из данного определения все, кроме банкнот и монет Банка Канады. Тем не менее, в отношении регулирования Канада не настолько сурова. На самом деле, в вопросе законов регулирования цифровой валюты она оказалась самой прозрачной страной в нашем списке (если не считать Швейцарию, заявившую о желании стать «крипто-государством»).
После нескольких недель слушаний, которые включили доводы специалистов криптопространства (Андреас Антонопулос), Парламент Канады одобрил законопроект Bill C-31 от 19 июня 2014 года, представляющий собой первый в мире национальный закон о цифровых валютах. С тех пор канадское правительств уделяет достаточно серьезное внимание регулированию криптовалют: 24 августа 2017 года ведомство под названием Канадские администраторы ценных бумаг (CSA) направило уведомление, в котором говорилось о «возможности применения канадского закона о ценных бумагах к криптовалютам и связанным с ним торговым и рыночным операциям».
С другой стороны, в январе 2018 года управляющий Центрального банка Канады Стивен Полоз (Stephen Poloz) заявил, что «возражает против термина «криптовалюты», так как они являются крипто, но не являются валютами… большей частью, это не активы…технически их можно отнести к ценным бумагам». Стоит также отметить, что, входя в состав Североамериканской ассоциации администраторов ценных бумаг (NASAA), Канада участвует в предупреждающей директиве ассоциации о рисках, связанных с криптовалютами.
Европейский Союз и Великобритания
Несмотря на то, что благодаря Брекситу в марте 2019 года Великобритания и Евросоюз должны расстаться, в отношении регулирования криптовалют их взгляды совпадают. 4 декабря 2017 года издания The Guardian и The Telegraph сообщили, что Министерство финансов Британии и Евросоюз планируют покончить с анонимностью криптовалютных трейдеров.
Евросоюз планирует ввести требования, согласно которым криптовалютные платформы должны будут осуществлять комплексную проверку своих клиентов и сообщать о подозрительных транзакциях. Министерство финансов Великобритании придерживается аналогичных планов, хотя уточняет, что «в настоящее время присутствует очень мало доказательств того, что криптовалюты используются для отмывания денег, хотя ожидается, что этот риск будет расти».
Призывы к усилению регулирования криптовалют нашли отражение во всей Европе. 15 января Министр экономики Франции объявил о создании рабочей группы по регулированию криптовалют, а представитель Немецкого федерального банка призвал к регулированию цифровых валют в мировом масштабе.
Несмотря на то, что Великобритания и Евросоюз пока не объявили окончательных планов, ожидается, что это произойдет весной.
Япония
Несмотря на то, что использование криптовалют в Японии развивается быстрыми темпами, в отношении регулирования ее нельзя назвать либеральной; она просто выигрывает гонку, привлекая к себе все лучшее из азиатской криптоиндустрии, в то время как Китай и Южная Корея создают враждебную или неопределенную среду. Несомненно, отношение японского правительства к криптовалюте является намного более дружелюбным, чем ее азиатских соседей.
С другой стороны, в связи с последними событиями энтузиазм японцев может слегк поутихнуть. Январская атака на японскую биржу Coincheck, в результате которой были потеряны средства эквивалентом в 530 долларов, вызвала негативную реакцию сообщества и привлекла внимание Агентства финансовых услуг (FSA).
Китай
Китай предпринимает все больше мер, препятствующих распространению использования криптовалют. После запрета ICO, правительство страны приказало банкам заморозить счета, связанные с криптовалютными биржами и наложило запрет на интернет-доступ ко всему, так или иначе связанному с криптовалютной торговлей. После этого некогда крупнейшие в мире китайские криптовалютные биржи потеряли большую часть оборота и были вынуждены сменить юрисдикцию, а майнеры также начали искать возможности для переезда.
Таким образом, КНР оказалась самым строгим регулятором криптовалют. Это странный поворот событий, ведь в 2017 году китайские майнеры биткоина оставляли более 70% всех мировых майнеров, а популяризация криптовалюты в Китае проходила со скоростью, сильно опережающей другие страны.
Вероятнее всего, строгие меры китайского правительства связаны с ориентированием страны на борьбу с оттоком капитала и коррупцией.
Россия
Наша страна тоже пока не решила, каким образом осуществлять криптовалютное регулирование. В сентябре прошлого года руководитель Центробанка России Эльвира Набиуллина сказала, что банк выступает против регулирования биткоина как валюты (в качестве средства оплаты за товары и услуги), равно как против приравнивания их к иностранной валюте.
В сентябре же заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев высказался о том, что расчеты в цифровой валюте не являются законными.
Президент Владимир Путин принял позицию Минфина, заявив, что использование криптовалют сопровождается серьезным риском и может применяться для отмывания преступных денег, укрытия от налогов, финансирования терроризма и распространения мошеннических схем.
В декабре 2017 Минфин предложил вести налогообложение майнинга криптовалют. В январе этого года Владимир Путин еще раз намекнул на необходимость будущего регулирования отрасли цифровой валюты:
«На сегодняшний день это прерогатива Центрального банка и этих полномочий пока у ЦБ достаточно. Но в целом, конечно, в будущем наверняка нужно будет и законодательное регулирование».
Спустя две недели, 25 января, Минфин опубликовал законопроект под названием «О цифровых финансовых активах». В случае принятия данного закона криптовалюта и токены признаются цифровыми финансовыми активами, однако они не будут считаться законными платежными средствами на территории РФ. В Минфине предложили законодательно закрепить криптовалюту как имущество в электронной форме и установить особый порядок совершения сделок с ней на территории страны.
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей и кандидат в президенты Борис Титов заявил, что данный законопроект является слишком суровым, и лучше не принимать ничего, чем принимать проект в его нынешнем виде.
Рассмотрение предложенных вариантов законопроектов в Госдуме уже ведется, однако выбор одного из них состоится только весной.
Южная Корея
В прошлом эта страна славилась значительным присутствием криптовалют и сначала ее даже посчитали за спасительную гавань, в которой предполагалось искать спасения после запретов, объявленных Китаем.
Однако в январе 2018 среди корейских чиновников проявились разногласия по поводу будущего регулирования отрасли цифровых валют. Неопределенность и возможные негативные последствия регулирования вызвали падение цен на криптовалютных рынках в Красный вторник, а также 30 января, когда вступил в силу закон, запрещающий торговлю криптовалютой с анонимных счетов. Возможный полный запрет криптовалютной торговли был отменен вследствие активного противодействия сообщества.
Кроме того, сообщается, что регуляторы Южной Кореи запросили информацию о владельцах счетов, связанных с криптовалютной торговлей, у шести основных корейских банков.
Сингапур
До недавних пор финансовый и банковский центр Азии относился к регулированию криптовалют относительно спокойно. Денежно-кредитное управление Сингапура (MAS), так же как многие регуляторы, предупредило о рисках спекуляций на криптовалютных рынках на фоне грандиозного роста цены биткоина в декабре 2017 года.
9 января 2018 года Заместитель Премьер-министра Сингапура Тарман Шанмугаратнам (Tharman Shanmugaratnam) заявил, что «законодательство страны не делает различий между транзакциями, осуществляемыми с использованием фиатной валюты, криптовалюты или других новых способов передачи стоимости».
Руководитель отдела финтеха MAS Сопненду Моханту (Sopnendu Mohanty)объяснил, что регуляторам понадобится принять меры защиты потребителей в отношении криптовалют.
Индия
Индия, отношение которой к криптовалюте всегда считалось достаточно противоречивым, в наступившем году стала намного требовательнее. Ужесточение позиции связано с теми же проблемами, на которые указывают другие страны: отмывание денег, незаконная деятельность, финансирование терроризма, укрытие от налогов и тому подобное.
Тем не менее, участники криптоиндустрии страны не верят, что Индия может фактически запретить криптовалютный рынок, аналогично тому, как это сделал Китай.
Австралия
В свете финансового скандала августа 2017 года вокруг Австралийского банка Содружества, правительство Австралии решило последовать примеру Японии, ужесточив действие антиотмывочных законов и ввести меры регулирования цифровых валют. До этого власти страны предпочитали придерживаться политики невмешательства, однако отсутствие четкого регулирования предположительно имело негативные последствия, поскольку в конце 2017 года австралийские криптовалютные брокеры отказались от депозитов в австралийских долларах. Тогда же Налоговая служба Австралии намекнула на возможность будущего регулирования цифровых валют.
С другой стороны, среди членов правительства страны имеются сторонники криптовалюты, которые в августе прошлого года выступали за то, чтобы Резервный банк Австралии принимал криптовалюты как вид денег. Таким образом, дальнейшее регулирование криптовалют в Австралии остается неопределенным, но в перспективе оно может быть дружелюбным.
Швейцария
Известная своим прогрессивным отношением к банковской сфере Швейцария придерживается аналогичной точки зрения и в вопросе регулирования криптовалют. Эта западноевропейская страна заметно отличается от стран Евросоюза и демонстрирует открытое отношение к криптовалютной отрасли.
Министр экономики страны недавно сообщил, что хотел бы, чтобы Швейцария стала «крипто-государством», а госсекретарь Министерства финансов заявил: «Мы хотим, чтобы ICO процветали».
10 января Швейцария создала рабочую группу, нацеленную на «укрепление юридической определенности, поддержание единства финансового центра и обеспечение технологически-нейтрального регулирования криптовалют и ICO».
Венесуэла
Венесуэла не является крупной мировой экономикой и не отличается большим количеством криптовалютных инвесторов. Тем не менее, взгляды государства на криптовалюту заслуживают внимания, поскольку правительство страны во главе с президентом Николасом Мадуро (Nicolás Maduro) собирается обойти экономические санкции, выпустив собственную обеспеченную нефтью криптовалюту «petro».
В начале 2017 года Венесуэла была настроена на достаточно жесткие меры, поскольку в результате инфляции большая часть населения страны обратилась к использованию цифровых валют, оставив без внимания национальную валюту, венесуэльский боливар. В конце года правительство Мадуро также предпринимало попытки применить регулирование к сектору майнинга.
Выпуск собственной национальной криптовалюты может привести к тому, что Венесуэла станет одним из самых прогрессивных государств в отношении регулирования криптовалют (даже если это будет сделано только для дальнейшего использования petro).
Нигерия
В прошлом году наименее развитая в экономическом плане африканская страна пережила кризис, который привел к краху ее официальной валюты. Торговля биткоином в Нигерии набирает популярность, так как население все чаще обращается к криптовалюте.
В начале прошлого года Центральный банк Нигерии (CBN) собирался запретить цифровые валюты, однако затем заместитель директора банка отказался от первоначальной цели, заявив, что «Центральный банк не может контролировать или регулировать биткоин. Точно так же никто не может контролировать или регулировать интернет. Они нам не принадлежат». В 2017 году торговля биткоином в стране выросла в 15 раз.
В январе 2018 руководитель банка Эдвин Эмефиле (Edwin Emefiele) вновь заявил о необходимости регулирования: «Криптовалюты или биткоин аналогичны азартным играм…Будучи центральным банком, мы не можем поддерживать ситуации, в которых люди рискуют своими сбережениями ради «азарта».
Гана
Управляющий Банка Ганы Эрнест Эддисон (Ernest Addison) 22 января заявил, что «биткоин пока не является законным платежным средством». Несмотря на то, что в данный момент на рассмотрении парламента находится законопроект, разрешающий использование криптовалют, пока страна предпочитает считать биткоин и другие цифровые валюты незаконными. Заявлению Эддисона предшествовали рекомендации Инвестиционного банка Ганы Group Ndoum о том, чтобы Банк Ганы инвестировал 1% своих резервных фондов в биткоины.
Южная Африка
Отношение к криптовалютам Южноафриканской республики является относительно прогрессивным. В июле прошлого года правительство страны начало сотрудничать с блокчейн-компанией Bankymoon по созданию «сбалансированного» подхода к регулированию биткоина.
Источник