Замглавы Минэкономразвития: законопроект о регулировании криптовалют нужно дорабатывать
Савва Шипов в интервью ТАСС рассказал о том, какие замечания Минэкономразвития отправит Минфину в законопроект об урегулировании криптовалют и как законодательные ограничения помогут снизить издержки и упростить ведение бизнеса в новых сферах.
—
Минфин подготовил законопроект о регулировании криптовалют, вы говорили, что не во всем согласны с министерством. Подготовило ли Минэкономразвития отзыв на законопроект? Направило ли в Минфин свои предложения? В чем они заключаются? Что необходимо изменить?
— В целом мы поддерживаем необходимость регулирования оборота цифровых финансовых активов, однако считаем, что законопроект Минфина нужно еще обсуждать и дорабатывать. Главное замечание состоит в том, что в проекте Министерства финансов нет целостной модели регулирования цифровых финансовых активов. Не до конца понятно, какие цели преследует этот документ: создать конкурентоспособную юрисдикцию, просчитать и закрепить все сопутствующие обороту криптовалют риски или ограничить количество участников связанных с этим правоотношений. Аналогичная позиция была высказана на заседании Экспертного совета по законодательному обеспечению развития финансовых технологий при комитете Госдумы по финансовым рынкам.
Есть вопросы и к понятийному аппарату законопроекта. Даже те определения, которые поименованы, например "криптовалюта", "токен" или "электронный цифровой кошелек", не всегда корректно описывают сущность обозначаемых ими явлений. Отсутствует классификация видов криптовалют и токенов.
Если мы говорим о майнинге, то здесь следует в первую очередь разобраться, что мы подразумеваем под майнингом, так как не всякое описанное действие приводит к получению вознаграждения в виде криптовалюты. С другой стороны, необходимо урегулировать вопросы налогообложения в случаях, когда мы знаем о получении прибыли, а также установить требования к лицам, которые занимаются предпринимательской деятельностью с цифровыми финансовыми активами.
Основное внимание в законопроекте уделено регулированию выпуска и оборота токенов. В заложенной модели оборотоспособность цифровых финансовых активов ограничена, так как не позволяет их передачу третьим лицам, и соответственно, инвестор не может реализовать свое вложение. Мы предлагаем пересмотреть данные положения с целью расширения возможностей владельцев токенов распоряжаться приобретенными активами. Также мы хотим обсудить вопрос целесообразности ограничения по приобретению неквалифицированными инвесторами токенов на сумму не более 50 тыс. рублей в рамках одного выпуска. Каким образом будет обеспечено это ограничение на практике? Как должны соотноситься криптовалюта и рубль, 50 тыс. — сколько криптовалюты?
Официальный отзыв на законопроект мы подготовили, в ближайшее время он будет направлен в правительство. Однако стоит подчеркнуть, что документ будет рассматриваться фондом "Сколково", который является центром компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики, и профильной рабочей группой АНО "Цифровая экономика".
— Как относитесь к инициативе создать офшоры для торговли криптовалютами в России? Где их можно создать? Сколько? Если не надо, то почему?
— Термин "офшор" применительно к обсуждаемой сфере не очень удачен. Речь скорее должна идти о том, чтобы создать особые правовые рамки для оборота криптовалюты, которые, с одной стороны, позволили бы провести эксперимент, а с другой — не несли бы серьезных рисков для прав и интересов всех участников правоотношений и экономики страны в целом.
Этот эксперимент можно проводить в рамках так называемых правовых песочниц — особых правовых режимов, которые, пусть и на ограниченной территории, позволяют выходить за пределы стандартных законодательных рамок. Создание таких "правовых песочниц" предусмотрено отдельным поручением президента и планом по нормативному регулированию программы "Цифровая экономика". В качестве пилотных площадок для внедрения криптовалют можно использовать и уже действующие площадки с особыми правовыми режимами, например особые экономические зоны технико-внедренческого типа, где имеется необходимая инфраструктура, в том числе центры трансферта технологий, центры обработки данных, технопарки и административно-деловые центры.
— Как вы оцениваете, насколько реализация программы цифровой экономики поможет ускорить экономический рост? В какой перспективе?
— Первоочередная задача нормативного регулирования цифровой экономики — это снятие законодательных барьеров, которые препятствуют внедрению и использованию новых технологий в экономической деятельности. Это, например, расширение возможностей и способов аутентификации, разработка требований к электронным контрактам, снижение налогового бремени для бизнес-ангелов и многое другое. Так как эти предложения были даны бизнесом, а не придуманы органами власти, мы уверены, что в этих предложениях сформулированы главные болевые точки, которые мешают бизнесу развиваться в цифровой среде. Снятие законодательных ограничений поможет снизить издержки и упростить ведение бизнеса в тех новых сферах, которые развиваются слабо. Это, в свою очередь, положительно скажется на экономическом росте. О каких-либо точных экономических прогнозах и сроках пока говорить сложно, однако пакеты поправок в законодательство, которые предусмотрены планом по нормативному регулированию цифровой экономики, должны быть приняты уже в этом и следующем году.
Более того, программа "Цифровая экономика" окажет кумулятивный эффект, поскольку помимо подготовки законодательных пакетов предусмотрены и мероприятия по развитию инфраструктуры, технологических заделов, подготовке кадров и развитию компетенций.
— Поддерживает ли Минэкономразвития создание единого фонда для программы цифровой экономики? Когда он может быть создан? Какой объем?
— Реализация планов программы действительно предусматривает выделение бюджетных средств. Сейчас принято решение о том, что в основном эти средства будут выделяться из резервного фонда правительства. Все необходимые для этого процедуры для блока по нормативному регулированию уже находятся на стадии завершения. Мы надеемся, что средства будут выделены уже в марте, поэтому с точки зрения текущих задач программы создание отдельного фонда не требуется. Возможно, с появлением новых задач и направлений программы потребуются нестандартные бюджетные решения, в том числе создание специального фонда.
— Глава Минкомсвязи говорил, что переезд в "Москву-Сити" упростит работу над программой цифровой экономики. Согласны ли вы с ним? Будут ли после переезда объединены какие-то внутренние цифровые системы министерств? Будут ли объединены бэк-офисы? Какое количество людей планируется сократить?
— Эффект от переезда затронет не только программу "Цифровая экономика". За счет переезда в "Москву-Сити" в первую очередь улучшатся процессы внутреннего и межведомственного взаимодействия. Например, мы уже не сможем обеспечить бумажный документооборот "по старинке", в open space просто не будет такой возможности. Мы также получим возможность передачи на внешнее исполнение ряда общих обеспечивающих функций и повысим прозрачность работы государственных служащих. Новый формат работы позволит также придать новый импульс кооперации с коллегами и конструктивному обсуждению общих тем.
Источник