Элина Сидоренко: как инвесторам в ICO защититься от мошенников
Количество провальных проектов на криптовалютном рынке увеличится. По прогнозам экспертов, это произойдёт уже летом в результате массового обрушения уже завершившихся ICO. Как защитить себя от недобросовестных разработчиков, возможно ли обманутым инвесторам вернуть свои вложения и почему мошенников не привлекают к уголовной ответственности, рассказала руководитель рабочей группы Государственной Думы РФ по оценкам риска оборота криптовалют Элина Сидоренко.
Элина, увеличивается ли количество скамов или мошенническая активность сейчас находится в упадке?
Руководители большинства ICO-проектов, открытых в 2016-2017 годах, должны выполнить свои обязательства перед инвесторами в текущем году. На базе Центра цифровой экономики МГИМО мы проанализировали существующие ICO-проекты и пришли к выводу, что правовые нюансы составления договоров пользовательского соглашения и сам факт их наличия не позволяет нам говорить о том, что организаторы изначально имели желание эти проекты реализовать, тем самым выполнив свои обязательства перед инвесторами. Поэтому мы сейчас не наблюдаем большого количества скамов, массовое обрушение ICO ещё только предстоит. Я предполагаю, что оно произойдёт в начале лета.
Можно ли сказать то же самое о проектах, открытых в этом году?
Инфраструктура криптоэкономики развивается, изменяется и подход к созданию ICO. Мы видим попытки разработчиков принять во внимание ряд законодательных норм. Однако эти попытки носят псевдоправовой характер, потому что подобных норм сейчас на международном уровне не существует, а в большинстве государств мы ограничиваемся только отдельными рекомендациями финансового регулятора. По факту под каждым обязательством лежит только благородное честное слово разработчика.
С чем, на ваш взгляд, связан рост количества скамов?
Хитрые разработчики принимают деньги от инвесторов в криптовалютах, поэтому вопрос о том, можно ли причислить их действия к мошенническим, повисает воздухе. Поэтому мы можем дискредитировать силу правоохранительных органов и контроль государства за рынком цифровых денег одним лишь тем, что не сможем привлечь к ответственности большинство разработчиков, которые обманут своих инвесторов в начале лета.
В чем заключается главная причина успешности мошеннических ICO?
Основная причина появления скамов - психологическая. Люди испытывают жажду наживы. Хайп сократил у многих людей возможность рационально мыслить в погоне за высокими процентами, мошенники этим воспользовались. Существует интересная статистика: самыми жадными преступниками являются мошенники, самыми жадными потерпевшими тоже является мошенники. Потерпевший полагает, что именно он успеет вложиться и получить 1000% прибыли, в его мыслях и поступках нет рациональности.
Есть ли юридические причины?
Конечно. Первая причина - это наличие дыр в законодательстве в оценке смарт-контрактов. Ни в одной стране мира, кроме США, не определен судебный подход, а также подход законодателя к оценке умных контрактов. Поэтому инвестор не может защитить свои права в суде, если разработчики не выполнили перед ним обязательств.
Вторая причина - отсутствие понятия статусов токена и криптовалюты в российском законодательстве. До тех пор, пока в 128 статье Гражданского кодекса в перечне объектов гражданских прав не появятся эти понятия, мы не сможем вменить состав преступления человеку, который совершил кражу либо мошенничество в отношении токенов и криптовалюты. Любое хищение в российском праве сопряжено с хищением имущества или имущественных прав, в данном случае мы не видим ни того, ни другого. Тем временем количество преступлений, связанных с оборотом криптовалюты и токенов, увеличивается с каждым днём. Если раньше мы говорили всего о трёх или четырёх видах скамов, то сейчас говорим о двух десятках. Замечу, 99% скамов не попадают под действующее законодательство.
Какие виды мошенничества вы выделяете?
Самый примитивный вид скама - создание так называемых фишинговых сайтов. Он занимает минимум 60% от всех скамовых проектов. В этом случае инвестору нечего доказать, потому что мошенники апеллируют к третьей стороне, которую, как правило, невозможно установить.
Также распространена ситуация, когда происходит взлом сайта, а ответственность за это возлагается на одного из участников проекта. На днях этот вид скама произошёл на южно-корейской бирже.
Часто разработчики устанавливают сложную схему перечисления инвестору дивидендов. Тем временем в документах указано, что речь идёт не о краудфандинге, а о краудинвестинге, и деньги инвесторов поступают в благотворительный фонд.
Можно ли доверять инвестиционным фондам?
Существование недобросовестных инвестиционных площадок или фондов - самый страшный вид скама, на мой взгляд. В мире отсутствует регулирование деятельности, связанной с доверительным управлением криптоактивами. Постоянные разговоры о том, что на крипторынок будут допущены только квалифицированные инвесторы, создают благоприятную почву для дальнейшего развития подобных скамов. Если завтра создатели инвестиционных фондов захотят попрощаться с пользователями, не заплатив им ни гроша, они смогут безнаказанно это сделать.
Я готова заявить, что если завтра на законодательном уровне не примут механизмы сдерживания недобросовестных фондовых компаний, мы будем наблюдать ситуацию равную или даже хуже, чем в случае с МММ. Ещё раз подчеркну, что ни один фонд на территории России и большинство фондов в мире не имеет под собой надёжной системы гарантии в отношении инвесторов. Поэтому здесь, как ни в какой другом институте, инвестору остаётся надеяться только на честное имя и ясные глаза организаторов фонда.
Как понять, что перед нами мошенники?
Если разработчик обещает инвестору высокую прибыль, последнему следует задуматься, не скам ли перед ним. Также инвестор должен насторожиться, если разработчик торопит его принять решение или выставляет минимальную сумму входа в проект. Наконец, инвестору необходимо обратить внимание на отсутствие или наличие договорной основы. Если на сайте проекта не опубликованы пользовательское соглашение на доступном для инвестора языке, оферта с минимальными требованиями KYC и с некими установленными самим сайтом гарантиями, а также нет официального юридического заключения, есть все основания полагать, что перед нами мошенники.
К сожалению, пока инвесторы обращают внимание только на обещанные проценты и на тот короткий срок, в течение которого они должны принять решение.
Как людям заранее защитить себя от мошенничества?
Я не советую людям без юридического или экономического образования вступать на жидкую почву криптоэкономики до тех пор, пока в этой сфере нет законодательства. Если человек все же рассчитывает отыскать в тумане единорога и решает вложить деньги в тот или иной проект, ему следует заключить с разработчиком договор займа. Также ему необходимо собрать отзывы о проекте. Сейчас существует много криптосообществ, дискуссионных площадок, где в режиме онлайн можно оперативно получить информацию о любом ICO. Наконец, инвестору следует показать юристу документы, которые разработчик предлагает ему подписать.
Элина, каким должен быть алгоритм действий обманутого инвестора?
К сожалению, инвестору придётся смириться с потерей своих вложений. Из-за отсутствия правового регулирования криптоэкономики, ему будет сложно доказать в суде факт мошенничества.
Если в 128 статью Гражданского кодекса добавят понятие цифрового права, обманутый человек сможет обратиться в полицию или суд с заявлением о возбуждении уголовного дела. Замечу, в России действует понятие обратной силы закона. Поэтому привлечь к уголовной ответственности возможно будет только тех мошенников, которые проводили ICO после вступления в силу поправки.
Источник