Прогноз до конца года: дорогая нефть не вернётся
Вот уже 2 месяца мы наблюдаем, как нефть планомерно растрачивает стоимость, набранную в самом начале 2015 года. Прошлый год продемонстрировал трейдерам, что самое время – готовиться к новой экономической реальности, в которой место дорогой нефти уже не забронировано. Почему? Все просто: предложение растет, а мировая экономика слабеет, провоцируя снижение спроса. Ситуацию со спросом на сырьевые активы легко мог бы поправить Китай, но, судя по темпам экономического роста Поднебесной, ей сейчас не до проблем мировой экономики, – решить бы свои.
Почему же тогда не снижается предложение? Дело в том, что производители энергоресурсов довольно долго жили в условиях, когда цены на нефть, мягко говоря, зашкаливали. Стоимость нефти выше $100 за баррель позволила развернуть колоссальную инфраструктуру традиционного разведывания – полноценную машину сверх производства, остановить которую, просто отключив буровые, нельзя.
Высокие цены на нефть послужили мощным стимулом и для внедрения весьма дорогих производственных технологий, среди которых особое место отводится гидравлическому разрыву или сланцевому производству. В этом направлении бесспорным лидером остаются США, которые не только существенно повысили выработку углеводородов, но и составили серьезную конкуренцию странам ОПЕК. Признаться, нефтяному картелю пришлось изрядно понервничать за сохранность собственной доли энергетического бизнеса. Собственно, именно так и началось всем известное противостояние ОПЕК против сланцевого производства, победу в котором одержал Ближний Восток.
Несколько недель назад состоялось очередное заседание нефтяного конгломерата, посвященное оценке перспектив рынка энергоресурсов и пересмотру дневной квоты добычи. Как и ожидалось, картель принял решение сохранить прежние объемы производства на уровне 30 млн баррелей в сутки. Опираясь на комментарии официальных представителей, ОПЕК не хочет брать на себя единоличную ответственность за стабилизацию цен, поскольку любое снижение дневной добычи может быть чревато потерей доли рынка, чего они явно не допустят. Тем не менее, ОПЕК не очень-то охотно придерживается даже 30 млн квоты: если провести детальный анализ, сложив объемы производства отдельно взятых участников картеля (например, Саудовская Аравия нарастила добычу до 10,25 млн баррелей в сутки, а Ирак – до 3,85 млн), то совокупное предложение со стороны картеля уже достигает 31,5 млн баррелей в сутки.
Участники рынка ожидают возвращения и прежних объемов со стороны Ирана.
На текущий момент финансово-экономические санкции не позволяют ему поставлять на рынок более 1 млн баррелей в сутки. Как только ограничения будут сняты, Иран сразу же загрузит все производственные мощности уровня 2011 года и увеличит поставки до 4 млн баррелей. На этом фоне всемирный банк еще и пересматривает прогнозы роста мировой экономики с 3% до 2,8%. Другими словами, избыточное предложение нефти не находит соответствующего подкрепления со стороны спроса и вероятность того, что ситуация может измениться в ближайшее время, низка.
За первое полугодие 2015 года количество буровых в США существенно снизилось, однако, это практически никак не сказалось на объемах производства и добычи нефти. Кроме того, емкость нефтяного хранилища в г. Кушинг, штат Оклахома, практически достигла номинальных показателей, вследствие чего достижение баланса между спросом и предложением все более проблематично. Учитывая сказанное, мы предлагаем придерживаться торговой стратегии, направленной на сохранение коротких сделок по нефти марки «Brent» с целью падения актива ниже $50 за баррель.