Закладка головного корабля проекта 21180 получившего имя «Илья Муромец» состоится 23 апреля на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Как отмечают в Главном штабе Военно-морского флота, появление подобных кораблей обеспечит базирование и развертывание сил флота в ледовых условиях, а также буксирного обеспечения боевых кораблей.
По словам Сергея Шойгу, «постоянное военное присутствие в Арктике и возможность защиты государственных интересов средствами вооруженной борьбы рассматривается сегодня как составная часть общей политики обеспечения национальной безопасности». Это тезис Северный флот подтвердил 16 марта в ходе недавней внезапной проверки объявленной Верховным главнокомандующим Владимиром Путиным. Тогда по сигналу тревоги 38 тысяч военнослужащих, более 3-х тысяч единиц военной техники, 15 подводных лодок, 41 корабль и 110 самолетов, и вертолетов были развернуты в районах боевого применения на Северо-Западе России.
«В рамках учения отрядом боевых кораблей Северного флота совместно с судами Мурманского морского пароходства и ледоколами «Росатомфлота» осуществлена доставка личного состава и техники тактической группы на остров Котельный архипелага Новосибирские острова», - сообщил тогда Шойгу Путину. При этом он подчеркнул, что в районе архипелага проведены боевые стрельбы зенитным ракетным комплексом «Кинжал» с большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко». Кроме того, в рамках учения «впервые на остров Врангеля высажен тактический воздушный десант из состава 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ и 155-й отдельной бригады морской пехоты Тихоокеанского флота».
По итогам учений Шойгу заявлял, что в Арктике планируется в обозримом будущем создать специальное соединение патрульных кораблей ледового класса. Вспомогательных судов такого назначения у военных моряков никогда не было. Ледоколы строились лишь для гражданских ведомств. И для обеспечения интересов ВМФ привлекались эпизодически, что значительно сковывает оперативность применения основных сил флота. В современных условиях, перед патрульными соединениями кораблей ледового класса, стоит задача патрулирования прибрежной зоны, охраны объектов и территорий вдоль берегов северных морей и Северного Ледовитого океана, обеспечения прохода и сопровождения кораблей по Северному морскому пути, а также демонстрации военного присутствия в Арктике. На первом этапе, обеспечить это должны ледоколы проекта 21180.
В своем стремлении быть первыми, наши военные не одиноки. В прошлом году о желании создать целую флотилию боевых ледоколов заявила Канада. Командующий ВМС страны вице-адмирал Марк Норман заявил, что группа ледокольных патрульных кораблей поможет стране освоиться в Арктике и обеспечит там постоянное военное присутствие. Всего канадцы планируют получить 5 кораблей. Проекты кораблей будут основаны на норвежских патрульных кораблях-ледоколах типа «Свальбард». Стоимость программы оценивается в $ 3,2 млрд. Первый корабль будет построен к 2018 году, последний к 2022 году. Впрочем, критики данной программы заявляли, что патрульные корабли смогут пробиться не через все типы льда в отличие от полноценных ледоколов. Кроме того, их нельзя использовать для расчистки пути другим плавсредствам.
«Водоизмещение «Ильи Муромца» составит 6 тыс. тонн, у него новые принципы электродвижения и современная энергетическая установка, - сообщил о новом корабле глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. - Предполагается, что экипаж будет состоять из 32 человек, при этом автономность судна достигнет 60 суток, а дальность - 12 тыс миль. Ледокол будет способен преодолевать ледовое поле толщиной до 80 см».
«Главное «Ноу-Хау» российского военного ледокола - использование винторулевых колонок, - объяснил телеканалу ЗВЕЗДА один из разработчиков ледокола главный конструктор Центрального конструкторского бюро «Балтсудопроект» Андрей Обухов, их еще называют Азиподов (Azipod). - Каждая из них имеет мощность в 3,5 МВт. В традиционных двигательных системах двигатель находится внутри корпуса судна, и вращение передается на винт посредством промежуточных валов, иногда через редуктор. Azipod состоит из высокомоментного электродвигателя, расположенного в отдельном корпусе - поде. Гребной винт установлен непосредственно на валу электродвигателя, что позволило передавать вращающий момент с двигателя непосредственно на винт, минуя промежуточные валы или редукторы. Отказ от промежуточных элементов пропульсивной системы исключает потери энергии, возникающие в них при передаче вращательного движения с вала двигателя на винт».
Установка закреплена вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и может вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет получить лучшую маневренность судна как по курсу, так и по скорости по сравнению с обычными движительными установками. Применительно к ледоколам 21180 проекта это позволяет кораблям двигаться хоть носом, хоть кормой, хоть бортом. То есть выполнять маневры в тех условиях, когда корабль с обычной движетельной системой давно бы встал на месте.
Проект 21180 первый в России именно с такой компоновкой. По словам Обухова, винторулевые колонки применяются и на других новых ледоколах проекта 21900 типа «Москва» и «Санкт-Петербург», но там двигатели установлены в самом корпусе корабля, а вращательная энергия передается на установленные в колонках винты по средствам валов. На «Илье Муромце» двигатели непосредственно вынесены за корпус судна.
«Это новое и весьма инновационное решение, - говорит конструктор, в отношении него есть свои опасения. - Например, что во время проводки в винторулевую колонку может забиться лет, что приведет к выходу из строя двигателей. Зато такая компоновка значительно уменьшает расход топлива из-за отсутствия дополнительных передающих усилия механизмов. В любом случае, необходимо искать новые решения иначе не будет прогресса. И в этом плане корабли проекта 21180 в своем роде новое слово в отечественном судостроении».
К слову, Azipod - одно из главных достоинств больших десантных вертолетоносцев типа «Мистраль», которое так долго превозносилось, как нечто фантастическое, недоступное российской промышленности. В Крыловском государственном научном центре - организации без экспертной оценки которой, сегодня не строиться ни один корабль в стране, телеканалу ЗВЕЗДА сообщили, что применение подобных движительных устройств норма для современного кораблестроения. Особенно, когда речь идет кораблях и судах специального назначения. Кроме маневренности, такое техническое решение сокращает объём машинного отделения, повышая грузовместимость, а так же дает возможность создавать более комфортные условия проживания экипажа из-за увеличения количества и размеров внутренних помещений корабля.
«К современным ледоколам сегодня предъявляется значительно больше требований, чем к аналогичным судам раньше, - объяснил телеканалу ЗВЕЗДА главный конструктор Центрального конструкторского бюро «Балтсудопроект» Андрей Обухов, прежде всего это многофункциональные суда. - Ледокол должен не только ломать лет, осуществлять проводку кораблей, но и выполнять вспомогательные функции: выполнять спасательные, инженерные работы, доставлять грузы. То есть современный ледокол это автономный - многофункциональный комплекс решающий большое количество задач».
Если посмотреть на изображение «Ильи Муромца», то в носовой части у него расположена вертолетная площадка, в кормовой части - подъемный кран. Все это, как отмечает Обухов, требования многопрофильности судна этого класса. «Корабль сам в состоянии вести погрузочно-разгрузочные работы, - говорит конструктор. - То есть кроме непосредственно ледокольных функций, быть еще и судном снабжения».
В ближайшее время ВМФ планирует получить не менее 4-х ледоколов проекта 21180. В перспективе, Крыловский центр готов предложить флоту и концептуально новый проект ледокола будущего. Проект носит условное название - «Ледокол Лидер». мощность его энергетической установки будет 110 МВт. А ледопроходимость составит до 3,5 м. По словам конструкторов, это обеспечит Военно-морскому флоту круглогодичную навигацию по Северному морскому пути вне зависимости от характера складывающейся ледовой обстановки.