Минфин РФ введет профильное законодательство для Форекс
«Своя рубаха» ближе Форексу
Минфин России до конца года обещает ввести профильное законодательство для рынка Форекс, что станет первой такой попыткой на постсоветском пространстве. Появление нормативной базы способно как послужить толчком в развитии данного сегмента финансового рынка, так и стать барьером на его пути. Если учесть, что большинство форекс-брокеров, активно представленных в Беларуси, имеют российское происхождение, формирование законодательной базы у наших соседей может затронуть интересы отечественных трейдеров.
Законодательные инициативы — на стадии активного обсуждения, а потому ни одна из сторон процесса — чиновники Минфина РФ, представители форекс-брокеров, банковских и иных финансовых учреждений не берутся сказать с уверенностью, какими они будут в деталях. Известны лишь пожелания и стремления в данном вопросе.
С идеей разработать отраслевое законодательство для внебиржевого, внебанковского рынка Форекс два года назад выступили сами брокерские компании, в частности, Форекс Клуб, Альпари, Телетрейд, Адмирал-Юмис. Создание четкой правовой основы представлялось как шаг в сторону здоровой конкуренции, унифицированных правил ведения этого бизнеса и большей защиты трейдеров, чьи ряды только в России, по некоторым оценкам, выросли до 400 тыс. человек.
В своих рекомендациях, направленных в адрес Минфина России, сообщество операторов рынка Форекс взяло за основу опыт регулирования в США, Великобритании и ЕС. Предлагается, в частности, урегулировать правила рекламы, сделав обязательным уведомление о рисках, связанных с торговлей финансовыми инструментами, определить требования к достаточности капитала брокерских компаний и ограничить верхний предел кредитного плеча при трейдинге на уровне 1:100. В числе инициатив также закрепить принцип сальдирования в определении налогооблагаемой базы. Это значит, что если в ходе торговли на Форексе прибыль по всем прибыльным сделкам трейдера составила, к примеру, 1000 USD, а убыток по убыточным — 500 USD, то налог должен удерживаться с 500, а не с 1000 USD. Пока и в России, и в Беларуси то, с какой суммы будет взиматься налог, зависит не от нормы законодательства, а от умения выстроить аргументированную беседу с налоговым инспектором.
В департаменте финансовой политики Минфина РФ среди прочих ставят цель приучить капитал Форекса к российской юрисдикции. Пока брокерские компании предпочитают размещать средства трейдеров в иностранных банках, в т.ч. в оффшорных зонах. Однако есть риск, что введение каких-либо радикальных законодательных ограничений в этом вопросе только усилит отток капитала за рубеж. Налаженные схемы обеспечивают удобство и скорость транзакций, а также являются средством улучшения торговых условий, в частности, позволяют снизить торговые спреды. Это один из ключевых факторов конкурентоспособности, и создание неких специальных условий для российских брокеров поставит их в заведомо проигрышное положение по отношению к конкурентам из третьих стран. Вслед за этим может последовать массовый отток капитала трейдеров постсоветского пространства на торговые счета брокерских компаний ЕС, Великобритании, США и других регионов. Едва ли это является целью российского Минфина.
Как своеобразный компромисс, стартовал проект по развитию торговли фьючерсными контрактами через Биржу «Санкт-Петербург», к которому уже присоединились 7 российских форекс-брокеров. Есть и первые количественные достижения: за период с 3 января по 10 апреля 2012 г. объем операций с кросс-курсами валют в рамках проекта FX+ составил 3,07 млрд. USD, что в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2011 г. Правда, если учесть, что при торговле используется достаточно большое кредитное плечо, объем реальных средств трейдеров, оборачиваемых через этот сервис, в разы меньше.
По словам директора по корпоративным отношениям ГК FOREX CLUB Ильи Волкова, проект FX+ до конца года должен быть трансформирован в более привычный для Форекса внебиржевой формат. Это связано как с меняющимися в сфере организованных торгов требованиями российского законодательства, так и с внебиржевой природой самих форекс-операций.
Поговаривают, что принятие не самого благоприятного законодательства может быть пролоббировано операторами фондового рынка, рассматривающими Форекс как конкурирующую финансовую сферу. Однако И.Волков подобные разговоры считает не более чем устаревшим стереотипом. Его личное общение с «фондовиками» подтверждает то, что у представителей двух финансовых отраслей одинаковые цели. К тому же инструменты фондового и валютного рынков все чаще перекликаются и дополняют друг друга в продуктовых линейках биржевых и форекс-брокеров, что скорее свидетельствует о единстве, а не о разности интересов.
Оптимистичен в части будущего законодательства финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб. «Попытка регулирования — это не инициатива законодателя, с ней настойчиво выступают сами брокеры, которые хотели бы более цивилизованной формы работы, — отмечает он. — Не стоит задача срочно написать закон и что-то запретить. Идут консультации, вырабатываются общие подходы. Думаю, резких и неожиданных шагов, скорее всего, не будет».
Зато есть надежда, что с формированием профильного законодательства трейдеры, в т.ч. белорусские, получат большую степень защиты от недобросовестных брокеров. Отстоять свои интересы в хозяйственном суде России для белорусов куда реальней, чем в судах Британии или Штатов. В то же время, по мнению брокеров, преждевременно пока разрабатывать специальное законодательство Форекс в нашей республике — в Беларуси не зафиксированы сколь-либо значимые конфликты между участниками этого рынка, к тому же сначала разумней было бы просто понаблюдать за опытом соседней России.
Алесь Герасименко, заведующий сектором экономической политики "Экономическая газета" (Беларусь)