Греческий балаган вряд ли скоро закончится
Избавление от долга в будущем может стать укоренившейся особенностью европейской политики. Несмотря на все неопровержимые доказательства того, что Греция не имеет практически никаких шансов погасить быстро растущие долги, похоже, что европейские чиновники согласятся выделить новые деньги своему измученному южному соседу, а также облегчить условия кредитного плана.
Вчерашние новости лишь подчеркнули безграничность и сложность бюджетных проблем Греции. Хотя государственные расходы упали на 0.9% за первый квартал этого года, налоговые поступления упали на 9.2%. Несмотря на сокращение зарплат в государственном секторе, выросшие налоги и другие сокращения расходов, Греция закончила 2010 года с дефицитом бюджета более 10% от ВВП и соотношение долг/ВВП составляет 143%.
По сути, европейские политики считают, что предоставление стране краткосрочной помощи обойдется дешевле, чем открытие рискованного и потенциально опасного ящика Пандоры в случае, если стране придется объявить дефолт в полном объеме или заняться реструктуризацией. В конце третьего квартала прошлого года, греческие банки хранили около 70 миллиардов долларов греческих государственных бондов на своих счетах. Если заставлять эти банки списать долги, скажем, на 50%, они обанкротятся. Греческие вкладчики вряд ли получат большую часть своих денег обратно. Хотя правительство и взяло на себя обязательство застраховать депозиты до 100.000 евро, у него слишком мало средств, чтобы выполнить это обещание даже в контексте основных банков. Без преувеличения, наступил бы экономический хаос.
Европейские банки вложили в Грецию 237 миллиардов долларов, из которых 72 миллиарда в виде греческих государственных облигаций и в кредитах для частного сектора. В случае 50% стрижки государственных греческих облигаций, объем этих бондов должен был бы быть списан соответственно (в настоящее время, большая часть считается по номинальной цене, несмотря на то, что рыночная цена была существенно ниже). Из этих 237 миллиардов, участие французских банков составляет около 100 миллиардов, в то время как немецких всего чуть выше 70 миллиардов долларов
Сами по себе, эти данные достаточно значительны, но с течением времени ситуация будет меняться. Вопрос в том, как Ирландия и Португалия будет реагировать, если в Греции будет проходить реструктуризация такого масштаба. Воздействие европейских банков на Ирландию существенно выше и составляет примерно 650 миллиардов долларов, где немецкая доля составляет 215 миллиардов, Британии – 237 миллиардов и Франции – 82 миллиарда.
Тогда возникает вопрос, как все это влияет на ЕЦБ, который удерживает приличное количество токсичных греческих и ирландских долгов, занял греческим и ирландским банкам много денег, придерживаясь своей роли кредитора последней инстанции. Если Греция и Ирландия объявят о дефолте, резервы ЕЦБ исчезнут, что приведет либо к огромной и дорогостоящей рекапитализации остальной части еврозоны, либо ЕЦБ придется печатать деньги.
Греция получит новые деньги. Условия новых кредитов будут облегчены, но Германии и остальной части северной Европы нужно будет получить какие-либо уступки от Греции, чтобы предотвратить политический провал у себя внутри страны. И лучше бы эти уступки были существенными. Толерантность к спасению стран со стороны Германии и Финляндии практически иссякла.