Центральный Банк России - как враг России
Банк России превратился в филиал ФРС США и инструмент внешнего управления экономикой России. ЦБ осознанно сводит всю денежно-кредитную политику к операциям валютного обменника и реализует колониальную политику "валютного правления". Поддерживая дефицит денег в экономике и ограничивая эмиссию рубля он целенаправленно душит отечественную экономику.
Политика Банка России давно вызывает серьезную озабоченность как в экспертном сообществе, так и в деловых кругах страны. Несмотря на многочисленную критику и рекомендации со стороны российских учёных, экспертов и представителей реального сектора экономики, Центробанк РФ продолжает реализовывать противоречащую интересам отечественной экономики денежно-кредитную политику.
Реализуемая на протяжении последних лет денежно-кредитная и эмиссионная политика Банка России искусственно душит развитие отечественной экономики, уничтожает остатки наукоёмких производств, консервирует технологическую отсталость и
закрепляет за Россией статус "сырьевой колонии" и рынка сбыта для транснационального капитала. Руководство Центрального Банка России свело всю полноту денежно-кредитной политики ключевого экономического института к функциям валютного обменника, превратив Банк России в филиал ФРС США.
Целенаправленный отказ от исполнения обязанностей кредитора последней инстанции и института рефинансирования экономики провоцируют невозможность построения самодостаточной национальной инвестиционно-банковской системы. Реализуемая Банком России колониальная денежно-кредитная политика "валютного правления" провоцирует дальнейшую деградацию и примитивизацию экономики, а также утрату финансово-экономического суверенитета России. Привязка эмиссии рубля к притоку иностранной валюты поддерживает нехватку денежных ресурсов в экономике и инвестиционный кризис в несырьевых секторах промышленности.
1. БАНК РОССИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО СТАЛКИВАЕТ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ В КРИЗИС
Совет директоров ЦБ РФ 18 сентября текущего года вопреки многочисленным просьбам деловых кругов и, прежде всего, представителей обрабатывающей промышленности, ужесточил денежно-кредитную политику и повысил ставку рефинансирования на 0,25% - до 8,5%. А на очередном заседании 5 октября оставил её без пересмотра, хотя открыто признал существенное замедление производственной и инвестиционной активности в российской экономике и немонетарный характер инфляции.
Ужесточение денежно-кредитной политики со стороны Банка России происходит на фоне скатывания мировой экономики в рецессию и еще более стремительного затухания экономической активности в России. Вместо оказания поддержки отечественным товаропроизводителям, финансирования модернизации и кредитования экономики ЦБ РФ борется за привлечение и удержание глобального спекулятивного капитала.
Одновременно с этим Центробанки США, ЕС, стран БРИКС и динамично развивающихся индустриальных стран активным образом смягчают денежно-кредитную политику и оказывают дополнительную поддержку отечественным товаропроизводителям в условиях разрастания кризисных явлений в мировой экономике. Нарастание глобальной конкуренции за доступ на рынки сбыта и установление контроля над природными ресурсами лишь усиливается по мере охлаждения мировой экономики.
Аналогичные действия Банка России по повышению базовой ставки рефинансирования с 11 до 13% в августе-декабре 2008г. на фоне закрытия внешних рынков капитала и перманентной нехватки доступных кредитных ресурсов внутри страны спровоцировали формирование острого кризиса ликвидности и многократно усилили глубину падения экономики, промышленности и инвестиций.
Из-за отказа рефинансировать отечественную экономику и финансовую систему денежное предложение в России обвалилось на 12% в разгар кризиса зимой 2008-2009гг. Столь масштабного обвала денежного предложения, спровоцированного привязкой эмиссии рубля и ликвидности в банковском секторе к притоку иностранной валюты и кредитов, не наблюдалось даже во время дефолта 1998г.
Однако даже столь масштабный обвал денежного предложения зимой 2008г. не сопровождался замедлением темпов роста инфляции, что в очередной раз убедительно подтвердило ошибочность и пагубность действий Банка России по борьбе с инфляцией путём сжатия денежного предложения. Темпы инфляции только по официальным данным Росстата по итогам 2008г. подскочили до 13,3% (11,9% годом ранее), а дефлятор ВВП достиг рекордных 18% (13,7% годом ранее).
При этом ставка по краткосрочным кредитам на межбанковском рынке для крупнейших банков подскочила с 3,5-4% летом 2008г. до 24-28% в ноябре-декабре 2008г. Бездумное ужесточение денежно-кредитной политики накануне и в разгар глобального финансового кризиса спровоцировало паралич российского банковского сектора и поставило на грань краха всю финансовую систему. Одновременно с этим только по официальным данным Банк России ставки по кредитам крупным заёмщикам выросли с 11% в июне 2008г. до 17,1% в январе 2009г, а рынок банковского кредитования для малого и среднего бизнеса оказался закрыт.
Закономерным результатом политики борьбы за приток горячего спекулятивного капитала вместо оказания поддержки отечественным товаропроизводителям и рефинансирования экономики стал беспрецедентный по своим масштабам обвал производственной и инвестиционной активности. Российская деиндустриализированная "экономика трубы" обвалилась сильнее всех как в группе G-8, так и в G-20, БРИКС и странах-нефтеэкспортёрах. Бесконтрольно выделявшиеся госбанкам 6,5 трлн. рублей вместо кредитования экономики были направлены на финансовые спекуляции и утекли на валютный рынок спровоцировав 50% обесценение рубля по отношению к американскому доллару на фоне падения ЗВР на 200 млрд. долл.
В разгар кризиса, в январе-марте 2009г., ВВП России падал на 11,5-12% промышленное производство сокращалось на 17%, обрабатывающие производства сократили выпуск продукции на 25,5%, капитальные вложения в основные фонды упали на 23%, а производство целого ряда высокотехнологичной продукции (легковых и грузовых автомобилей, авиационной техники, приборов, станков и оборудования) обвалилось на 65-80%. В настоящий момент Банк России осознанно наступает на те же грабли, искусственно расширяя кризис ликвидности и провоцируя спад в не сырьевых секторах экономики.
Уже сегодня можно говорить о кризисном состоянии российской "экономики трубы". В марте-апреле, а также июне и августе текущего года Росстат и МЭР зафиксировали помесячное снижение промышленного производства и ВВП. В августе зафиксирован помесячный спад выпуска продукции в промышленном секторе на 0,4% на фоне ускоренного спада в обрабатывающих производствах на 0,5-0,7%. В целом же годовые темпы роста обрабатывающих производств сжались с 11,8% в 2010г. до 6,8% в 2011г. и менее 4,5% по итогам 1-го полугодия 2012г. В сентябре годовой прирост обрабатывающей промышленности едва дотянул до 3,3%, а по итогам октября и вовсе составил менее 3%, что в 2,5-3 раза ниже средних темпов в докризисный период 2003-2007гг. (8,7-9,5%).
Годовые темпы роста российской экономики замедлились с 4,3% в 2010-2011г. и 4% в 1-м полугодии текущего года до 2,8% по итогам августа и 2,5% в сентябре. В июле текущего года, по данным МЭР, и вовсе зафиксирован спад на 0,2% по отношению к предыдущему месяцу.
Падение темпов роста российской экономики с 4,3-4,9% в начале текущего года до 2,2-2,4% по итогам 2012г. свидетельствует не просто об охлаждении экономической активности, а о радикальном ухудшении ситуации. До аналогичных отметок (3,2-3,4%) понижены прогнозы по росту российской экономики в 2012г. со стороны МФВ, Всемирного Банка и ЮНКТАД.
Одновременно с этим темпы роста промышленного производства сжались с 4,7% по итогам 2011г. до 2,8% в январе-октябре и едва заметных 1,8% по итогам октября. Тогда как прирост грузооборота коммерческого транспорта замедлился с 3,4% в 2011г. до 1,8% по итогам первых 10-ти месяцев текущего года, а по итогам октября и вовсе была зафиксирована нулевая динамика. Объём выполненных работ в строительном секторе после роста на 5,1% в 2011г. обвалился на 2,7% в 3-м квартале текущего года, в результате чего прирост по итогам января-октября 2012г. едва дотянул до 2,3%. Темпы роста ввода в действие новых жилых домов сжались с 6,6% в 2011г. до менее чем 3,8% в январе-октябре текущего года.
Дело дошло до того, что Министерство экономики России устами министра Андрея Белоусова и замминистра Андрея Клепача были вынуждены признать закат "экономики трубы". По мнению высокопоставленных чиновников, при сохранении нынешних приоритетов макроэкономической политики российская экономика сможет расти темпами не более 1,5-2% в год. Тогда как сам МЭР признаёт, что для выполнения предвыборных обещаний президента Путина и финансирования социальных расходов российская экономика должна расти темпами не менее 4,5%.
В 2005г. лучшие российские макроэкономисты и учёные РАН пришли к выводу, что в условиях чудовищной имущественной поляризации общества, тотальной коррупции и упадка несырьевых секторов экономики для поддержания социально-политической стабильности российская экономика должна расти темпами не менее 5,5% в год. Этих темпов роста ВВП в России не наблюдалось аж с 2008г.
Не стоит удивляться взрывному росту социального недовольства и гражданских протестов - поступающие в страну "нефтедоллары" перестают доходить до 70% населения с доходами менее 20 тыс. рублей. Тогда как коррупционные поборы, произвол монополий, безудержное удорожание ГСМ и всплеск цен на продовольствие продолжают бить по карману всё большего числа российских граждан.
2. РУКОВОДСТВО БАНКА РОССИИ НЕ БОРЕТСЯ С БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМ БЕГСТВОМ КАПИТАЛА
Руководство ЦБ РФ уже 4,5 года последовательно закрывает глаза на катастрофические объёмы вывоза капитала из России и утверждает, что постоянно усиливающийся вывоз активов за рубеж носит кратковременный и конъюнктурный характер, не имеющий под собой фундаментальных предпосылок. Только за период с 2008 по сентябрь 2012г. чистый вывоз капитала из России превысил 362,6 млрд. долл., что превышает 20,2% ВВП и размер федерального бюджета России в 2011г. С учётом чистого изменения валютных резервов (34,9 млрд. долл.) за последние 4 года из России было вывезено более 397,5 млрд. долл.
Вопреки широко распространённому в СМИ мифу, из России бежит не столько "горячий" спекулятивный капитал, сколько производительный капитал в виде кредитов и прямых капитальных вложений. Без которых невозможно обеспечить модернизацию отечественной экономики, технологическое перевооружение производственной базы и решение проблем аварийного состояния базовой инфраструктуры - ЖКХ, электроэнергетики, транспортной системы и т.д.
Совершенно непонятно, о каком привлечении иностранного капитала может идти речь со стороны российских чиновников в условиях, когда отечественный капитал ускоренными темпами и в беспрецедентных масштабах утекает за рубеж.
Как показывает опыт, львиная доля притекающего в Россию капитала вообще не имеет никакого отношения к широко разрекламированной в СМИ "модернизации" и "трансферту технологий". Удельный вес кредитов и займов в структуре притока иностранных инвестиций подскочил с 58,2% в 2000г. до 73,5% в 2007г. и свыше 89,9% по итогам 2011г. Доля прямых иностранных инвестиций за период 2000-2011гг. сжалась с 40,4% до 9,6%,
что наглядно свидетельствует о масштабах втягивания России в долговую кабалу перед иностранными кредиторами и деградации инвестиционного потенциала.
3. ОТСУТСТВИЕ БОРЬБЫ С УСИЛИВАЮЩИМСЯ НЕЗАКОННЫМ ВЫВОЗОМ КАПИТАЛА
На протяжении 2007-2011гг. ежегодный объём незаконного вывоза капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности (невозврат экспортной выручки, непоступление товаров и услуг в счёт импортных контрактов, незаконные финансовые операции и т.д.) варьируется в диапазоне 30-40 млрд. долл. При этом ежегодные потери российской экономики в размере от 850 млрд. до 1,3 трлн. рублей не вызывают совершенно никакой реакции со стороны Центробанка РФ и прочих контролирующих органов.
По официальным данным Банка России за период с 2008г. по сентябрь 2012г. совокупный объём незаконного вывоза капитала из России достиг 154,9 млрд. долл., а вывоз откровенно криминальных активов коррумпированными чиновниками, естественными монополиями и сырьевыми олигархами превысил 44,1 млрд. долл. Всего же за период с 2000г. по сентябрь 2012г. согласно данным Банка России незаконный вывоз капитала из России превысил 394,4 млрд. долл., что эквивалентно размеру годового бюджета или 22% ВВП России в 2011г.
За неполные 5 лет из России, только по официальным данным ЦБ РФ, незаконным образом было вывезено порядка 200 млрд. долл., что эквивалентно 11,2% ВВП и 50% федерального бюджета России в 2012г. На эти средства можно было в 3 раза нарастить расходы государства на науку, образование, здравоохранение, культуру, спорт, национальную экономики и ЖКХ. И на 5 лет закрыть вопрос с финансированием неуклонного возрастающего дефицита Пенсионного фонда России.
Источник: 3rm.info