Всего три месяца назад президент США Барак Обама подписал бюджетный план, в котором подразумевалось повышение потолка госдолга с $18,15 трлн до $19,6 трлн. Казалось, что вновь повышать потолок придется уже новому президенту, но долг растет слишком быстро.
Согласно последним данным за январь общая задолженность США уже превысила $19 трлн.
Это означает, что если по состоянию на 31 декабря американский ВВП вырос на 1,2% от своего прежнего уровня в $18,12 трлн, то отношение общего долга к ВВП сейчас превышает 105% и, судя по всему, он будет расти дальше.
Кроме того, получается, что с момента инаугурации в январе 2009 г., когда Барак Обама стал президентом, долг США вырос на 78,9%, или на $8,4 трлн.
Когда Обама занял кресло главы государства, долг составлял всего $10,6 трлн.
Показательно, что Бюджетное управление Конгресса США прогнозирует рост государственного долга до $22,6 трлн в 2020 г., а к 2026 г. он увеличится до $29,3 трлн.
Судя по динамике роста американского долга, предел будет достигнут достаточно быстро, хотя, с большой вероятностью, повышать потолок придется уже новому президенту, который будет избран в ноябре 2016 г.
В любом случае это будет техническое решение, потому что с 70-х гг. прошлого века этот показатель всегда рос. Каждый президент, будь он республиканец или демократ, подписывал соответствующий законопроект.
История вопроса
Предыдущие кризисы вокруг лимита американского долга, которые произошли в 2011 и 2013 гг., уже привели к довольно серьезным негативным последствиям.
Помимо утраты наивысшего кредитного рейтинга по версии одного из ведущих мировых рейтинговых агентств (Standard & Poor's) в 2011 г., а также фактической остановки работы американского правительства и прямых экономических потерь в 2013 г., в обоих случаях проблемы в США привели к заметному всплеску волатильности на долговых и фондовых рынках.
При этом в целом повторяющийся политико-бюджетный кризис в виде неспособности правительства США сбалансировать свои доходы и расходы без увеличения лимита госдолга, осложненный политическими разногласиями в конгрессе, стал фактором риска не только для США, но и для мировой экономики.
Увеличение госдолга сейчас выгодно всем, как это было последние 45 лет. Беспрецедентный рост долговой нагрузки – это результат политики республиканцев и демократов. Политики могут бесконечно обвинять друг друга, требовать уступок и преференций для согласования законопроекта, но никто из них не будет требовать отмены повышения лимита госдолга.
Реальный госдолг США
Бывший глава Счетной палаты США (Government Accountability Office) в конце 2015 г. заявил, что реальный долг США приближается к $65 трлн, что почти в 3 раза превышает официальные цифры.
Дэйв Уолкер, который возглавлял Счетную палату США при Билле Клинтоне и Джордже Буше, сказал, что если прибавить к официальным данным необеспеченные обязательства страны, то реальное значение госдолга будет просто феноменальным.
"Если вы добавите около $18,5 трлн необеспеченных гражданских и военных пенсий, пенсий по здоровью, добавите недофинансированные расходы по социальных обязательствам, Medicare, все различные обязательства, то госдолг составит около $65 трлн и он автоматически растет из-за отсутствия реформ", - заявил Уолкер.
По его словам, растущий долг затрудняет способность правительства осуществлять внутренние и внешнеполитические инициативы.
"Если вы не поддерживаете экономику сильной, то есть в состоянии, когда она генерирует новые рабочие места и возможности, вы не будете сильным на международном уровне с учетом внешней политики, вы не сможете инвестировать в национальную оборону и национальную безопасность, и в конечном итоге вы не сможете поддерживать социальное обеспечение", - добавил он.
Уолкер считает, что американцы "теряют связь с реальностью", когда дело доходит до расходов. Он призвал демократов и республиканцев отложить "партизанскую политику", чтобы собраться вместе и решить проблему.
"Вы можете быть демократом, вы можете быть республиканцем, вы можете быть беспартийным, вы можете быть всем, кем хотите, но ваша обязанность - приносить пользу стране, а не партии, и мы должны решить некоторые крупные проблемы, которые у нас есть", - сказал он.
Можно сколько угодно критиковать подобные прогнозы и расчеты, но человек, в ведении которого долгое время находились все государственные расходы США, который проверял их соответствие фискальным целям, заслуживает внимания.
Особенно большая проблема заключается в дефиците пенсионной системы. В прошлом месяце Moody’s сообщило, что 25 крупнейших пенсионных фондов не получают достаточного финансирования, дефицит оценивается в $2 трлн.
Об этом говорят и в Goldman. Пенсионные взносы сейчас ниже, чем необходимо для стабилизации или снижения необеспеченных обязательств. Кроме проблем со взносами по пенсионными планам, в некоторых случаях сами штаты нарушают правила, даже не финансируя свои фонды на минимальные суммы. Так, например, в течение последних нескольких лет Нью-Джерси в среднем вносил лишь около 40% ожидаемых сумм.
Сейчас вводятся новые правила, которые должны изменить ситуацию. Но если государственные и местные органы власти вынуждены будут выделять больше ресурсов на эти обязательства, то влияние на состояние местных бюджетов будет усиливаться.
В общей сложности расходы на пенсионные взносы правительства должны вырасти на $100 млрд в год, то есть на около 0,6% ВВП. То есть по каким-то статьям необходимо снизить расходы на аналогичную сумму.