Fierce
VIP-участник
Отрицательная доходность и беспокойство о дефолте
http://www.vestifinance.ru/articles/66965
На недавно завершившемся Всемирном экономическом форуме в Давосе много говорили о неравенстве имущественного положения: разрыв между теми, кто имеет богатство, и теми, кто его не имеет. Рынок корпоративных облигаций в настоящее время демонстрирует похожее разделение: между теми, кто имеет доходность, и теми, кто ее не имеет.
Согласно данным Bank of America Merrill Lynch (BAML) европейские корпоративные облигации на сумму примерно в 65 млрд евро ($71 млрд) торгуются с отрицательной доходностью; другими словами, инвесторы, имеющие эти бумаги, теряют деньги. При этом ставки, по которым эмитенты низкокачественных, или "мусорных", облигаций выплачивают проценты, стремительно растут вверх.
Спред (надбавка к проценту ставки государственных займов), которую выплачивают эмитенты "мусорных" облигаций, увеличился почти на 3,5 п. п. с марта прошлого года. Разрыв сегодня почти такой же, как во время кризиса евро в 2011 г., хотя наполовину меньше, чем после коллапса Lehman Brothers в 2008 г.
Как бы это не выглядело странным, но движения рынка - часть одного и того же тренда. Как показали январские колебания фондового рынка, инвесторы сильно встревожены и ищут безопасные инструменты.
Некоторые эмитенты корпоративных облигаций, такие как, например швейцарский производитель продуктов питания Nestlé, воспринимаются как чрезвычайно безопасные. В связи с тем, что швейцарские государственные облигации (даже с десятилетним погашением) имеют отрицательную доходность, неудивительно, что облигации Nestlé попадают в ту же группу.
Точно так же инвесторы готовы смириться с отрицательной доходностью германских и голландских государственных облигаций с двухлетним и пятилетним погашением. Лучше понести небольшие потери при их наличии в портфеле, чем рисковать более значительными убытками от покупки "мусорных" облигаций, по которым могут объявить дефолт.
Как показывает опыт, средняя ставка возврата при дефолте необеспеченных долговых обязательств составляет всего 40 центов за доллар. Учитывая столь высокий риск, инвесторы требуют повышенную доходность по "мусорным" облигациям, отмечает британский журнал The Economist.
Доля "мусорных" облигаций, подпадающих под категорию "высокорисковых" (или имеющих доходность на 10 п. п. выше, чем у казначейских облигаций), достигла 29,6% по сравнению с 13,5% год назад. Это самая высокий процент с 2009 г., утверждает S&P.
Неудивительно, что на фоне обвала цен на энергоносители на нефтегазовый сектор приходится наибольшая доля высокорисковых эмитентов (около 30% от общего количества). Процент невозврата по кредитам (2,77%) увеличился почти в два раза с минимального показателя 2014 г. (хотя он все еще ниже среднеисторического уровня в 4,3%).
Специалист по кредитной стратегии Citigroup Мэт Кинг уверен, что причина резких колебаний - снижение поддержки финансовых рынков со стороны центральных банков. В течение нескольких лет Федеральный резерв США и Банк Англии использовали количественное смягчение (QE) для снижения доходности государственных облигаций, что подталкивало инвесторов покупать более рисковые активы, включая акции и корпоративные облигации. Оба регулятора остановили эту программу, ФРС также повысила процентную ставку.
И хотя ЕЦБ и Банк Японии все еще продолжают скупать облигации, их усилия нивелируются масштабной продажей со стороны центральных банков развивающихся стран, в том числе Китая. Резкое снижение покупки активов глобальными центральными банками произошло прошлым летом (совпав с другим обвалом на рынке); последняя статистка указывает на то, что они вновь это сделали.
На этом фоне инвесторы чрезвычайно остро воспринимают плохие новости. Падение цен на сырьевом рынке и замедление развивающих экономик - два неблагоприятных фактора; в этих двух секторах и был рост, указывает Кинг.
Инвесторы в корпоративные облигации также обратили внимание, что прогнозы прибыли в последние месяцы были пересмотрены в сторону понижения в каждом секторе американской экономики. "Когда монетарное стимулирование рынков не соответствует соответствующим улучшениям в реальной экономике, нас ждет неизбежная коррекция", - заключает Кинг.
Больше всего рынок корпоративных облигаций интересует следующее: как долго продолжатся распродажи? Согласно данным BAML инвесторы в высокодоходные облигации вывели около $4,9 млрд за последние семь недель - эквивалент 5% от всех находящихся в управлении активов.
Вывод средств заставляет управляющих фондами продавать облигации, что увеличивает потери для остальных инвесторов и стимулирует дополнительный вывод средств.
Распродажи остановятся, если доходность поднимется до уровня, который будет привлекательным для долгосрочных инвесторов (пенсионные фонды и страховые компании). Но для того чтобы эти инвесторы открыли свои кошельки, необходимы хорошие новости.
http://www.vestifinance.ru/articles/66965