Участники рынка
Грубо FOREX делится на маркетмейкеров, трейдеров (от физ. лиц до юр. лиц - хэджфонды, инвестбанки), агрегаторов, ECN и брокеров. Есть также еще праймы, клиринги и т.д., но это наиболее удаленные от трейдинга участники.
Основная ливидность исходит от банков, далее по вкладу идут крупные хэджфонды с инвестбанками, и, наконец, небольшие трейдеры, которые выходят на рынок от имени брокеров, пользующихся технологиями агрегаторов и ECN.
Банки являются маркетмейкерами. И по своей банкирской природе наиболее жадные. У них есть несколько фидов (котирований). Маркетмейкинг - определенные ценообразующие алгоритмы + ручной риск-менеджмент. Ручной риск-менеджмент, в частности, занимается анализом торговли различных клиентов и принятием решений, кому какой фид (котирование, исполнение) предоставлять. Т.е. банки своим клиентам дают различные фиды, которые могут различаться вплоть до откровенного арбитража между собой. Это куховарство на высшем уровне, такова модель маркетмейкинга, которая, кстати, абсолютно рыночная при децентрализованности самого рынка, коим является FOREX.
На начальном этапе банки дают завлекающий фид с отличными ценами и исполнением. На таком фиде ваш слив - это профит банка. Если вы зарабатываете, фид поменяют - цены и исполнение будут хуже. Там уже ваши позиции не держатся полностью в себе, а частично распределяются между другими участниками рынка. Если же вы на замечательном фиде торгуете сверхприбыльно сразу и риск-менеджеры не смогли это быстро (неделя-другая) распознать, то банк попадает в хороший минус и начинает высказывать свои недовольства первому агрегатору в цепочке вас соединяющей. Дальше - тот следующему. И так может дойти прямо до вас. Т.е. вы можете создать проблемы не только банку, но и всей цепочке.
Задача алгоритмического отдела банка выдоить как можно больше денег из других участников рынка. Понятно, что в конце-концов все участники рынка прямо или косвенно имеют торговые счета в нескольких крупнейших ММ-банках мира. Эти банки обладают огромной статистической базой по торговым особенностям очень существенного среза рынка FOREX. И алгоритмические отделы на основании разрабатываемых ими же мат. моделей, примененных к этой инсайдерской информации, разрабатывают свои алгоритмы ценообразования. Они полностью допускают возможность заработка некоторыми участниками рынка. Но главный показатель их результативности - разница между сливающими и зарабатывающими.
Сами ММ-банки между собой конкурируют, так что какой-то однозначной монополии и согласованности между главными инсайдерами нет.
Есть ликвидность от других участников рынка - трейдеры. Поэтому профит трейдера - не обязательно убыток маркетмейкера. Не нужно думать, что все хэджфонды и инвестбанки суперпрофи в своем деле. Это далеко не так. И, как правило, это больше хороший маркетинг по привлечению инвесторов и небольшая команда трейдеров, не отличающихся какимми-то сверхспособностями в торговле. Они и являются основным мясом для банков. Но есть и исключения - очень сильные, а на FOREX это только алгоритмическая торговля, участники. Это те самые, которых могут терпеть банки, но которых значительно меньше мяса.
Практически все брокеры покупают сторонние агрегаторские технологии (такие, как Integral, Currenex и т.д.). Платят разработчикам этих решений они частью комиссии со своего оборота. Эти агрегаторы, конечно же, позволяют куховарить. И этим пользуются с удовольствием институциональные брокеры, среди которых практически нет действующих по прозрачной схеме. Также почти все они работают через прайм-схемы.
Такие брокеры тоже падки до жадности. Как правило, они делают маркапы (ухудшения) по ценам и что-то в этом роде. Если вы видите подобное, то будьте уверены, что это не банк, а кто-то из цепочки решил таким тупым образом подзаработать. Но не все риск-менеджеры в институциональных брокерах настолько глупы, они задействуют также похожие схемы с различными фидами, как это делают банки.
Агрегация позволяет существенно улучшать торговые условия, заставляя те же банки давать конкурентные цены и не иметь возможности проявлять тупо свою наглость. Агрегаторы также агрегируются другими агрегаторами и т.д. Если кто-то наглеет, то его цены становятся хуже, и оборот, идущий на него, уменьшается. Поэтому поварам требует балансировть между своей жадностью и конкурентностью.
Также существуют несколько площадок не только с STP-агрегацией, но и со своей ECN. Там можно получать ликвидность не только от банков, но и от других участников рынка. Чем больше такая ликвидность, тем лучше для трейдера. Т.к. это потенциальный беспроблемный профит - чистая ликвидность.
Желательно торговать с брокером, у которого имеется независимый от прайм-схем свой (не сторонний) агрегатор + своя ECN, при этом все делается прозрачно. Институциональные брокеры не пытаются что-то менять, работать по прозрачной схеме и развиваться. Они живут сегодняшним днем, получая свой стабильный, но не растущий профит.
Прозрачная своя агрегация + ECN позволяют в перспективе внести в рынок чистую конкуренцию через централизацию разрозненных участников рынка. Т.е. уменьшить влияние манипулиционных составляющих и добавить возможности к заработку.
P.S. Одним из врагов правильной агрегации являются фантомные цены, которые ухудшают исполение. Правильный анализ по их выявлению - большая работа. Чем больше LP в агрегаторе, тем выше вероятность нарываться на фантомов, но и растет вероятность реальной конкуренции. С фантомами лучше всего борятся свои ECN, поэтому желательно всегда добавлять своей ликвидности через лимитные заявки в ECN/STP брокерах. Фантомы могут создаваться HFT-участниками рынка даже в вашем ECN/STP. Борьба с ними (пока еще их нет) - алгоритмический трейдинг через HFT-API.
P.P.S. Банки и другие крупные участники рынка не торгуют только FOREX. Они рассматривают единый Рынок, как объединение всех рынков мира. Поэтому собственный слив по FOREX может быть вообще обдуманным, т.к. на других рынках может быть компенсируемый профит. Это нормальное перераспределение капитала между рынками.
P.P.P.S. Крупная агрегация позволяет размазывать трейдинг между большим количеством LP, что существенно усложняет им возможность идентифицировать профитный трейдинг. И чем больше клиентов торгуют через агрегатор, тем еще сильнее профитный трейдинг маскируется в его общем потоке.