Вопрос: Интересная тема, которую мы пока еще не обсуждали, – это регулирование рынка форекс, валютного рынка и все, что с этим связано. Представители форекс-компаний уже несколько лет говорят о том, что закон о регулировании вот-вот вступит в силу. И вот, наконец, с начала этого года он вступает в силу и теперь должен регулировать участников рынка форекс. Какие здесь ключевые требования, на что стоит обратить внимание и как изменится рынок?
С. Швецов: Прежде всего рынок форекс в России представлен не только форекс-дилерами, но и самой Московской биржей. На Московской бирже физические лица уже активно торгуют, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Если говорить о форекс-дилерах, то закон презюмирует лицензирование этой деятельности и создание саморегулируемой организации, которая устанавливала бы правила продажи этих инструментов непосредственно физическим лицам.
При этом закон вводит определенные ограничения на рекламу такого рода финансовых продуктов, исключая из этой рекламы некие посылы, которые потребителей вводят в заблуждение и помогают, скажем так, недобросовестным форекс-дилерам использовать население в качество своих клиентов. Закон предполагает наличие капитала у форекс-дилеров и ограничивает эту деятельность как эксклюзивную, для того чтобы форекс-дилеры не давали кредиты своим клиентам, чтобы те не могли проиграть больше, чем они вносят в качестве маржи при открытии позиций.
Закон фактически вступил в силу, но пока ни одна компания не имеет права проводить такую деятельность, потому что саморегулируемая организация (СРО) не создана. Банк России не получил заявку на создание подобной СРО, не утверждены и не разработаны соответствующие стандарты, поэтому некая пауза в этой деятельности. До 1 января этого года деятельность форекс-дилеров была не регламентирована, и они предоставляли такие услуги. Сейчас они это делать не могут. После того как будет создана СРО и будут разработаны и утверждены стандарты в легальном поле, форекс-дилеры начнут свою деятельность. Поэтому сегодня единственная законная альтернатива для работы на этом рынке – это работа на Московской бирже.
Вопрос: Какова величина этой проблемы, каков объем рынка форекс в целом? Сколько компаний было, сколько останется, на ваш взгляд? Какое количество является правильным для текущего состояния рынка?
С. Швецов: Это зависит от дефиниции. Если мы говорим об объеме валютно-обменных операций во всем мире, то это триллионы долларов.
Если мы говорим о специфической услуге, которая оказывается физическим лицам по принятию рисков на разнице курсов между различными валютами, я не думаю, что этот рынок большой. Он носит маргинальный характер, и в значительной степени он ближе к казино, нежели к реальному финансовому рынку
По оценкам в России около 200 тысяч человек в разные периоды времени участвовали в этих операциях. Примерно три месяца живет счет у таких компаний. То есть за три месяца в среднем человек проигрывает все свои деньги, причем при более агрессивных настройках это может быть один месяц, при менее агрессивных – четыре месяца.
Так что в целом мы рассматриваем эту деятельность как один из способов Остапа Бендера забрать легальным способом деньги у граждан Российской Федерации.
Вопрос: Кто теперь станет главным бенефициаром этого закона? Какие компании получат выгоду от этого: крупные российские инвесткомпании или будут легализованы какие-либо крупные игроки, которые действовали вне рамок этого правового поля, потому что не было данного законодательства и они как раз будут мэйджорами?
С. Швецов: До настоящего времени закон не имеет экстерриториального принципа. Соответственно он регулирует исключительно российские юридические лица, которые будут предоставлять эту услугу. Те лица, которые получат лицензию и будут соблюдать правила, они будут работать в легальном правовом поле. Те лица, которые будут действовать вопреки этому закону, – их деятельность будет носить незаконный характер и будет тем или иным образом пресекаться.
Сейчас в России на международном уровне ведется дискуссия между регуляторами относительно регулирования таких сервисов, которые предоставляются населению через границу, то есть иностранными компаниями, но пока эта дискуссия не завершена и, как я уже сказал, закон распространяется только в отношении российских юридических лиц.
Вопрос: Вы наверняка мониторили опыт западного регулирования и обустройство этой индустрии. Что интересного вы почерпнули там, что, возможно, стоит перенести сюда? Возможно, что-то работает не очень хорошо там, и вы это учли и сделали по-другому?
С. Швецов: Опыт регулирования очень разнообразный. От прямых запретов в значительной части юрисдикций такого рода сервисы разрешены исключительно в отношении квалифицированных инвесторов, имеющих достаточно знаний и денег, для того чтобы нанимать консультантов, проводя эти операции.
Есть опыт Австралии, где закон уже носит экстерриториальный характер и позволяет регулировать эту услугу, если доступ к ней осуществляется с австралийского IP-адреса. Мы смотрим и на этот опыт, он очень интересен. Мы ищем правовые механизмы по ограничению недобросовестного предоставления подобных услуг иностранными компаниями для российских граждан. Но пока мы находимся в процессе разработки методологии и юридических схем.
Вопрос: А много стран, где это вообще запрещено?
С. Швецов: На развитых рынках такого запрета нет. В большинстве развивающихся стран такие услуги запрещены как не способствующие формированию доверия на финансовом рынке и отбирающие деньги у населения, которое не в состоянии самостоятельно оценить риски.
Я бы сказал, ситуация здесь очень похожа на казино. У нас в стране казино тоже ограничены действием определенных игорных зон. В целом этот бизнес запрещен в Российской Федерации, за неким исключением.
Потому что услуга казино и услуга форекс-дилера – в значительной степени они похожи. Эта деятельность ничего не дает российскому финансовому рынку и росту экономики. Но какие-то юридические лица хотят на этом зарабатывать и в рамках правового поля имеют право это делать.
Для гражданина, если он сознательно покупает адреналин, – окей! Но большинство людей, к сожалению, приобретают мечту, потому что при продаже этой услуги продавец ориентирует их на высокую доходность, не рассказывая о таких рисках, которые сопровождают использование данного трейдинга. Люди хотят малой кровью решить свои проблемы, покупая мечту. Но, как вы знаете, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Поэтому большинство людей в течение трех месяцев расстаются со своими деньгами.
Вопрос: Что вообще простой гражданин, который пытается с этим соблазном справиться, должен знать, после того как этот закон вступает в силу, пусть даже и не до конца, пока не все еще регулирующие нормы введены?
С. Швецов: Я бы разделил проблему гражданина на две части: это проблема понимания продукта и проблема понимания тех рисков, которые он принимает на себя, работая с тем или иным форекс-дилером. Значительная часть жалоб, которые мы получаем от граждан, связана не с тем, что они проиграли свои деньги, потому что курс пошел не в ту сторону, а она связана с тем, что форекс-дилеры не выполняют свои договорные обязательства: задерживают возврат денег; предоставляют информацию о позициях, которые физическое лицо вообще не открывало; закрывают позиции без согласия физического лица. То есть то, что, в принципе, закон позволяет избежать, если регулятор получает регулируемую компанию в качестве объекта надзора.
Поскольку сегодня ни одна компания не имеет права предоставлять эти услуги, получить эту услугу можно, как я уже говорил, на Московской бирже. Но риски те же самые. Я бы хотел пояснить, что, открывая позиции на бирже или открывая позиции через форекс-дилера, суть продукта не меняется. Меняются риски, связанные с нарушением договорных обязательств.
Сегодня очень много компаний предоставляют именно офшорную услугу. В связи с тем, что они прекратили деятельность в РФ, они своим клиентам предлагают переписать договора и обратиться за подобной услугой в офшорные компании. Здесь нужно понимать, что никакой защиты со стороны Центрального банка РФ наши граждане получить не смогут, потому что мы не регулируем иностранные компании.
Более того, в тех юрисдикциях, где зарегистрированы эти иностранные компании, регулятор их тоже не регулирует, потому что они осуществляют офшорный бизнес. Возникает патовая ситуация: вы доверяете свои деньги непонятно кому, по каким правилам открывают и закрывают компании свои позиции – неизвестно. Подобная деятельность носит крайне рискованный характер. Вступление закона в силу, появление местных провайдеров данных услуг снизит эти риски, хотя не изменит суть продукта.