Россия опережает США по количеству поставленных на экспорт истребителей в 2008-2011
ЦАМТО. Россия опережает США по количеству поставленных на экспорт истребителей в 2008-2011 гг. и сохранит лидерство в 2012-2015 гг.
Россия занимает первое место по количественному параметру в рейтинге крупнейших мировых поставщиков новых истребителей по периоду 2008-2015 гг. (369 машин на сумму 16,54 млрд дол).
В первый 4-летний период (2008-2011 гг.), по оценке ЦАМТО, на экспорт было поставлено 198 самолетов на сумму 8,33 млрд дол, во втором 4-летнем периоде (2012-2015 гг.) текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке, переговоры по которым продолжаются, составляет 171 истребитель на сумму 8,21 млрд дол.
Россия является лидером в этом сегменте рынка по количественному параметру в обоих 4-летних периодах. По стоимостному параметру Россия занимает второе место после США по периоду 2008-2011 гг., 2012-2015 гг. и в целом по 2008-2015 гг.
В то же время, для сохранения своих позиций в период с 2016 года и далее России необходимы новые контракты. Имеющихся на текущий момент контрактов и намерений по прямой поставке для сохранения лидирующих позиций будет недостаточно. С 2016 года и далее будет постепенно возрастать количество F-35, поставляемых на экспорт по уже заключенным контрактам. Россия не участвует в ряде крупных тендеров на поставку истребителей, основные поставки по которым придутся на 2016 год и далее (в частности, это тендер ВВС Южной Кореи). Решения по тендерам, где не принимает участие Россия, должны также принять такие станы как Бразилия, Дания, ОАЭ, Кувейт. Крупной программой, где Россия примет участие, является тендер ВВС Малайзии. Определиться с закупкой в рамках международных тендеров должны также ВВС Болгарии, Сербии, Филиппин, Хорватии и ряда других стран.
Начальные поставки истребителей «Рафаль» для ВВС Индии начнутся в 2015 году, а с 2016 года темп поставок существенно возрастет. То есть Россия в ближайшие два-три года за счет новых контрактов должна решить проблему сохранения своих позиций на период с 2016 года и далее.
В целом, по оценке ЦАМТО, в предстоящий 4-летний период (2012-2015 гг.) объем продаж новых многоцелевых истребителей составит 548 ед. на сумму 35,77 млрд дол в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам.
В прошедший 4-летний период (2008-2011 гг.) в мире было поставлено на экспорт или произведено по лицензии 520 новых самолетов на сумму 30,18 млрд дол.
В процентном отношении рост экспортных поставок новых истребителей в 2012-2015 гг. по сравнению с 2008-2011 гг. составит 5,38% в количественном выражении и 18,52% – в стоимостном.
В 2008-2011 гг. средняя потребность в современных многоцелевых истребителях на международном рынке составила 130 машин в год. В следующем периоде ежегодный спрос возрастет до 137 ед.
Второе место по количественному параметру по периоду 2008-2015 гг. с небольшим отставанием от России занимают Соединенные Штаты (324 истребителя на сумму 28,96 млрд дол). По стоимостному параметру США уверенно занимают первое место.
В 2008-2011 гг. на экспорт было поставлено 185 самолетов стоимостью 14,65 млрд дол, на период 2012-2015 гг. прогнозируемый объем поставок на текущий момент оценивается в 139 новых машин на сумму 14,31 млрд дол. Спад показателей по 2012-2015 гг. связан с задержкой производства истребителей F-35 «Лайтнинг-2» и переносом сроков закупки этих самолетов многими участниками программы. Тем не менее, на текущий момент США имеют самый крупный пакет заказов на период с 2016 года и далее.
Третье место по периоду 2008-2015 гг. по количественному параметру, в основном за счет поставок Пакистану истребителей JF-17 «Тандер», занимает Китай (179 машин на сумму 3,37 млрд дол). В первый 4-летний период на экспорт было поставлено 67 самолетов на сумму 1,29 млрд дол, во втором 4-летнем периоде объем поставок существенно возрастет и составит не менее 112 ед. на сумму 2,1 млрд дол. Следует отметить, что по стоимостному параметру по периоду 2008-2015 гг. Китай уступает США, России, Великобритании и Швеции.
Четвертое место в рейтинге по количественному параметру занимает Великобритания (95 истребителей на сумму 10,32 млрд дол. В 2008-2011 гг. Великобритания обеспечила себе портфель заказов лицензионным производством в Индии самолетов «Ягуар» и началом поставок истребителей EF-2000 «Тайфун» Австрии и Саудовской Аравии (всего 47 самолетов на сумму 4,41 млрд дол). Во втором 4-летнем периоде основные поставки будут обеспечены производством истребителей EF-2000 «Тайфун» для Саудовской Аравии. Всего в этот период на экспорт планируется поставить 48 машин на сумму 5,91 млрд дол.
Пятое место с истребителем JAS-39 «Грипен» занимает Швеция (49 машин на сумму 3,94 млрд дол). В первый 4-летний период на экспорт в ЮАР и Таиланд было поставлено 23 самолета на сумму 1,5 млрд дол. Во втором 4-летнем периоде объем поставок оценивается в 26 машин на сумму 1,44 млрд дол в случае, если Швейцария не откажется от выбора JAS-39 в пользу французского «Рафаль».
Шестое место с первым экспортным заказом на истребители «Рафаль» для ВВС Индии занимает Франция. Пока Франция занимает только шестую позицию в рейтинге, поскольку в рассматриваемый период планируются только начальные поставки по этому контракту (6 машин в 2015 году на сумму 786 млн дол, расчет из общей стоимости контракта). Дальнейшие экспортные перспективы истребителя «Рафаль» компания «Дассо» связывает с Бразилией, ОАЭ и Кувейтом.
По категории «тендер», результаты которых пока не подведены, планируется закупка 46 новых многоцелевых истребителей на сумму 2,045 млрд дол с поставкой в 2014-2015 гг., что существенно не скажется на положении в рейтинге ведущих мировых экспортеров истребителей по периоду 2012-2015 гг.
При подсчете рынка новых истребителей учтены поставки только новых машин по уже заключенным контрактам, лицензионные программы, а также планируемые поставки по заявленным программам, переговоры по которым находятся на продвинутой стадии обсуждения (то есть те программы, по которым уже можно просчитать приблизительный график поставок). В расчет по всем мировым экспортерам истребителей включены только экспортные заказы (лицензионные программы), поставки на внутренний рынок не учитываются. Не учитываются также поставки самолетов из состава ВС стран-экспортеров и экспортные программы по модернизации.
Полный отчет по мировому рынку новых многоцелевых истребителей по периоду 2008-2015 гг. будет опубликован в журнале «Мировая торговля оружием»