«Вертолеты России» запускают программу создания беспилотников http://sdelanounas.ru/blogs/?id=69
«Вертолеты России» получили около 5 млрд рублей на разработку трех типов беспилотников. Еще столько же требуется на расширение модельного ряда к 2020 году. Госхолдинг обладает технологической базой, но разработки пока не запущены в производство, замечают источники в отрасли.
Минобороны выбрало холдинг «Вертолеты России» основным разработчиком дронов — беспилотных аппаратов вертолетного типа, рассказали «Газете.Ru» три источника в отрасли.
По словам одного из них, объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по беспилотной тематике «Вертолетов России» в рамках гособоронзаказа достиг 5 млрд рублей.
«Опытно-конструкторские работы по созданию беспилотного самолета в зависимости от массы и тактико-технических характеристик стоит от 500 млн до 1 млрд рублей. По вертолетам разработки сложнее, по цене они примерно на 30% дороже, — поясняет источник. — 1,3 млрд рублей за ОКР по беспилотнику массой около 200 кг — адекватная цена».
«Вертолеты России» получили бюджетное финансирование по трем проектам. В дальнейшем модельный ряд может быть увеличен до пяти аппаратов, знают источники.
По заказу Минобороны холдинг разрабатывает беспилотник малой дальности стартовой массой 300 кг (полезная нагрузка до 100 кг) — проект Ка-135 (ранее проходил как проект «Роллер»). Опытные образцы должны быть созданы к 2015 году.
Зарубежный аналог и конкурент на российском рынке — Camcopter S-100 австрийской фирмы Schiebel; сборка S-100 для российских пограничников уже налажена компанией «Горизонт» в Ростове-на-Дону.
Другая разработка в рамках гособоронзаказа — тяжелый (взлетной массой до 3 тонн) беспилотный вертолет с рабочим названием «Альбатрос». Он может быть использован как ударный или транспортный.
Опытный образец должен появиться в 2017 году.
В конце 2011 года «Вертолеты России» получил третий военный заказ — на опытно-конструкторские работы по модульному беспилотному вертолету типа Ка-175 взлетной массой 700 кг с радиусом действия до 300 км.
Изначально по этому направлению «Вертолеты России» продвигали аппарат «Коршун» ОКБ «Ротор», но после изменений требований заказчика ставка была сделана на новый проект ОАО «Камов».
Конкурентом проекта источники «Газеты.Ru» называют беспилотный вертолет БПВ-500 петербургское НПО «Радар ММС», но заказчик предпочел камовский вариант (в «Радаре ММС» от комментариев на эту тему отказались).
Выбор «Вертолетов России» как основного разработчика беспилотных вертолетов для нужд Минобороны источники «Газеты.Ru» называют логичным. «Это большой государственный холдинг с сильной базой — и интеллектуальной, и производственной, — говорит собеседник „Газеты.Ru“ в отрасли. — Осенью на беспилотную тематику были мобилизованы значительные ресурсы».
Другой источник скептичен: «Беспилотников „Вертолетов России“ пока никто на рынке не видел, не было ни одной поставки — ни по открытым, ни по закрытым контрактам».
И участие государства в капитале компании не является решающим фактором в выборе поставщика, убеждает источник, напоминая, что ОКР ценой около 2 млрд рублей на беспилотник самолетного типа массой до 1 тонны получила частная компания «Транзас», а НИР стоимостью в 1 млрд рублей по беспилотному самолету массой до 5 тонн — ОКБ «Сокол».
Обе компании не принадлежат государству.
Один из участников тендера — РСК МИГ, входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию, — подал иск о признании недействительным размещение этого госзаказа.
Первоначально Минобороны закупило партию беспилотников в Израиле для ознакомления с технологиями и опытом применения дронов.
Руководитель дирекции беспилотных программ «Вертолетов России» Геннадий Бебешко от комментариев отказался, сославшись на «засекреченность программы». «Холдинг „Вертолеты России“ традиционно не раскрывает параметры заключенных контрактов, включая контракты по линии Министерства обороны», — пояснил пресс-секретарь холдинга Роман Кириллов.
Нормативную документацию по проекту «Вертолетов России» будет готовить центр экспертизы и сертификации авиационных тренажеров Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Там не смогли оперативно прокомментировать свое участие в этом проекте.
Инвестпрограмму до 2020 года для реализации всего модельного ряда в «Вертолетах России» оценивают в сумму около 10 млрд рублей, следует из презентации госхолдинга, имеющейся в распоряжении «Газеты.Ru».
По расчетам холдинга, потребность мирового рынка в беспилотных вертолетах к 2025 году составит около 7 тыс. аппаратов, российского — около 750 аппаратов, в том числе 350 для силовых ведомств России и 250 для компаний топливно-энергетического комплекса.
Гражданские пользователи пока не проявили открытого интереса к разработкам госхолдинга.
Представитель «ЛУКойла» Дмитрий Долгов пояснил: «Предложений по беспилотникам поступало огромное количество, в том числе из-за рубежа, но мы не видим ни экономической, ни производственной целесообразности в использовании такого рода девайсов». ТНК-ВР анонсировала создание парка беспилотных летательных аппаратов для контроля за Самотлорским месторождением, но их для компании создают в Центре космических исследований в подмосковном Королеве. О похожем проекте говорили и в нефтесервисном подразделении «ЧТПЗ-Римера».
Российские компании предпочитают беспилотники самолетного типа — они дешевле и, как правило, вполне удовлетворяют требованиям заказчика. Массово беспилотную авиацию в гражданском секторе в России пока не используют.
«Традиционно в мире военные являются основными заказчиками беспилотных систем, в том числе вертолетного типа, — говорит главный редактор интернет-портала „Беспилотная авиация“ (uav.ru) Денис Федутинов. — В США существует несколько беспилотников достаточно крупного класса, которые уже используются в вооруженных силах».
«Опыт, наработанный отечественными специалистами еще в советские годы при разработке беспилотных систем, постепенно девальвируется, — считает Федутинов. — Но очевидно, что компаниям-разработчикам невозможно осилить создание линейки БЛА вертолетного типа без финансовой поддержки со стороны заказчика в лице Министерства обороны».