Маркетмейкеры и маркеттейкеры криптовалютного рынка, кто формирует ликвидность криптовалюты

  • Автор темы Автор темы NSerega
  • Дата начала Дата начала

NSerega

Администратор
Говоря о криптовалютах, чаще всего упоминают их стоимость. Однако она не формируется случайным образом. Торговля криптоактивами является сложным процессом, важную роль в котором играют маркетмейкеры и маркеттейкеры.

Ликвидность криптовалют

Ликвидность – это свойство, характеризующее доступность и простоту покупки той или иной криптовалюты. Когда ликвидность является высокой, наблюдается большое количество игроков: мейкеров и тейкеров, которые готовы участвовать в процессе. А значит, разница между стоимостью покупки продажи, так называемый спрэд, не очень большая. Если ликвидность низкая, то любая сделка может привести к значительному скачку цены. Это объясняется тем, что спрэд в таких условиях значительно больше.

Характеристика актива как ликвидного или неликвидного указывает на то, насколько легко его продать. Унция золота — это очень ликвидный актив, потому что ее можно легко и быстро обменять на деньги. А вот золотой унитаз, к сожалению, крайне неликвидный актив. Хотя он и мог бы украсить чей-нибудь санузел, в реальности мало кто будет заинтересован в таком приобретении.

Близкая (но немного отличающаяся) концепция — это рыночная ликвидность. Ликвидным называется рынок, на котором можно легко покупать и продавать активы по справедливой цене. На таком рынке наблюдается высокий спрос на покупку активов и много предложений на продажу.

От чего зависит ликвидность

Во-первых, торговый объем. Он представляет собой не что иное, как общее количество сделок на продажу и покупку, выраженную в денежном выражении. Естественно, торговый объем крупных криптовалют, например, биткоина, намного превосходит таковой у условно 50-ой по капитализации.

Собственно, из первого пункта следует второй – популярность цифровых активов. Не секрет, что биткоин – самая популярная криптовалюта. Эфир – второй. И так далее. Естественно, на них будет больший спрос, и именно с ними инвесторы станут наиболее активно проводить сделки.

Во-вторых, количество бирж. Понятно, что крупнейшие криптовалюты (топ-10) торгуются везде. А вот с более мелкими по капитализации монетами уже могут возникнуть трудности: площадку для торговли придется подбирать тщательно, так как не везде доступен необходимый вам токен.

В-третьих – глубина рынка. Показатель демонстрирует количество ордеров (заявок) на покупку и продажу, доступных в конкретный момент времени. Чем их больше, тем выше ликвидность. Именно выставлением и исполнением ордеров и занимаются маркетмейкеры и маркеттейкеры.

При высоком уровне торговой активности интересы покупателей и продавцов совпадают где-то посередине: самый дешевый ордер на продажу (аск-цена) будет равен самому дорогому ордеру на покупку (бид-цене). В результате разница между самым высоким предложением и самым низким спросом будет небольшой (узкой). Эта разница называется спредом между спросом и предложением.

Неликвидный рынок, в свою очередь, не обладает ни одним из этих свойств. Здесь могут возникнуть проблемы с продажей актива по справедливой цене, потому что на него не будет достаточно спроса. Как следствие, на неликвидных рынках часто наблюдается большой спред между спросом и предложением.

Кто такие маркетмейкеры

Обычно рыночная стоимость актива на бирже рассчитывается с помощью книги ордеров, в которой собраны все предложения на покупку и продажу. Например, трейдер отправляет следующий запрос: купить 1 BTC по цене 70000 долларов США. Этот запрос добавляется в книгу ордеров и исполняется в момент достижения указанной цены, то есть 70000 долларов США.

Книга ордеров — это список текущих открытых ордеров на покупку или продажу актива, упорядоченных по цене.

Мейкер-ордер (Post Only, только размещение), как в примере выше, необходимо добавлять в книгу ордеров, тем самым заранее объявляя о своих намерениях. В этом случае вы выступаете в роли мейкера, создавая спрос на рынке. Биржу можно представить как продуктовый магазин, который взимает плату за размещение товаров на полках — таким же образом биржа взимает комиссию за размещение ордеров.

Обычно роль маркет-мейкеров исполняют крупные трейдеры и организации (например, специализирующихся на высокочастотном трейдинге). Мелкие трейдеры также могут становится мейкерами, размещая определенные типы ордеров, которые исполняются спустя время.

Помните, что использование лимитного ордера не гарантирует, что ордер превратится в мейкер-ордер. Если вы хотите убедиться, что ордер попадет в книгу ордеров до его исполнения, при размещении выберите «Post only», то есть «Только размещение».

Кто такие маркеттейкеры

Если продолжить аналогию с магазином, товары выставляются на полках, чтобы кто-то их купил. Этот кто-то и есть тейкер. Однако товары здесь — это не консервы, а предоставленная ликвидность.

Получается, при размещении предложения в книге ордеров вы повышаете ликвидность биржи, тем самым облегчая другим пользователям покупку или продажу. Тейкер, в свою очередь, немного уменьшает ликвидность, размещая рыночный ордер — запрос на покупку или продажу по текущей рыночной цене. В этом случае существующие ордера в книге ордеров немедленно исполняются.

Тейкером можно быть при размещении рыночного ордера на криптовалютной торговой бирже. Также можно выступать тейкером за счет лимитных ордеров: исполняя чужие ордера, трейдер всегда действует в роли тейкера.

Биржевые условия для маркетмейкеров и маркеттейкеров

Многие биржи получают прибыль от комиссий за торговые операции между пользователями. Каждый раз, когда ордер создается и выполняется, трейдер платит небольшую сумму в виде комиссии. Ее размер отличается на разных биржах, а также может варьироваться в зависимости от размера сделки и роли в ней.

Чаща всего платформы делают поблажки маркетмейкерам, так как именно они создают ликвидность и, по сути, саму торговлю конкретным криптоактивом. В то же время маркеттейкером может выступить обычный рыночный участник, который захочет купить криптовалюту. Есть также варианты, когда пониженные комиссии вводятся для конкретных инструментов. Опять же, бирж много, и каждая может использовать свои собственные модели при определении размера платежей за транзакции.

Вывод

Мейкеры создают ордера и ожидают их выполнения, а тейкеры их исполняют. Главное здесь то, что маркет-мейкеры являются поставщиками ликвидности.

На биржах, испольщующих модель мейкера-тейкера, мейкеры поддерживают привлекательность платформы как торговой площадки. За предоставление ликвидности биржи вознаграждают мейкеров сниженными комиссиями. Тейкеры же, напротив, используют эту ликвидность для легкой и быстрой продажи и покупки активов, за что и платят более высокие комиссии.
Источник
 

tommy27

Гуру форума
В тему статьи:
Одно из информативнейших



+ бонусом про сам себе маркетмейкинг или "рисованные" иксы листингов
 

Посмотрели (3) Посмотреть

Верх