Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 № 1233).
Однако налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие данного налога не ограничивались.
Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 0,4% объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в т.ч. организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота. Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств: Налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в размере, зависящем от количества лошадиных сил транспортного средства.
Кроме того, Законом «О налогах на имущество физических лиц» физические лица, имевшие в собственности водно-воздушные транспортные средства уплачивали налог в зависимости от мощности мотора транспортного средства.
Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.
В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
"Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения. В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет. Основным критерием, по которому хозяйствующему субъекту присваивается статус налогоплательщика в целях применения гл.28 "Транспортный налог" НК РФ, является регистрация транспортного средства. Данный вывод следует из положений ст.357 НК РФ. В соответствии с ней плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Теоретические основы исчисления и уплаты транспортного налога
Региональный транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 г. взамен действовавших до того времени налога с владельцев транспортных средств, регулируемого Законом РФ от 18.10.1991 № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации”, и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц”. Он установлен гл.28 Налогового кодекса РФ и как все региональные налоги вводится в действие законами субъектов Федерации исходя из положений Кодекса. Налог является обязательным, поскольку субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей территории [1].
При этом Кодекс предоставил право законодательным (представительным) органам власти субъектов Федерации определять только следующие характеристики данного налога: ставку налога (в границах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Кроме того, при установлении налога в законах субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и соответствующие основания для их применения налогоплательщиками.
Таким образом, Налоговый кодекс предоставил субъектам Федерации достаточно существенные полномочия по установлению и введению транспортного налога [3].
Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. При этом имеется определенная особенность установления налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения другим лицам до момента официального опубликования закона о транспортном налоге. В этом случае налогоплательщиком выступает лицо, указанное в данной доверенности. При этом физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче их на основании доверенности другим лицам.
Объектом налогообложения Налоговый кодекс установил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке.
Вместе с тем Налоговым кодексом установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не относятся к объектам налогообложения.***