http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=311101-6&02
По качеству исполнения данный проект гораздо выше ЦРФИНовского. Однако, у ЦРФИНа проект предполагал регулирование именно деятельности форекс-брокеров, а в проекте FXOpen'а регулировать предлагается деятельность форекс-операторов, которые вообще говоря не являются форекс-брокерами, а фактически представляют собой посредников между клиентами и форекс-брокерами (или, как их там называют, поставщиками ликвидности). К деятельности форекс-операторов законом относится консультирование клиентов и посредничество в приеме/выплате денег, таким образом, данный законопроект просто легализует уже существующие в РФ "представительства" офшорных форекс-брокеров, которые работают в серую по партнерским схемам. Единственные новации, которые дает законопроект, кроме легализации представительств иностранных форекс-брокеров - это наделение форекс-операторов функциями налоговых агентов (как будут удерживаться налоги, пока не очень понятно, наверное на основании отчетов предоставляемых офшорным форекс-брокером), а также создание саморегулируемой организации форекс-операторов, которая будет стоять на страже интересов клиентов и не допускать форекс-операторство в пользу недобросовестных иностранных форекс-брокеров.
Вполне возможно, что такое регулирование и саморегулирование удовлетворит большинство клиентов, но необходимо понимать, что сам форекс-брокер в этом случае так и останется вне юрисдикции РФ, и претензии по качеству обслуживания к его форекс-оператору в РФ предъявить не получится. Насколько можно судить жалобы будет рассматривать СРО, причем скорее всего только жалобы общего характера на то, что такой-то брокер плохо обслуживает, что может грозить ему попаданием под запрет в конкретной СРО, а не на государственном уровне, но если эта СРО его собственная, то врядли ему что-то грозит))).
Так или иначе, проект FXOpen'а кажется более оптимальным для текущей ситуации с форексом в РФ, причем у него гораздо больше шансов быть принятым, т.к. там форекс идет вместе с набором других нужных видов посреднической деятельности, при этом нет "непонятных" терминов типа "форекс-дилер" или "форекс-сделка" и какого-то специального и отдельного их регулирования. Данный проект вполне может стать промежуточным этапом на пути к "полному" регулированию форекса в РФ, которое вроде бы является идеей ЦРФИНа, оба законопроекта по сути никак друг с другом не конкурируют, т.к. форекс-оператор может также успешно работать и в пользу российского форекс-брокера, вот только будет ли он это делать, если работать в пользу оффшора выгоднее, ну и российскому форекс-брокеру форекс-оператор врядли будет нужен.
До принятия закона о мегарегуляторе у обоих законопроектов не много шансов быть принятыми, т.к. организация регулирования в лице ЦБ+ФСФР и появление новых объектов регулирования в одно и то же время вряд ли будет положительно воспринято руководителями данных институтов, а их мнение скорее всего спросят перед тем как окончательно подписывать и выпускать в свет эти законы. А вот уже после появления мегарегулятора с ним и надо будет согласовывать регулирование форекса, могут двинуться вобще не в ту сторону, в которую хотят форекс-брокеры, например, создадут настоящий доступный для мелких клиентов биржевой форекс с единой подконтрольной регулятору площадкой и понятным ценообразованием, чтобы всякие инсты и ТТ не злоупотребляли, или оставят форекс банкам с поправками, предложенными ВТБ24 в статье "Действительно ли рынок FOREX нуждается в специальном регулировании на государственном уровне?" _http://www.rcb.ru/rcb/2013-03/207285/, чтобы не плодить новые объекты регулирования.