К вопросу об участившихся публикациях на тему "Нуждается ли рынок форексных услуг в госрегулировании?"
Наc тоже просили прокомментировать тезис о необходимости госрегулировании рынка FOREX, но в итоге это никуда не пошло… Наверное потому, что в нашей логичной и последовательной позиции по вопросу нет налета скандальности…)))
Ниже наши комментарии.
1) Нуждается ли рынок форексных услуг в госрегулировании?
Прежде чем говорить о госрегулировании, хотелось бы определится с тем, что подразумевается под форексными услугами.
Рынок Форекс на текущий момент очень многогранен:
- спотовые операции банков друг с другом по купле-продаже (конвертации) валют на межбанковском рынке и валютных биржах;
- форвардные (срочные) операции банков на межбанковском рынке;
- операции клиентов (как физических, так и юридических лиц) с банками по конвертации одной валюты в другую;
- операции трейдеров (как частных, так и институциональных) на срочном биржевом рынке (купля-продажа фьючерсов и опционов), осуществляемых первыми через брокеров, а вторыми как через брокеров, так и напрямую.
- и в заключении - операции частных трейдеров через дилинговые центры.
Как мы понимаем, именно последние и являются камнем преткновения.
Теперь давайте разберемся, есть ли регулирование по указанным выше направлениям.
Деятельность банков регулируется достаточно детально – это и ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и другие, плюс многочисленные подзаконные акты Центрального Банка России.
И если у банка есть валютная лицензия и право открывать счета физическим лицам, то в принципе он имеет право проводить операции как с другими банками на межбанковском рынке, так и конверсионные операции с физическими лицами.
Операции на биржах также достаточно детально регламентированы:
- ФЗ «О рынке ценных бумаг»
- ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
- подзаконные акты Федеральной службы по финансовым рынкам.
И для того, чтобы иметь возможность проводить операции на биржах, а также предоставлять туда доступ клиентам необходимо быть профессиональным участником рынка и иметь соответствующие лицензии.
Очевидно, что весь указанный массив нормативных актов исчерпывающим образом регулирует на территории Российской Федерации валютные операции как институциональных, так и частных трейдеров по всем граням рынка Форекса, за исключением последней – работы дилинговых центров.
И главный вопрос состоит в том, нужен ли еще какой-либо специальный закон для этой категории участников рынка или нет. А для того, чтобы это понять, нужно разобраться какие же услуги они оказывают.
Если они оказывают брокерские услуги, то есть предоставляют доступ на биржи, то их деятельность должна регулироваться блоком нормативных актов о рынке ценных бумаг.
Но большинство дилинговых центров не являются брокерами и не имеют брокерских лицензий.
Так может быть они осуществляют сделки купли-продажи валют со своими клиентами?
То же нет… Да они и не могут это делать, так как не являются банками с валютной лицензией, а операции в иностранной валюте между резидентами запрещены (за исключением операций, проводимых банками)…
Получается, что они лишь посредники между частными трейдерами и некими иностранными структурами (зачастую расположенными в оффшорных юрисдицкиях), оказывающими соответствующие услуги, деятельность которых в России регулировать невозможно, т.к. они не подчиняются нашему праву.
Таким образом, вопрос сводится к тому - можно ли каким-либо образом регулировать деятельность таких посреднических организаций.
На наш взгляд это сделать крайне затруднительно…
Конечно можно попытаться внести изменения в закон «О рекламе», либо запретив, либо жестко регламентировав рекламную активность таких компаний…
Но в эру интернет-рекламы и спам-рассылок такая мера вряд ли будет достаточно эффективна.
Поэтому в конечном итоге, говоря о госрегулировании форекса, не совсем понятно о регулировании чего именно мы ведем речь. По крайней мере не видя проекта нормативных актов тяжело говорить об эффективности предлагаемых мер.
Если же вопрос поставить несколько иначе – должна ли деятельность на рынке форекс осуществляться в правовом поле и должны ли быть частные трейдеры, осуществляющие операции на этом рынке, законодательно защищены, то ответ однозначно утвердительный.
2) Как введение госрегулирования отразится на структуре рынка?
Ответить на этот вопрос достаточно трудно, пока не совсем ясен предмет регулирования. Но вряд ли правильно говорить об изменении структуры – все основные участники никуда не денутся – банки как проводили, так и будут проводить валютные операции друг с другом и клиентами, брокеры будут предоставлять за комиссию доступ на биржу для работы с производными инструментами… Да и оффшорные компании, не подчиняющиеся нашему праву, вряд ли исчезнут…
Вопрос только в том, что станет с многочисленными посредниками, именующими себя дилинговыми центрами…
3) Какие аспекты деятельности форексных компаний наиболее нуждаются в регулировании?
Чтобы ответить корректно на данный вопрос опять же нужно определиться с терминологией – что мы понимаем под форексной компанией: посредника, оказывающего консультационно-информационные услуги на территории РФ с тем, чтобы клиент подписал договор с неким оффшором или сам этот оффшор.
В отношении первой, наверное, можно говорить лишь о добросовестной рекламе и информировании клиента обо всех аспектах работы на высокорискованном финансовом рынке, и в том числе о возможности потери всех средств в результате неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
А отношении последних можно лишь потеоретизировать… Если бы деятельность такой компании все-таки можно было как-либо отрегулировать, то наверное в первую очередь необходимо было бы ввести ограничение на размер плеча, как это сделано, например, для рынка акций. Какой уровень плеча является оптимальным: 1 к 50, 1 к 100 или 1 к 200? Это предмет обсуждения заинтересованных сторон – профессиональных участников и регулятора. Наш банк считает плечи более чем 1/100 уже чрезмерно рискованными, не позволяющими сохранить клиенту открытую позицию при сколь-нибудь существенном движении рынка.
Вторым аспектом регулирования данных компаний должен был бы стать минимальный капитал, который позволял бы компании расплатиться с клиентами. Клиент и без того рискующий получить отрицательный финансовый результат при неблагоприятном изменении цен не должен подвергать себя еще одному риску – неплатежеспособности компании, оказывающей ему данную услугу.
В-третьих, регулированию должен подвергаться и профессионализм трейдеров самой компании, непосредственно обеспечивающих проведение операций на рынке. Это могут быть и требования к образованию, минимальному опыту работы, а возможно нужна и дополнительная аттестация или членство в соответствующей профессиональной дилерской ассоциации (например, ACI).
И конечно же должно быть требование о подсудности споров между компанией и клиентом в юрисдикции клиента. Соответственно для российских клиентов речь идет о российских судах.
Но все это всего лишь теория. Пока трудно себе представить как можно реализовать эти требования для компаний, расположенных за границей, но оказывающих при этом услуги российским клиентам. А запретить российским клиентам обращаться в эти компании напрямую вряд ли получится.
4) Нужно ли клиентам брокеров госрегулирование рынка, если есть лицензируемые иностранные компании и банки?
А почему речь идет об иностранных брокерах и компаниях? В России также есть банки с необходимым лицензиями, оказывающими соответствующие услуги. А вообще подобный вопрос скорее нужно задавать клиентам, которые должны ответить - готовы ли они пожертвовать быстрым открытием счета через интернет и возможностью не платить налог с получаемого дохода ради чувства правовой защищенности. Думаю, что разные клиенты ответят по-разному на этот вопрос.
5) Какой государственный орган должен заниматься регулированием деятельности форексных компаний ?
И снова ответ будет зависеть от того, что именно планируется регулировать. В принципе регулирование валютных операций – это прерогатива Центрального Банка. Но таким регулятором для небанковских организаций может быть и Федеральная служба по финансовым рынкам. И тот и другой орган имеют достаточно знаний и опыта для осуществления необходимых регулятивных и надзорных функций.
6) Как вы оцениваете деятельность таких организаций, как ЦРФИН и КРОУФОР?
Весьма неоднозначно. С одной стороны у них есть комиссии по разрешению споров между клиентами и дилинговыми центрами. Это лучше чем ничего, поскольку в большинстве случаев клиенты являются слабой стороной в отношениях и никак не защищены от произвола компаний. Но с другой стороны – без законодательного определения их места в структуре участников рынка они выглядят, как попытка придать видимость легитимности иногда не совсем чистоплотным компаниям.
7) Что обеспечивает защиту интересов клиентов вашего банка?
Конечно же в первую очередь защиту интересов клиентов нашего банка обеспечивает соответствие договорной базы и проводимых операций всем требованиями российского законодательства. Это в свою очередь позволяет клиенту обратиться за защитой в суд, если он посчитает что его интересы ущемлены банком. А в-третьих, это максимальная надежность банка, входящего в международную группу ВТБ с государственным участием, гордящегося и дорожащего своей репутацией.
8) Что из себя представляет рынок форекс услуг в России, рынок, где клиенты компаний играют против рынка, или рынок, где игра ведется против самих брокеров?
На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ – слишком разношерстная «публика» пытается оказывать услуги на этом рынке в России. Все зависит от чистоплотности каждой конкретной компании.
Но при этом следует иметь в виду один важный момент. Изначально для межбанковского валютного рынка нехарактерен биржевой механизм работы, когда заявка клиента напрямую транслируется на биржу и уже там происходит ее исполнение. На межбанковском рынке биржи нет, поэтому он и называется внебиржевым, прошу простить за тавтологию. Банки работают несколько иначе – они совершают операции с клиентами (физическими лицами и компаниями) в результате чего формируется открытая валютная позиция. И этой позицией валютные дилеры банка управляют, регулируя ее (уменьшая или полностью закрывая) исходя из требований риск-менеджмента. Но при этом ни в коем случае нельзя говорить о том, что банки «играют» против своих клиентов.